Криминал «Слово пацана» истории Слово пахана. Экс-авторитет вступился за сериал и вспомнил, как на Урале сбивалась в банды по районам

Слово пахана. Экс-авторитет вступился за сериал и вспомнил, как на Урале сбивалась в банды по районам

По его словам, всё это началось задолго до 90-х

Олег Вагин был лидером «центровых»

Екатеринбуржец, который долгое время был близок к криминальным кругам, назвал правдивым скандальный сериал «Слово пацана» (18+) о казанских бандах. По словам Владимира (фамилию он просил не публиковать, поскольку не хочет лишнего внимания), аналогичные негативные процессы проходили в то же время и на Урале.

— Всё это было, к большому сожалению. Кто говорит, что нет — значит, был слишком маленьким в 70-е и 80-е, когда молодежь дралась улица на улицу и район на район. Уралмаш с Эльмашем. Южная подстанция с Елизаветом. ВИЗ с Центром. Такое было по всей России. У нас критики правдоподобности почему-то смотрят только на 90-е, а в девяностых участники этих молодежных банд уже выросли, и всё началось крутиться вокруг денег и крышевания. Более крупные ОПС подмяли их под себя. Те же «Визовские» и Старая Сортировка примкнули к «Синим». Елизавет, Синие Камни и Химмаш влились в ОПС «Уралмаш» Хабарова. Парни с Южной подстанции и Вторчермета стали двигаться с «центровым» Вараксина и так далее.

«С началом 90-х деление по районам стало плавно заканчиваться. Началось конкретное крышевание»

По его словам, и «Центр», и «Уралмаш» первое время имели общие интересы и позиционировались на известном в то время Шувакишском рынке.

— Сначала они варились в одном котле, потом уже дележ цеховиков пошел. И будущие бандиты — все выходцы с улицы, причем многие — спортсмены. Это в восьмидесятые денег в городе не было, и конфликты происходили на базе простой концепции «свой-чужой». А в девяностые все начали зарабатывать, в том числе и криминалом. Вся борьба шла за деньги, — вспоминает наш собеседник.

Самому ему в те годы не раз приходилось драться с «чужаками» или отбиваться от пацанов в чужом районе.

— Существовало это деление: тут мы — там они. Было опасно ходить по району, с которым у вас была негласная война. Если тебя поймают на «чужой» территории, то как минимум изобьют и отберут деньги. Меня лично били ножом, спасли только в реанимации. А друга моего вообще забили толпой на остановке. Могли избить за то, что ты одет как панк, металлист, неформал. Я помню, приятель у меня в конце 80-х носил ломик в рукаве. Почти все ходили со всякими приблудами или занимались спортом, — рассказал Владимир.

Что касается «пацанских понятий» и различных вопросов, за неправильный ответ на которые могли избить, то и они, по словам Владимира, были, но только чтобы иметь возможность «докопаться» до человека и «спросить» с него за какое-то реальное или выдуманное нарушение.

— Были все эти понятия. Тот — чухан, этот — реальный пацан. Все эти вопросы: «Ты кто по жизни?», «А кого знаешь?», «С кем работаешь?» Но все эти понятия были нужны, только чтобы разводить лохов. Чтобы спровоцировать на конфликт и потом толпой избить, ограбить, «поставить на счетчик». Просто видят, что ты не местный, и ищут возможность к чему-то прицепиться. Провоцируют тебя на грубость и потом: «Ты чё так разговариваешь?» За базар подводят тебя, чтобы ты растерялся. И что бы ты ни сказал, всё можно свести к неуважению и так далее. Не было каких-то единых правил: например, что если парень с девушкой, то его нельзя бить.

«Все эти пацанские понятия — это очень гибкая и лицемерная штука. Сегодня ты говоришь так, а завтра наоборот. Оправдать ими можно было всё что угодно»

Сам Владимир также был спортсменом и держался вместе с другими ребятами из своего спортивного клуба. Так они могли дать отпор другим уличным группировкам. Но это не спасало, когда кого-то ловили по одиночке.

— Из кинотеатра вечером выходишь, а тебя уже ждут, чтобы отмутузить и деньги отмести. Это было обычным делом, — вспоминает екатеринбуржец. — А потом начались 90-е, и на территорию стало всем плевать. Важно было контролировать коммерсантов, рынки. Их всех стали загонять под крышу, и занималась этим уже не улица, а крупные формирования. У нас было в городе таких три: «Синие», «Уралмаш» и «Центр». Потом еще «афганцы» появились.

Лидеры ОПС «Уралмаш» похоронены в стороне от дороги, памятники размещены спиной к идущим

«В итоге мы им вломили нормально»

А вот как вспоминает это время другой бывший авторитет — Андрей Овчинников.

— Раньше не было дутых авторитетов. Все знали, кто есть кто во дворе. Авторитет достигался не просто кулаками. Конфликт интересов решался массовыми мероприятиями — двор на двор или стенка на стенку. Всё просто было. Если обидели кого-то из наших пацанов в нашем дворе — пошли и толпой наваляли. Потом, если тебя знают на уровне двора, значит ты известен в районе. Если знают на уровне района, значит ты известен в городе, — рассказывал Овчинников в большом интервью.

Те годы он вспоминает с неохотой, признаваясь, что никогда не стремился к блатной романтике и не хотел бы такого для своих детей.

— Я жил и был известен в Верх-Исетском районе — меня быстро узнали. Был такой криминальный авторитет — Черепанов. Четверо его друзей испинали и ограбили нашего 14-летнего друга. Он, конечно, сопротивлялся, но там было четверо здоровых взрослых мужиков, уже сидевшие, все в наколках. И тогда я собрал своих ребят и сказал: «Пойдем найдем их главного». Нашли... Я сказал ему: «Ты думаешь, это справедливо, вчетвером на одного? Лучше отдайте нам тех, кто это сделал». Они не захотели, думали это так, молодежь пошумит, и всё. В итоге мы им вломили нормально, а там были известные люди, «беляевские» и другие. Вот так мы с ними и познакомились. Жизнь такая была, — вспоминал Андрей Овчинников.

Сериал «Слово пацана» рассказывает о так называемом «казанском феномене»: подростковых и молодежных бандах, которые действовали в Казани в 80–90-е годы. Группировки жестко делились по территориальному признаку, по районам. Кровавые подростковые бойни, двор на двор, район на район, вымогательство, грабежи: с годами самые крупные из банд выросли во взрослые ОПГ.

Ранее свердловский депутат Госдумы Максим Иванов, также выросший на Уралмаше, заочно поспорил с коллегой Ниной Останиной, которая призвала запретить сериал. А экс-мэр Екатеринбурга и криминолог считают, что на Урале всё было не так, как в сериале.

Прочитайте интервью с бывшим пресс-секретарем общественно-политического союза «Уралмаш». Лидер ОПС Александр Хабаров был известен не только как криминальный авторитет. Среди его известных акций были раздача денег голодающим шахтерам и знаменитое стояние в Цыганском поселке с целью припугнуть торговцев наркотиками.

Редакция E1.RU осуждает идеологию АУЕ (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
191
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления