Телефонные мошенники атакуют екатеринбуржцев: очередной жертвой вымогателей стала Светлана. Она живет за границей и приехала в отпуск на родину, где до нее и добрались злоумышленники. Опасный звонок наша собеседница приняла в магазине, где выбирала канцтовары для дочери, попутно планируя вечер с родными на шашлыках.
События развивались стремительно.
— Мне позвонили от лица мобильного оператора, они знали мое имя, отчество, дату рождения и даже верно назвали тариф, которым я пользуюсь. Начали с тарифа: сколько у меня там гигабайт, неиспользованных СМС и так далее, предложили сменить план. Потом сообщили, что мне нужно перезаключить договор, потому что срок истекает, — рассказала Светлана.
Она пыталась объяснить, что не может разговаривать и готова лично прийти в офис, но позже. Однако на том конце ее убеждали, что никуда ходить не надо, достаточно просто продиктовать код из сообщения, которое сейчас придет на телефон.
— Я думаю, это и сыграло роль — я тороплюсь, внимание отвлечено, и к тому же такие подробности о моем тарифе, которые мы обсуждали, — вот это всё усыпило бдительность, в результате чего я сообщила код. Да, не глядя — код был от «Госуслуг», — рассказала Светлана. — Разговор, однако, продолжался, и я начала нервничать, в то же время мне начал внезапно валиться странный спам в электронную почту. Я резко завершила разговор, поняв, что меня взломали.
Екатеринбурженка позвонила мужу, потом в техподдержку «Госуслуг», но смогла поговорить только с электронным помощником. Зато сразу после этого ей позвонил живой человек — якобы от «Госуслуг».
— Это был второй акт спектакля. Сначала мне сообщили, что временно заблокировали доступ к «Госуслугам» и теперь восстановить его будет возможно только через семь рабочих дней. А между тем «мошенники, у которых теперь есть все ваши документы, наберут на вас кредитов, и банки, конечно, проверять не будут». Далее меня пытались убедить, что мне нужно заключить соглашение с Банком России. Там меня проинструктируют, что делать, но я должна подписать документ, в котором есть пункт о конфиденциальности.
Это был третий акт под названием «Не говори никому»: я теперь не имею права никому, включая мужа, сообщать о том, как я решаю проблему.
Вы, говорят, скажите мужу (который всё это время пытался до меня дозвониться), что проблема решена, он ведь никак не поможет. И ни в какой МФЦ ходить не надо. В общем, это было давление, равное которому применял разве что директор школы в моем детстве, и ощущения были те же, — вспоминает женщина.
Но тут Светлана бросила трубку и освободила линию для супруга, который успокоил ее и убедил обратиться к правоохранителям.
— Тем же вечером, а был уже десятый час (какие уж тут шашлыки), я навестила местный отдел полиции, написала заявление, получила номер из Книги учета сообщений о происшествиях. На следующий день отправилась в ближайший МФЦ, где нашелся свободный слот по вопросу восстановления доступа на «Госуслугах», установила новый пароль, — рассказала наша собеседница.
Чтобы убедиться, что ее не записали в должники, она проверила данные о себе в Бюро кредитных историй — оказалось, что новых записей там нет.
— Последнее, что я сделала из предосторожности, — оформила подписку на сервис, отслеживающий изменения в кредитной истории, — рассказала Светлана.
Самый надежный способ защиты — не отвечать на звонки с незнакомых номеров, отмечают в пресс-службе управления МВД по Екатеринбургу.
— Заявление принято, сотрудники проведут проверку, — сообщили в полиции по поводу попытки кражи денег со счета пострадавшей.
Как часто мошенники звонят горожанам?
Для Светланы всё закончилось сравнительно благополучно, она потеряла только время. Но ежедневно мошенники уводят миллионы и даже десятки миллионов со счетов жителей Екатеринбурга. Так, 3–4 августа злоумышленники убедили десятерых горожан передать им более 24 миллионов рублей.
В случае Светланы вымогатели использовали популярную схему «развода» с фейковым оператором сотовой компании: на такую же клюнула заведующая филиалом колледжа им. Ползунова.
— Ей сообщили о необходимости продлить «договор на оказание услуг связи». В ходе общения со злоумышленниками потерпевшей поступила СМС с кодом, который женщина сообщила неизвестным, также ее убедили влезть в многомиллионный долг. Таким образом на нее оформили кредит в 4,8 миллиона рублей. Еще один потерпевший по указанию лжеброкеров также набрал кредитов на 5 миллионов рублей, пытаясь «заработать» на «криптобирже», — рассказали в пресс-службе УМВД.
Если пришлось вступить в разговор с незнакомым человеком, важно сохранять бдительность и критическое мышление.
— Не выполняйте указания незнакомцев, особенно связанные с манипуляциями деньгами или другими ценностями. Нужно остерегаться сомнительных предложений о заработке на «бирже» и различных «инвестиционных платформах».
Всегда проверяйте на достоверность любую информацию, поступившую от незнакомых людей.
Сотрудники правоохранительных органов, представители банков и иных структур не звонят горожанам и не требуют оформлять так называемые «зеркальные займы», не существуют никакие «безопасные счета», — отметили в пресс-службе полиции Екатеринбурга.
Часто мошенники действуют от имени Центробанка — проверить их очень просто.
— Когда на вас выходят от имени Банка России, помните, что представители регулятора никогда не звонят сами — только отвечают на обращения граждан. И тем более они не склоняют их к участию в спецоперациях по поимке преступников, не запрашивают данные банковской карты, включая ПИН-код. Если вам звонят от имени Центрального банка, наберите номер горячей линии Банка России 8 800 300–3000, — посоветовали в полиции.
А вам звонили мошенники?
У мошенников нет ничего святого, они пытались нажиться даже на трагедии со взрывом газа в Нижнем Тагиле.
Недавно в России приняли новый закон, по которому банки смогут блокировать переводы для защиты клиентов от аферистов. Мы рассказывали, как умершая екатеринбурженка оказалась должницей и кредит в полтора миллиона рублей банк пытался взыскать с ее родственников.