Верх-Исетский суд Екатеринбурга, в котором рассматривалось дело банды вымогателей (ст. 163 УК РФ), обвиняемой в истязании и пытках заключенных, внезапно вернул материалы в прокуратуру. Информация об этом появилась в картотеке суда. Там посчитали, что корыстные мотивы недостаточно раскрыты. В настоящее время все обвиняемые на свободе.
Напомним, силовики обвиняют бывших зэков-активистов в том, что они пытали заключенных в ИК-2 и заставляли их отписывать имущество в пользу таинственного заказчика, чье имя отказываются называть в суде. Им вменяют эпизод с отъемом базы на улице Комсомольской, которую заключенный Михаил Клок в 2013 году переписал на других лиц прямо в здании колонии (общая стоимость имущества составляет несколько сотен миллионов рублей).
— Суд ссылается на то, что органами следствия корыстная цель обвиняемых не раскрыта, а обстоятельства того, что указанные лица действовали с умыслом на получение материальной выгоды, в обвинении не приведены, — рассказал E1.RU адвокат пострадавших Никита Кошаков. — Однако по делу проходит заказчик, чье имя упорно не называют и у которого не так давно проходил обыск. Его личная заинтересованность укладывается в полной мере в статью 163 УК РФ. Поэтому возврат прокурору выглядит необоснованным. Мы направили апелляцию в Областной суд.
На скамье подсудимых пять человек: Георгий Ангельчев, Вячеслав Ващенко, Артем Кириллов, Александр Коробков и Алексей Протасов. Все они несколько лет назад находились в числе так называемых активистов в ИК-2, или бой-команды. По словам пострадавших, эти люди пытали осужденных и вымогали имущество по заказу и под руководством лиц, чьи имена не называются, а дела выделены в отдельное производство.
Согласно озвученному в суде обвинению, для того чтобы владелец базы на Комсомольской Михаил Клок и совладелец Дмитрий Чупраков безвозмездно расстались с ней, их в ИК-2 привязывали и избивали палками, угрожали сексуальным насилием, лили воду через полотенце на лицо, пока не станут захлебываться. В суде пострадавшие заявили, что активное участие в этом принимал криминальный авторитет по прозвищу Булка — Александр Булаков, застреливший человека в нулевых.
Булаков созванивался с заказчиком и командовал, что от кого нужно получить. Как ранее рассказывал переживший пытки в ИК-2 Валерий Поваров, банда не только вымогала имущество, но и выбивала нужные коррумпированным полицейским показания.
— Поначалу они [избивавшие] были в масках, чтобы я не запомнил. И пошло-поехало... Мне казалось, я пытался защищаться. Но когда на тебя летит сразу двадцать рук и ног плюс резиновые дубинки, то шансов нет. Как сейчас помню, очнулся в углу на полу и слышу: «Ты сейчас всё подпишешь, ты понял, куда ты попал? Это хуже инквизиции», — вспоминает Валерий.
Он рассказывал, что у некоторых активистов целые помещения были забиты отобранными одеждой, бытовой техникой и другими предметами, которые родственники посылали осужденным.
Известно, что в итоге контроль над базой на Комсомольской получил уральский бизнесмен Александр Горбунов. Сейчас базу арестовали по делу о вымогательстве. Оспорить это решение Горбунову не удалось, как и не удалось пока оспорить законность обысков, которые провели в его квартирах и коттедже, расположенном на территории закрытой воинской части.
Что касается выделенного дела о сотрудниках ГУ МВД, замешанных в схеме пыток, то его передали в Москву, где работают на высоких должностях основные его фигуранты. Они также не задержаны и не являются обвиняемыми. Само дело подвисло.
— Дело о даче взятки также возбуждено СУ СК РФ и находится в Москве, — сказал адвокат Михаила Клока. — За целый год следствия не проведено ни одного следственного действия, по крайней мере с участием моего подзащитного. Дейч (свидетель Дмитрий Дейч, он внезапно скончался во время расследования. — Прим. ред.) давал подробные показания с именами и фамилиями, должностью и званиями взяткополучателей, но они до сих пор числятся как неустановленные лица.
В 2017 году на скамье подсудимых оказались только пять заключенных ИК-2 и бывший заместитель начальника учреждения Михаил Белоусов. Все они получили от четырех до шести лет колонии за истязание и насильственные действия в отношении заключенных. Пытки и изнасилования были поставлены на поток и фиксировались на камеру телефона. С помощью таких изуверских методов злоумышленники получали колоссальную прибыль, исчисляемую десятками и сотнями миллионов рублей. Однако тех, кто был наверху этой пирамиды, так и не нашли.
Ранее мы рассказывали, как засекретили имя заказчика по делу банды вымогателей. Также мы писали, как работала пыточная в центре Екатеринбурга, в этом материале.
Другой екатеринбуржец также дал показания на банду убийц и «оборотней в погонах». Мы сообщали, что по делу об убийстве бизнесмена «всплыли» замы начальника СК. Свидетель на очной ставке заявил, что они помогали ОПГ уйти от ответственности. Также прозвучали имена высокопоставленных полицейских.
Всю информацию о екатеринбургском спруте, объединившем в себе сразу несколько громких убийств и других тяжких преступлений, мы собираем в отдельном сюжете.