Шалинский участковый Юрий Золотко написал заявление в СК о том, как его начальство скрывало информацию о найденных неопознанных трупах. Он утверждает, что это не единственное нарушение. Полицейского сначала уволили, а потом возбудили уголовное дело. Сам мужчина полагает, что с ним решили «разобраться» из-за его принципиальной позиции — он всегда регистрировал все заявления и происшествия, отстаивал права сотрудников и отказывался закрывать глаза на преступления, которые происходили у него на участке. Рассказываем, что за странные дела творятся в районном отделе полиции в Шале.
«Хотел, чтобы всё было по закону»
Юрий окончил школу милиции и в 2016 году начал службу в качестве участкового уполномоченного в поселке Шаля Свердловской области. У жителей молодой и вежливый парень был на хорошем счету — боролся с торговцами нелегальным спиртом, выезжал на вызовы и разбирал жалобы. Но, по словам Юрия, на участковых навешивали и чужую работу.
— На тот момент участковый мог работать двое суток подряд, потом сутки — день — сутки без отдыха. Их отправляли на чужие участки, заставляли выезжать вместо оперов на место преступления в свой выходной. Участковых наказывали дисциплинарным взысканием и лишали премий в пользу «приближенных» сотрудников. К примеру, 13 участковых, а премия годовая от 40 до 100 тысяч на человека, — вспоминает Юрий. — Например, я выхожу с отпуска, а премию не выплачивают. Якобы не вовремя рапорт написал. И потом данный приказ отменяется как незаконный. Факты всех этих нарушений установлены судами. Я же просто хотел, чтобы всё было по закону.
По словам бывшего участкового, в шалинском отделе сложилась «кастовая» система, при которой самой низкой категорией стали именно участковые.
— В нашем отделе полиции сложилась такая практика, что следственно-оперативная группа, которая находится на дежурстве, не желала выезжать на место происшествия, — вспоминает Юрий. — И такую группу отправляют в крайних случаях, а пытаются отправить одного участкового. Даже находящегося дома в нерабочее время, безоружного. Дело в том, что большая часть начальников — выходцы как раз из оперативных работников и следователей. Например, сейчас начальник — бывший следователь. Они состоят в дружеских, а часто и в семейных отношениях со своими коллегами из таких служб, а в участковых стараются брать посторонних людей. И впоследствии необоснованно взвешивают именно на них чужую работу.
Именно по этой причине, говорит Юрий, иногда на вызовы подолгу не приезжали сотрудники полиции. Порой человеку приходилось ждать несколько часов и даже дней.
— Как при этом чувствуют себя оперативные дежурные, следователи, оперативные работники, которые по ведомственным приказам находятся на суточном дежурстве, при этом игнорируя сообщения граждан, непонятно. Но раз с них не требуют, то зачем выезжать. «Участковый выйдет — разберется», — они так и говорят жителям Шалинского района. А когда участковый после выходных приезжает на место происшествия, он выслушивает весь негатив в сторону полиции. Хотя в служебное время шалинские участковые всегда выезжают по сообщениям и заявлениям граждан, — утверждает Юрий.
Он начал законными методами бороться с этой проблемой, писать жалобы в региональный ГУ МВД со ссылкой на законы, и это принесло результат. Был изменен график дежурства и пересмотрены границы административных участков для участковых.
От любви до ненависти
— Моя жалоба помогла всем участковым улучшить условия службы. После чего меня благодарили участковые уполномоченные полиции, но стали недолюбливать начальники, которые были наказаны и лишены премий, — рассказал Юрий.
Но еще больше, по его словам, руководство было недовольно тем, что он всегда регистрировал все заявления о преступлениях и не хотел «заметать сор под ковер». Он полагает, что незаконные действия отдельных руководителей отражаются в итоге на простых людях и вызывают негатив к полиции.
— Если нарушаются права самих сотрудников полиции в отделе полиции, о каком восстановлении прав граждан можно говорить? Как, например, можно задерживать вооруженных преступников либо группу лиц одному без оружия? Да никак, — полагает Юрий.
— Первое обращение о нарушениях от меня было в 2019 году. Оно было рассмотрено, все факты подтвердились и после этого многое изменилось в лучшую сторону, в том числе график. Но отношение руководства ухудшилось, — добавил он. — Начались устные склонения: «Не нравится — увольняйтесь». Мы отвечали: «Мы нормально работаем, вы же нарушаете».
Участкового, который принципиально регистрировал всё как положено, сначала просто уволили, но он восстановился через суд. Следующей каплей стала история, когда на участке Юрия без его ведома спрятали три неизвестных трупа. Мы писали об этом. Рабочие наткнулись на два тела взрослых людей, и еще одно поменьше.
Спрятанные трупы
— Указанные начальники негативно относились ко мне, так как они укрывали различные факты о преступлениях в Шалинском городском округе (официально силовые структуры это пока не подтверждают и не опровергают. — Прим. ред.), с чем я был не согласен. Например, по сообщению 6 февраля 2022 года, поступившему от руководителя похоронной организации «Скорбь» по факту обнаружения рабочими на четвертом секторе кладбища трех трупов неустановленных граждан. По данному сообщению выехал подполковник Юрий Д., взяв с собой участкового c другого участка. Тот участок закреплен за мной, но от меня данный факт скрыли, как и скрыли его в целом, не регистрируя в установленном порядке, — сообщил в жалобе на имя прокурора области Юрий Золотко.
Он написал, что это не единичный случай сокрытия преступлений руководством.
— Подполковник полиции Юрий Д. приказал рабочим углубить яму, закопать данные трупы глубже, чтобы после этого захоронить Азовцеву М. С., не сообщая родственникам последней об этом, что и сделали рабочие похоронной службы. Однако позже мне об этом стало известно, в том числе данный факт в ходе разговора подтвердил сам Юрий Д., — утверждает бывший участковый.
Юрий возмутился таким решением и стал еще больше неугоден. Факт о спрятанных трупах затем подтвердил один из рабочих, копавший могилу и наткнувшийся на три неизвестных тела.
— В ходе копки [напарник] лопатой ударил о твердый предмет, мы посмотрели и обнаружили захоронение трупов. Лопатой он ударил о череп. При этом трупы были лишь частично разложившиеся, от них исходил запах гнили. Два трупа как взрослые люди, один небольшой комплекции, — рассказывал Олег. — Сотрудник полиции Юрий Д. приказал нам углубить яму, закопать данные трупы глубже, чтобы после этого захоронить покойную Азовцеву, не сообщая родственникам последней. Что мы и сделали. Никто эти трупы никуда не забирал и никуда не увозил, мне показалось это странным.
На данный момент благодаря заявлению уже бывшего участкового организована проверка на предмет криминала в смерти троих людей. Юрий добивается, чтобы проверили и сотрудников, приказавших не регистрировать, а спрятать трупы под могилой.
Через некоторое время после того как нашли и спрятали трупы Юрия второй раз увольняют, а потом еще возбуждают уголовное дело по ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Он утверждает, что сам стал жертвой нападения.
Уголовное дело
— 2 сентября 2022 года я шел домой, мне перегородил дорогу ранее судимый гражданин, которого я когда-то помогал привлекать к ответственности. Он был пьяный в компании таких же ранее судимых, начал оскорблять матом: «Мент ****ный» и тому подобное. Не давал пройти к подъезду. Я сделал ему замечание и попытался обойти его. Он схватил меня за одежду и начал замахиваться. Я, действуя в рамках закона, чтобы освободиться, ударил его рукой. Он отпустил меня, и я тут же ушел домой, чтобы не продолжать конфликт. Я сразу же доложил руководству, — вспоминает Юрий.
Однако дело о нападении на полицейского и нанесению ему телесных повреждений не возбудили. А через несколько дней Юрий сам стал фигурантом уголовного дела — у второго участника конфликта оказался разбит нос.
— Сначала несколько дней не регистрировали этот случай, уговаривали нападавшего написать заявление на меня, а потом появилось уголовное дело, хотя я действовал абсолютно в рамках закона о полиции, — возмущается участковый. — Нас этому учат: как освобождаться от захватов и отражать нападение, это уже рефлекс. Ничего опасного для жизни и здоровья я не применял. Я был во внерабочее время, без оружия и спецсредств.
Интересно, что ранее это нападение и проведенную служебную проверку по нему уже пытались представить как основание для увольнения Юрия, но гражданский суд, изучив материалы дела, в феврале 2023 года признал незаконными результаты этой служебной проверки и сам приказ об увольнении. В частности, суд обратил внимание на показания свидетелей, подтвердивших, что на Юрия напали, и отсутствие доказательств, что повреждения, с которым потерпевший обратился в больницу, были причинены именно в тот день.
«Перелом носа, согласно заключению эксперта, мог быть получен значительно раньше произошедшего конфликта»
— Из материалов дела, письменных доказательств, показаний свидетелей усматриваются противоречия в отношении фактов, установленных проведенной служебной проверкой, что ставит под сомнение доказанность вины и сам факт совершения проступка сотрудником полиции, — указала судья в решении.
Также судом было установлен факт сокрытия сообщения Юрия о нападении на него. Что является нарушением ведомственного приказа МВД.
Тем не менее дело теперь дошло уже до уголовного суда, в котором сам участковый оказался обвиняемым.
— По моему заявлению о нападении на меня я получаю отказы в возбуждении дела, которые потом отменяет прокуратура. А то, что меня обвинил ранее судимый человек, имеющий ко мне неприязнь и сам напавший на меня, это обвинение почему-то спокойно дошло до суда, — удивляется Юрий. — Они намерены меня осудить, чтобы иметь формальный повод уволить. Жена начальника, с которым у меня конфликт, работает в подчинении у этой судьи. Я просил отвод для нее, но мне отказали.
Юрий написал заявление в СК с просьбой проверить действия начальника и заместителя начальника Шалинского МО МВД на предмет фальсификации своего уголовного преследования и укрывательство других преступлений, в том числе и по спрятанным под могилой телам неизвестных.
Комментарии силовиков
Мы отправили запрос в СК с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Как только получим ответ, мы добавим его.
В областной прокуратуре отказались комментировать поступившую к ним жалобу на действия следователя по найденным трупам неизвестных людей и другим превышениям и попросили предоставить доверенность от заявителя.
В свою очередь руководитель пресс-службы Свердловского главка МВД Валерий Горелых порекомендовал не делать поспешных выводов, а дождаться итогов разбирательства по вышеописанной теме и выводов, которые сделают органы прокуратуры и Следственного комитета.
Ранее мы рассказывали, как отреагировали уральцы, у которых могилу родственницы сделали прямо над трупами неизвестных. Они крайне возмущены. Мы публиковали объяснение рабочего, который наткнулся на тела, когда копал могилу.
Почитайте также, как полицейского, героически боровшегося с бандами, после конфликта с начальством обвинили в фальсификации и уволили. Потом против него и вовсе возбудили уголовное дело после служебной проверки, инициатором которой был он сам, а затем еще одно. На этом дело не кончилось. Его неоднократно задерживали, отказывали ему в адвокате, избивали. Про его раскрытия сняли несколько фильмов.