В Екатеринбурге осудили 85-летнего заслуженного детского тренера Николая Ражева. Его приговорили к двум годам строгого режима по педофильской статье на основании слов 11-летней девочки. Публикуем новые подробности закрытого дела, а также мнения коллег и адвокатов тренера.
«Начал с нуля, всё организовал»
Виктор Малышкин тоже заслуженный детский тренер и давно знает Николая Ражева. Он рассказал, что сам порекомендовал коллегу в школу вести секцию настольного тенниса. Воспитанница позже обвинила Ражева в преступлении («Насильственные действия сексуального характера», п. б, ч. 4, ст. 132 УК РФ).
— Он до этого сидел без работы, но был крепкий еще. Начал с нуля, всё поднял, детей организовал. Все были довольны. Но была одна мама какая-то ненормальная. А наши органы не видят, что ли? Там даже банально нет условий для этого [совершения преступления]. И камеры были там — ничего не видно, — рассказывает Виктор Васильевич. — Коля никогда не сталкивался с правоохранительной системой. Хитростью из него признание получили, сказали, что это формальность и сразу отпустят. А потом он как узнал, что «натворил», сразу отказался от признания.
Николай Ражев — заслуженный мастер спорта СССР по спортивному ориентированию, капитан сборной Советского Союза, призер чемпионата мира, чемпион России по настольному теннису среди ветеранов. Работал в системе физической культуры и спорта более 50 лет. Победитель и лауреат многочисленных соревнований, воспитавший плеяду призеров и чемпионов.
По словам Виктора Малышкина, сейчас всё тренерское сообщество активно обсуждает произошедшее.
— Конечно, никто не знает, как сейчас работать. Дети на соревнования ездят одни, без родителей. Опять же, когда показываешь детям приемы определенные — берешь за руку или за плечо. Всё это могут повернуть против тренера. А как быть на соревнованиях? Ребенок заплакал — ты его обнял, успокоил. Это естественно. Мы им как папы и мамы, — объясняет Виктор Васильевич.
По его опыту, многие дети в таком возрасте могут фантазировать, и это нормально.
— У детей это бывает. В училище олимпийского резерва у нас был случай. Учителя говорят: мальчик пишет в сочинении, как во Франции был. А я знаю точно, что он дальше города не выезжал. А он пишет, фантазирует в подробностях. И ничего, нормальный парень вырос, — вспоминает Виктор Васильевич. — Мы Бастрыкину писали, Путину [по поводу ситуации с Николаем Ражевым]. Но вот такое отношение суда. Настрой сразу видно было.
Сейчас секция настольного тенниса в школе закрыта. Других желающих вести ее не нашлось.
«Мать была настроена агрессивно»
Адвокат тренера Юлия Бузуева сообщила, что будет обжаловать приговор в апелляции.
— Девочка рассказала, что он якобы посадил ее на колени и рассказывал, как ездил отдыхать в Грецию. Он никогда не был в Греции, мы взяли [об этом] справку. Мы разбирали каждое ее слово. Находили нестыковки вплоть до таких мелочей. Доказывать то, чего не было, очень странно. Раз суд вынес такой приговор (два года при максимально возможном сроке в двадцать лет по такой статье. — Прим. ред.), то суд прекрасно всё это понимал. Нужен был обвинительный приговор, — комментирует Юлия.
По версии обвинения, мужчина гладил девочку сквозь одежду. Однако, по словам адвокатов, на одежде девочки нашли потожировые следы мужчины. Провели генетическую экспертизу. Выяснилось, что они не принадлежат Николаю Ражеву. Защитники просили проверить молодого сожителя мамы девочки, но им отказали.
— Мать под конец следствия была настроена очень агрессивно, — говорит адвокат Юлия Бузуева. — Дело в том, что допрашивали свидетелей и других детей. И все сказали, что девочка часто обманывает, придумывает всякие истории. У нее диагностирован синдром дефицита внимания, она инициативно предлагает общение с собой другим людям. В школе даже гардеробщица рассказала, что девочка во время контрольных приходила в раздевалку и делала вид, что ей очень плохо. На предложение позвонить маме, говорила: «Давайте маме не будем звонить, она меня бросила и живет с другим мужчиной, родила другого ребенка, я никому не нужна».
— Это охота на ведьм, и ни к чему хорошему это не приведет. Рано или поздно случится взрыв, — считает известный уральский адвокат Сергей Колосовский. — Это одно из типичных дел, которые сейчас идут одно за другим. У нас периодически объявляют одну из категорий дел особо важной и начинают сажать по ней. Так было с полицейскими, банкирами, строителями.
«Сейчас под ударом тренеры и мужчины. Когда кончатся мужчины, возьмутся за женщин»
По словам адвоката, для следователей такое дело считается раскрытием особо тяжкого преступления.
— СК должен оправдывать свое существование. Система распробовала, что по таким делам можно легко получить хорошую статистику. Ребенка в суд, как правило, даже не вызывают. На примере нашего тренера можно говорить о том, что происходит беспредел сразу на двух уровнях. Первое — сам факт прикосновений, который невозможно опровергнуть. Второе — должен доказываться сексуальный мотив. Но на это вообще плюют. Экспертиза показывает, что нет педофильских наклонностей, ее просто игнорируют и пишут, что трогал с целью сексуального удовлетворения, — возмущается Сергей Колосовский.
Мы рассказывали, что на последнем перед приговором заседании подсудимому резко стало плохо, повысилось давление, пенсионера увезли в больницу. Ранее мы писали, как воспитанники тренера организовали целый пикет в его защиту. Прочитайте мнение его коллег, воспитанников и родственников об этой ситуации. Прочитайте также, в чем обвиняют Ражева и что он сам говорит об этом. Пожилой мужчина находился под стражей, пока его не отпустил под домашний арест Областной суд.