Член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Сергей Кириллов и адвокат Роман Качанов побывали в СИЗО № 1 в центре Екатеринбурга, где в начале ноября с разницей в сутки погибли двое заключенных. Одного избили до смерти сокамерники. После этого ЧП в следственном изоляторе устроили жесткий обыск, на который членам ОНК устно пожаловались задержанные.
— Мы опросили в СИЗО 8 человек, — рассказал E1.RU Сергей Кириллов. — Первый же прервал рассказ из-за слез, расплакался. Рассказал, что [во время обысков] трусы снимали, били, оскорбляли. Из камер выкинули матрасы, продукты, все личные вещи. Один из опрашиваемых рассказал, что во время обыска был в суде, а когда вернулся, у него потерялось уголовное дело. Другой жалуется, что ладно бы били и издевались, но Коран на пол бросили. Мы опрашивали всех в присутствии временно исполняющего обязанности начальника СИЗО. Он сказал им: «Пишите заявление, будем разбираться».
Адвокат Роман Качанов также попал в СИЗО-1 и встретился с заключенными. Он подтвердил информацию общественников и рассказал подробности.
— Все арестованные говорят примерно одно и то же: вещи из камер выкидывали, в том числе ногами. Религиозную литературу и продукты — всё в одну кучу бросали. Один жаловался, что лекарства после этого у него пропали. Рассказывали, что выводили людей на «продол», то есть в коридор между камерами, ставили к стенке на растяжку. Били по ногам. Заставляли раздеваться до трусов. Потом трусы заставляли снимать. Сдергивали. Шутки отвешивали сексуального характера. Одному сказали: «Какая жопа, приедешь к нам в 46-ю, в петушатню посадим тебя». Я опрашивал несколько заключенных, которые сидят в ожидании судов. Все они еще пока считаются невиновными. Они говорили, что обращались к медработнику, чтобы зафиксировать [телесные] повреждения, а там будто бы отмалчивались, — сообщил Роман Качанов.
По его словам, убийства, которое произошло в изоляторе перед обысками, можно было избежать.
— Что касается убийства, то, как я понял со слов заключенных, один из арестантов был психически нездоров. Не уживался ни с кем из-за психологических проблем. Мог напасть на сокамерника ночью и начать душить. Его переводили из камеры в камеру. И после очередной выходки другие заключенные избили его до смерти. Я считаю, что в этом есть доля вины ФСИН, не углядели, — добавил Роман Качанов.
Также адвокат встретился с заключенным, у которого сломана рука:
— Его зовут Альберт И. Он рассказал, что когда его насильно подстригали, то руку неудачно загнули и сломали. Не думаю, что это было сделано специально. Но заявление он не стал писать. С его слов, ему пообещали оказать помощь, облегчить условия и так далее. Он обвиняется по террористическим статьям, идет суд. Сам он считает, что дело сфабриковано.
В ГУФСИН в свою очередь сообщили, что после обыска опросили заключенных, Альберт ни с какими травмами не обращался. В ведомстве назвали не соответствующими действительности все устные жалобы арестантов.
— Только 10 ноября он (Альберт. — Прим. ред.) заявил, что получил травму в вечернее время, ударившись локтем об кровать (обыск был раньше на несколько дней. — Прим. ред.). То есть время получения травмы не совпадает с обыском. Никаких заявлений от этого гражданина нет. От других заключенных также не поступало письменных жалоб на обыск. Что касается голодовок некоторых заключенных, то они также не связаны с обыском, — рассказали в пресс-службе ГУФСИН.
Две смерти заключенных с разницей в день случились в СИЗО-1 в начале ноября. Одного из заключенных убили сокамерники во время драки. В смерти второго заключенного, как сообщили в ГУФСИН, нет насильственной составляющей, подозревают отравление. Вскоре после этого, по словам заключенных, одетые в камуфляж люди устроили крайне жесткий обыск, выкидывая вещи заключенных и срывая одежду до трусов.