Екатеринбуржца Вячеслава Бородина осудили за причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее смерть. Одним из доказательств стала судмедэкспертиза, где причиной гибели назвали закрытую черепно-мозговую травму. Сторона защиты провела собственное расследование и выяснила, что данные этой экспертизы были скопированы с документа о другом трупе, а настоящего погибшего не исследовали. Что стало причиной смерти — большой вопрос, зато тело почему-то срочно кремировали.
Защитники написали заявление в СК на эксперта. Они считают, что документы по делу сфальсифицировали, и готовы доказать это. Рассказываем подробности.
Тело увеличилось в размерах и стало спортивным
Вячеслав поссорился с Сергеем зимой 2021 года. Причиной стало то, что Сергей, который вел маргинальный образ жизни, сидел в его подъезде и не хотел уходить. Выгоняя Сергея, Вячеслав ударил его несколько раз, в том числе по голове, а несколько раз Сергей падал сам, потом потерял сознание. На скорой его увезли в больницу, там сделали операцию, но пациент скончался. Главным подозреваемым и обвиняемым стал Бородин (нанесение побоев он не отрицал).
В больнице выяснилось, что Сергей страдал эпилепсией и другими болезнями мозга, связанными с асоциальным образом жизни. У него было несколько шрамов от ножевых ранений, которые ему причинил родной брат. Однако в результатах посмертного вскрытия ничего из этого не было указано. Более того, согласно документу, исследуемое тело разительно отличалось от тела погибшего.
— Согласно выписке из военкомата, рост Сергея — 170 см (родственники говорят и вовсе о 165 см), окружность головы — 56 см, длина стопы — 26 см. В больнице ему установили в голову клипсы, катетер, тахокомб (что следует из медицинских документов). Также имелись многочисленные болезни головы, в том числе атрофация мозга, которые можно выявить при исследовании мозга у трупа.
Однако экспертом исследуется неустановленный труп ростом 183 см, окружность головы — 60 см, длина стопы — 24 см.
Отсутствуют в голове клипсы, катетер, тахокомб. Не зафиксированы какие-либо признаки болезней головы, — пишет в жалобе адвокат Алена Яшечкина.
Также есть множество других несовпадений: Сергей плохо питался, страдал алкоголизмом и не занимался спортом, а исследуемый погибший был спортивным, питался хорошо и т. д. Посмертных фотографий трупа в уголовном деле тоже нет. Эксперт Анжела Илли, которой задали в суде эти вопросы, заявила, что, видимо, в военкомате неправильно измеряют, а ее оценка (183 см) верна. Однако она не смогла ответить на вопросы представителя защиты, известного эксперта с 56-летним стажем и кандидата наук Георгия Вишневского, который назвал выданное Анжелой заключение о смерти необоснованным.
В своей рецензии (копия есть у Е1.RU) Вишневский указывает, что не проверена одна из предполагаемых причин смерти — менингит, а на него были обоснованные подозрения с самого начала (на фибринозно-гнойный лептоменингит, имеющий вирусную природу). Не сделаны необходимые манипуляции, не взяты образцы тканей на гистологическое исследование — без всего этого говорить о том, что именно послужило причиной смерти, невозможно.
— Причина смерти подлежит пересмотру, так как отсутствует какое-либо обоснование ее, — пишет Вишневский.
По его словам, из-за отсутствия полноценного гистологического исследования нельзя утверждать наверняка, что повреждения не были причинены ранее, а в выводах достоверно не установлен механизм образования повреждений.
Расследование
Все эти странности списывались на ошибки и опечатки. Однако адвокаты Вячеслава провели свое расследование. Защита установила, что посмертное заключение Анжелы Илли на 99% списано с ее же заключения о другом умершем — Павле Сизове.
Екатеринбургский медик Павел Сизов умер в больнице от травм после встречи со случайным прохожим. 25-летний Равшан перепутал такси и сел в чужую машину, в которой сидели Павел с водителем, они сделали незнакомцу замечание. Такси уехало, а Павла вскоре после этого увезла скорая с переломом черепа. Врачи пытались спасти коллегу, сделали трепанацию, но травмы оказались несовместимыми с жизнью.
Публикуем эти два заключения. Совпадающие данные выделены зеленым цветом.
Эта версия объясняет, почему тело выросло со 170 до 183 см, как пропали шрамы, почему на теле нет следов хирургического вмешательства и как возникли все прочие нестыковки. Однако в суде Илли заявила, что это были опечатки. Защита Бородина делает выводы, что она обманывала сознательно и никакой труп она не исследовала, а просто скопировала данные из другого своего заключения семимесячной давности с похожей травмой. Тем самым совершив должностное преступление.
— Эксперт Илли ввела в заблуждение суд, прокуратуру, Следственный комитет. Создан опасный прецедент в правовой системе, когда человека осуждают на основе подложного документа, сфабрикованного должностным лицом — судмедэкспертом, — полагает Алена Яшечкина.
По этим фактам сторона защиты написала заявление в Следственный комитет. Там назначили проверку. Если действия эксперта признают фальсификацией, а ее показания — заведомо ложными, это уголовное дело, скорее всего, будет пересмотрено.
— 8 июля следственным отделом по Орджоникидзевскому району было организовано проведение доследственной проверки по признакам статей 303 и 307 УК РФ. По результатам будет принято решение, — сообщил заявителям руководитель первого отделения контрольного-следственного отдела (копия ответа есть в редакции).
Провести повторную экспертизу невозможно. Тело Сергея почему-то разрешили кремировать, что является грубым процессуальным нарушением.
— В нашем случае криминальный труп кремирован до начала расследования в Следственном комитете, — обращает внимание сторона защиты.
Криминальные трупы не разрешено кремировать, поскольку тело является уликой в ходе уголовного расследования. Тело можно только предать земле после вскрытия, взятия биологического материала на анализ и проведения экспертизы.
Мы рассказывали, как уралочку осудили за убийство мужа, а через два года выяснилось, что он умер сам. Почитайте, как девушка с онкологическим заболеванием добилась оправдательного приговора для своего парня.
Также мы писали о семье погибшего военного, которая полгода не может выяснить причину его смерти. Он умер при странных обстоятельствах. В свидетельстве причиной указали асфиксию, повешение, но родные не поверили в версию о самоубийстве.