Всю эту неделю Екатеринбург обсуждает, как опекун Вероника Наумова могла так долго скрывать смерть шестилетнего Далера и хладнокровно врать журналистам о том, что мальчик потерялся, когда на самом деле он был мертв уже полгода. Вероника врала и окружающим о том, где же был ее воспитанник и как он себя вел. Она выставила мальчика агрессивным и неадекватным, но каким он был на самом деле, не узнает уже никто...
Откуда в человеке взялась такая жестокость и почему именно шестилетний Далер стал жертвой ужасной травли? Об этом мы поговорили с двумя экспертами — философом и писателем Анной Кирьяновой и психологом Антоном Кузнецовым.
«Мальчик стал мишенью для издевательств»
По версии следствия, Вероника Наумова систематически избивала Далера. Это подтверждают и слова ее воспитанника Даниила Егольникова, который сбежал из семьи. Он рассказывал про издевательства над мальчиком: его якобы запирали в подвале и заставляли есть фекалии.
Всего у Вероники было трое своих и трое приемных детей, в том числе Далер и его родная 13-летняя сестра Дарья. Эксперты уверены, что на самом младшем, беззащитном ребенке семья срывала свою агрессию.
— Это очень страшная трагедия, чудовищная, как из фильма ужасов. Такое бывает, к сожалению, и не так уж редко: похожий случай был в Америке, когда опекун истязала девочку. Эта девочка стала изгоем, именно она навлекла на себя ненависть семьи, и приемная мать на глазах у других детей, а потом уже и с их помощью, истязала ребенка. Так же и мальчик стал мишенью для издевательств.
«Человек выбирает в качестве жертвы самого беззащитного в коллективе, и самое опасное, что другие участники сообщества вовлекаются в это»
Анна Кирьянова уверена, что публичность и открытость помогает бороться с такими ситуациями, как и постоянный контроль со стороны ведомств, службы опеки. Кроме того, опекуны должны не только беседовать с психологами перед тем, как брать приемных детей, но и проходить полноценное психиатрическое обследование. На данный момент по закону о психиатрической помощи это возможно только с согласия человека.
С этим согласен и психолог Антон Кузнецов. К сожалению, иногда люди проявляют агрессию и к собственным детям, не говоря уже о приемных. Эксперт предположил, что опекунша и ранее проявляла агрессию, просто не в такой форме, и это должны были заметить.
— Если ребенок родной, тут срабатывают защитные биологические механизмы, чтобы не причинять вред. По поводу чужого ребенка, которого человек усыновил или взял под опеку, этих механизмов нет, — отметил Антон Кузнецов. — Важно не переоценивать психологическое тестирование. Когда взрослый берет под опеку ребенка, психолог делает заключение, но есть люди, которые легко это обходят, потому что психологические тесты — это не анализ крови. Это просто опросник, формальный фактор, который как бы вроде защищает.
Могли ли ребенку внушить, что он болен?
Вероника Наумова рассказывала журналистам и своему окружению о том, что мальчик чуть не убил свою сестру, вел себя неадекватно и придумал себе воображаемого друга Костю. На допросе у следователей его сестра заявила, что слова про агрессию и психические отклонения мальчика — неправда.
Предположительно, мать внушала ребенку, что он ненормальный, чтобы оформить на него инвалидность или вернуть в социальные учреждения. Психолог Антон Кузнецов подтвердил E1.RU, что внушить ребенку то, что он болен, очень просто, и для этого не обязательно что-то ему говорить.
— Бывает так называемый индуцированный психоз, когда один из членов семьи болен психическим заболеванием, а проявляется оно у всех членов семьи, даже у взрослых, — объяснил Антон Кузнецов. — Было исследование, которое проводили на усыновленных детях. Оно показало, что если их опекуны имеют такие заболевания (например, шизофрению), то у таких детей больше шансов заболеть тем же.
«То есть когда тебя воспитывает психически больной человек, у ребенка есть все шансы получить это заболевание»
Есть генетический фактор, но есть и фактор воспитательный, так что внушить ребенку можно даже психиатрические заболевания, а что уж говорить о каких-то там невротических расстройствах, травмах и вообще о неадекватном поведении, — добавил эксперт.
Историю о том, как город три дня искал пропавшего мальчика, вы можете прочитать здесь. Суд уже задержал Веронику Наумову, сейчас именно она проходит главной подозреваемой в убийстве.