Екатеринбуржец, который долгое время был близок к криминальным кругам, назвал правдивым скандальный сериал «Слово пацана» (18+) о казанских бандах. По словам Владимира (фамилию он просил не публиковать, поскольку не хочет лишнего внимания), аналогичные негативные процессы проходили в то же время и на Урале.
— Всё это было, к большому сожалению. Кто говорит, что нет — значит, был слишком маленьким в 70-е и 80-е, когда молодежь дралась улица на улицу и район на район. Уралмаш с Эльмашем. Южная подстанция с Елизаветом. ВИЗ с Центром. Такое было по всей России. У нас критики правдоподобности почему-то смотрят только на 90-е, а в девяностых участники этих молодежных банд уже выросли, и всё началось крутиться вокруг денег и крышевания. Более крупные ОПС подмяли их под себя. Те же «Визовские» и Старая Сортировка примкнули к «Синим». Елизавет, Синие Камни и Химмаш влились в ОПС «Уралмаш» Хабарова. Парни с Южной подстанции и Вторчермета стали двигаться с «центровым» Вараксина и так далее.
«С началом 90-х деление по районам стало плавно заканчиваться. Началось конкретное крышевание»
По его словам, и «Центр», и «Уралмаш» первое время имели общие интересы и позиционировались на известном в то время Шувакишском рынке.
— Сначала они варились в одном котле, потом уже дележ цеховиков пошел. И будущие бандиты — все выходцы с улицы, причем многие — спортсмены. Это в восьмидесятые денег в городе не было, и конфликты происходили на базе простой концепции «свой-чужой». А в девяностые все начали зарабатывать, в том числе и криминалом. Вся борьба шла за деньги, — вспоминает наш собеседник.
Самому ему в те годы не раз приходилось драться с «чужаками» или отбиваться от пацанов в чужом районе.
— Существовало это деление: тут мы — там они. Было опасно ходить по району, с которым у вас была негласная война. Если тебя поймают на «чужой» территории, то как минимум изобьют и отберут деньги. Меня лично били ножом, спасли только в реанимации. А друга моего вообще забили толпой на остановке. Могли избить за то, что ты одет как панк, металлист, неформал. Я помню, приятель у меня в конце 80-х носил ломик в рукаве. Почти все ходили со всякими приблудами или занимались спортом, — рассказал Владимир.
Что касается «пацанских понятий» и различных вопросов, за неправильный ответ на которые могли избить, то и они, по словам Владимира, были, но только чтобы иметь возможность «докопаться» до человека и «спросить» с него за какое-то реальное или выдуманное нарушение.
— Были все эти понятия. Тот — чухан, этот — реальный пацан. Все эти вопросы: «Ты кто по жизни?», «А кого знаешь?», «С кем работаешь?» Но все эти понятия были нужны, только чтобы разводить лохов. Чтобы спровоцировать на конфликт и потом толпой избить, ограбить, «поставить на счетчик». Просто видят, что ты не местный, и ищут возможность к чему-то прицепиться. Провоцируют тебя на грубость и потом: «Ты чё так разговариваешь?» За базар подводят тебя, чтобы ты растерялся. И что бы ты ни сказал, всё можно свести к неуважению и так далее. Не было каких-то единых правил: например, что если парень с девушкой, то его нельзя бить.
«Все эти пацанские понятия — это очень гибкая и лицемерная штука. Сегодня ты говоришь так, а завтра наоборот. Оправдать ими можно было всё что угодно»
Сам Владимир также был спортсменом и держался вместе с другими ребятами из своего спортивного клуба. Так они могли дать отпор другим уличным группировкам. Но это не спасало, когда кого-то ловили по одиночке.
— Из кинотеатра вечером выходишь, а тебя уже ждут, чтобы отмутузить и деньги отмести. Это было обычным делом, — вспоминает екатеринбуржец. — А потом начались 90-е, и на территорию стало всем плевать. Важно было контролировать коммерсантов, рынки. Их всех стали загонять под крышу, и занималась этим уже не улица, а крупные формирования. У нас было в городе таких три: «Синие», «Уралмаш» и «Центр». Потом еще «афганцы» появились.
«В итоге мы им вломили нормально»
А вот как вспоминает это время другой бывший авторитет — Андрей Овчинников.
— Раньше не было дутых авторитетов. Все знали, кто есть кто во дворе. Авторитет достигался не просто кулаками. Конфликт интересов решался массовыми мероприятиями — двор на двор или стенка на стенку. Всё просто было. Если обидели кого-то из наших пацанов в нашем дворе — пошли и толпой наваляли. Потом, если тебя знают на уровне двора, значит ты известен в районе. Если знают на уровне района, значит ты известен в городе, — рассказывал Овчинников в большом интервью.
Те годы он вспоминает с неохотой, признаваясь, что никогда не стремился к блатной романтике и не хотел бы такого для своих детей.
— Я жил и был известен в Верх-Исетском районе — меня быстро узнали. Был такой криминальный авторитет — Черепанов. Четверо его друзей испинали и ограбили нашего 14-летнего друга. Он, конечно, сопротивлялся, но там было четверо здоровых взрослых мужиков, уже сидевшие, все в наколках. И тогда я собрал своих ребят и сказал: «Пойдем найдем их главного». Нашли... Я сказал ему: «Ты думаешь, это справедливо, вчетвером на одного? Лучше отдайте нам тех, кто это сделал». Они не захотели, думали это так, молодежь пошумит, и всё. В итоге мы им вломили нормально, а там были известные люди, «беляевские» и другие. Вот так мы с ними и познакомились. Жизнь такая была, — вспоминал Андрей Овчинников.
Сериал «Слово пацана» рассказывает о так называемом «казанском феномене»: подростковых и молодежных бандах, которые действовали в Казани в 80–90-е годы. Группировки жестко делились по территориальному признаку, по районам. Кровавые подростковые бойни, двор на двор, район на район, вымогательство, грабежи: с годами самые крупные из банд выросли во взрослые ОПГ.
Ранее свердловский депутат Госдумы Максим Иванов, также выросший на Уралмаше, заочно поспорил с коллегой Ниной Останиной, которая призвала запретить сериал. А экс-мэр Екатеринбурга и криминолог считают, что на Урале всё было не так, как в сериале.
Прочитайте интервью с бывшим пресс-секретарем общественно-политического союза «Уралмаш». Лидер ОПС Александр Хабаров был известен не только как криминальный авторитет. Среди его известных акций были раздача денег голодающим шахтерам и знаменитое стояние в Цыганском поселке с целью припугнуть торговцев наркотиками.
Редакция E1.RU осуждает идеологию АУЕ (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ).