В Екатеринбурге против отца двоих детей, которого обвиняют в педофилии, возбудили еще одно уголовное дело о сексуальном насилии. Первое следователи завели по заявлению соседки семейной пары, по пункту «б», части 5, статьи 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера в отношении двух несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет».
В марте 2023 года соседка привела свою семилетнюю дочь в гости к Александру и Ирине (имена изменены. — Прим. ред.) и на час оставила ее играть с их пятилетней дочкой. Оба взрослых в это время были в квартире. Впоследствии соседка заметила странности в поведении дочери и спустя месяц написала заявление, по которому и арестовали Александра, а Ирину стали вызывать на допросы.
В августе следователи начали разбирательство по новой «педофильской» статье против главы семейства. В телефоне Александра сотрудник следственного отдела по Кировскому району обнаружил видео танцующей младшей дочери подозреваемого. Оно и стало поводом для второго уголовного дела по пункту «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ «Иные действия сексуального характера в отношении малолетней, не достигшей 14 лет».
Видео датировано 15 января 2023 года, рассказал адвокат Владислав Идамжапов. В тот день в гости к пятилетней дочке Александра пришла семилетняя подруга, дочь хорошей знакомой семьи (не та девочка, мама которой написала первое заявление. — Прим. ред.). Александр сидел за компьютером, потом занимался домашними делами. Тем временем девочки взяли его телефон и стали снимать видеоролики на кухне.
— На одном из таких видеороликов пятилетняя дочь Александра играла, веселилась, танцевала и баловалась под музыку, что совершенно естественно для детей этого возраста.
«В какой-то момент в порыве детского баловства девочка, одетая в обычную домашнюю одежду, внезапно сняла с себя шорты, зацепив и белье»
При этом она смеялась, веселилась и сказала, что «сейчас самое смешное делает», обращаясь ко второй девочке. Обе воспринимали это как детскую забаву, шалость, — рассказал E1.RU адвокат Владислав Идамжапов. Супруга Александра пояснила, что вместе с мамой семилетней девочки и старшим сыном была в это время в кино.
По словам Идамжапова, в телефоне у Александра множество видео и фото его детей (у пары есть еще одиннадцатилетний сын). Он не придал этой записи особого значения и не стал ее удалять. Свою супругу Ирину (имя изменено. — Прим. ред.) он попросил обсудить с дочкой такое поведение.
— Мы в шоке от предъявленного обвинения, поскольку из видеозаписи очевидно, что снимал ребенок, за кадром слышен смеющийся детский голос. Почему следствие это делает? Возможно, дело в том, что ранее против этого мужчины возбудили еще более абсурдное уголовное дело. Дело в том, что соседка привела своего ребенка, семилетнюю дочь, поиграть с дочкой Александра и оставила их на час. А спустя месяц написала заявление, — сообщил Идамжапов.
Драма с уголовными делами разворачивается на фоне тяжелой болезни супруги Александра и матери двух его детей, Ирины. Вот уже полгода она борется не только с раком, но и за честное имя своей семьи, которая остается без отца и кормильца.
— Лечусь, прохожу химиотерапию. Прогнозов нет, [пациенты], кого я знала, все уже на том свете. В моем случае мне остается только держаться и молиться, — рассказала Ирина.
Она понимает, что если с ней что-то случится, а Александр при этом останется за решеткой, дети могут оказаться в приюте. Все разбирательства последних дней особенно сказались на их пятилетней дочке, которую, по словам матери, допрашивали часами. При этом у мамы девочки, которая снимала видео, никаких претензий к семье нет.
— Это была пытка для ребенка, просто пытка. Ей весь день задавали одни и те же вопросы, и она не знала, что на них отвечать. Недавно она призналась мне, что придумала две игры [про одну из которых и рассказала следователям]. «Я это выдумала, смешная же игра», — сказала дочь.
«Ее должны были предупредить, что, если не знаешь ответ, нужно просто сказать "нет"»
На допросе были психолог и представитель опеки, но они никак не помогли дочери. Она говорила, что устала, но никто не покормил ее нормальным обедом. У нее не было тихого часа. Нас, взрослых, эти допросы выматывают, представляете, что с психикой пятилетнего ребенка. После [возбуждения] второго дела следователь [снова] попросил привести ребенка. Дочь спрашивает: «Мама, меня там мучить не будут?», — рассказала Ирина.
По словам женщины, она просит, чтобы допросы проходили дома или в детском саду, а не в кабинете. Ее младшая дочь очень тяжело перенесла следственные действия после первого уголовного дела.
— Дочь мне теперь такие вопросы задает, на которые я не знаю, как ответить. Она спрашивает, как можно доверять подружкам. Она же видит ту девочку во дворе! Психологи говорят, что ребенку нанесена серьезная психологическая травма, которая проявит себя позже. Я решила эту тему в разговорах с ней вообще не поднимать, — призналась Ирина.
Адвокат Владислав Идамжапов задается вопросом, почему весной соседка обратилась в органы только через месяц после предполагаемого преступления.
— Показания семилетней девочки опровергаются доказательствами, которые добывает следствие. Есть экспертизы, в том числе молекулярно-генетические, которые не подтверждают рассказ этой девочки и ее мамы. Здесь стоит обратить внимание на то, что их показания менялись. Мама выявила у девочки странное поведение, что девочка своим половым органом терлась о диван, какие-то другие предметы. Ребенок объяснил маме, что ее научил другой человек из другой квартиры, не той, в которой проживает Александр. Потом они почему-то поменяли показания и стали утверждать, что это Александр научил девочку действовать таким образом, — рассказал адвокат.
По его словам, все экспертизы, которые прошел Александр, сложились в его пользу. Психолого-психиатрическое исследование не выявило расстройства сексуального предпочтения.
— Всем стало очевидно, что произошла ошибка.
«Но следствие не может признать ошибку, учитывая, что уже полгода Александр находится в СИЗО»
И в этой ситуации следствие возбудило еще одно дело по съемкам с телефона, которые сделал ребенок. Понимая, что доказательств по первому обвинению не получено, следствие пытается всеми способами доказать свою правоту, преступая все человеческие и правовые границы. Это дело чрезвычайно важно, так как показывает явное несовершенство правоохранительной системы, которая доводит некоторые ситуации до абсолютного абсурда. Нужно находить и строго наказывать педофилов, но, если доказательства свидетельствуют о невиновности, следует прекратить дело и признать право на реабилитацию, — убежден Владислав Идамжапов.
Расследование ведет Кировское районное управление СКР по Екатеринбургу. По новому обвинению Александру грозит до 20 лет заключения, по первому — пожизненный срок. В пресс-службе областного Следственного комитета от комментариев отказались.
В сентябре 2022 года по подобному делу оправдали врача Владимира Громова, но сначала ему потребовалось обжаловать обвинительный приговор. Недавно в Екатеринбурге суд оправдал екатеринбуржца Антона Шерстобитова, которого обвинили в сексуальном насилии над ребенком. Обвинение строилось на словах пятилетней девочки. Она призналась, что ее родной отец подучил оговорить отчима. Он сделал это из ревности к новому избраннику своей бывшей жены.
Аналогичный случай произошел в Лесном в 2021 году.