29 ноября 2021 года Алексей Володин ехал по поселку Сосновый Бор Артемовского района и увидел проходившего вдоль дороги Анатолия Вострецова, с которым у него шел гражданский процесс после случая со сгоревшим домом. Он выскочил, догнал мужчину и забил до смерти. Вострецов умер на месте. После этого Володин уничтожил улики и поехал на рыбалку.
Когда его разоблачили, он написал явку с повинной и заявил, что действовал в состоянии аффекта из-за оскорблений Вострецова. За убийство в состоянии аффекта он получил всего два года ограничения свободы (ч. 1 ст. 107 УК РФ), после чего подал в суд на мать погибшего, чтобы взыскать с нее деньги, которые хотел до этого получить от ее убитого сына. Мы пообщались с родственниками Анатолия Вострецова, которые возмущены мягким приговором и сейчас готовят кассационную жалобу. Рассказываем подробности этого неоднозначного дела.
Сгоревший дом
В ночь на 2 декабря 2020 года у Алексея Володина сгорел недостроенный дом в Сосновом Бору и хозяйственные постройки. Экспертиза показала, что причиной возгорания стал поджог. Погорелец сразу обвинил в случившемся Анатолия Вострецова. Возбудили уголовное дело, но никаких доказательств, по словам матери погибшего, пострадавшие так и не предоставили. Сам Вострецов категорически отрицал свою причастность к пожару.
— Он год не работал, пока шли суды по обвинению в поджоге. Он [вину] не признавал, — вспоминает Валентина Егоровна, мать Анатолия. — Я плакала: «Скажи правду». Он: «Мама, я этого не делал!» Когда загорелся дом, жена Володина выбежала на улицу и сразу стала кричать, что это Вострецов поджег. А потом выяснилось, что его вообще не было там в это время. Хотели посадить Толю, но никак не могли доказать [его вину].
По словам Валентины Егоровны, у Анатолия Вострецова был конфликт с криминальным авторитетом из Артемовского — экс-депутатом Геннадием Виноградовым (в 2022 году был приговорен к реальному сроку за убийства и бандитизм).
— Толя заступился за парня в баре и подрался с сыном Виноградова, за этого его посадили на три года, — вспоминает женщина.
В свою очередь Володин был тесно связан с кланом Виноградовых.
Как удалось выяснить E1.RU, Алексей Володин работает водителем у дочери Геннадия Виноградова. Вострецов перед смертью утверждал, что его оговаривают также из-за конфликта с Виноградовым.
На суде по делу о поджоге Володин угрожал Вострецову и вел себя нервно, агрессивно, обещал разобраться «по-мужски».
— Подонок, сжег нас, а мы сидим тут. До самосуда остается недолго, просто самосуд будет. До самосуда дотянете, — заявил Володин за три недели до убийства (согласно протоколу заседания. — Прим. ред.).
Несмотря на это родственники Володина и его коллеги (к слову, тоже работающие у Виноградовых) характеризовали его как спокойного и уравновешенного человека. В своих показаниях на суде он утверждал, что сам является жертвой — будто бы погибший вел себя аморально, издевался над погорельцем, жарил шашлык недалеко от его сгоревшего дома и махал рукой (такие он дал показания. — Прим. ред.). И тем самым довел Володина до срыва.
«Живого места не было»
29 ноября после очередного суда Алексей Володин ехал на своей Toyota Corolla вместе с женой и отцом. Он увидел Анатолия Вострецова, шедшего вдоль дороги, остановил машину и побежал за ним, якобы чтобы задать вопросы по экспертизе. Дальнейшее известно только со слов обвиняемого.
— Он меня послал. Оскорбил мою семью, стал угрожать ей. Сказал, что ударит, и замахнулся ногой, — сообщил Володин. — Я поднял металлическую трубу и ударил его по ноге. Он упал. Что дальше было — не помню.
По версии следствия, у Володина произошло сужение сознания из-за сильного чувства гнева и обиды и он решил прекратить действия Вострецова, убив его.
Комплексная экспертиза показала, что он находился в состоянии кумулятивного аффекта.
— Было проведено три экспертизы Володина на предмет аффекта. Который, надо отметить, появился не с первыми показаниями, а позже. Через какое-то время в допросах появляется высокое давление, ощущение привкуса крови и так далее. Эту же версию поддерживают его родственники, давая аналогичные показания. В суде все они воспользовались ст. 51 Конституции и отказались давать показания, — пояснила представитель матери Анатолия Вострецова Марина Романова. — И эти же протоколы (с описанием состояния) поступают экспертам для проведения экспертизы. Причем там данные только в пользу Володина.
«Но нет данных о том, что Володин управлял автомобилем сразу после убийства, уничтожал улики и ходил на рыбалку в тот же день с друзьями»
А это, по мнению независимого специалиста, исключает состояние аффекта. Нет показаний независимых свидетелей. Третья экспертиза, согласно заключению независимой научной рецензии, содержит максимальное количество нарушений, допущенных в ходе проведения.
Дело в том, что сразу после убийства Володин уничтожил орудие преступления, свою обувь и обувь жены, которая будто бы даже не выходила из автомобиля. Есть и другие нестыковки. Тем не менее уголовное дело переквалифицировали с ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда, повлекшего смерть) на более легкую ч. 1 ст. 107 УК РФ (убийство в состоянии аффекта).
Родственники погибшего уральца не верят словам обвиняемого.
— Мы не согласны с приговором. На Толике живого места не было. Переломаны ребра, выбиты зубы, лицо всё синее. Он был крепкий мужчина, широкий в плечах. Чтобы его уронить, надо было бы много силы. А Володин говорит, что пнул ногой — и Толик упал. Этого не может быть. И они [Володин и его жена] всё время говорят, будто Толя их оскорблял. Да он вообще старался с ними не встречаться лишний раз, потому что они провоцировали его на конфликт, а Толя всячески избегал этого! Он прямо говорил, что не пойдет еще раз в тюрьму, — рассказала E1.RU Ксения, сестра погибшего.
— Квалификация, считаю, неверная, искусственно занижена, — отметила адвокат потерпевших Марина Романова. — В основе приговора одна из экспертиз, к которой очень много вопросов. Согласно мнению независимого специалиста, она содержит массу существенных нарушений. Поведение осужденного, как до событий, так и после, никак не согласуется с наличием аффекта. Не ходят на рыбалку после убийства в состоянии аффекта и не уничтожают улики.
Ни разу не извинился
Суд отказал в повторном проведении экспертизы в другом городе и приговорил Алексея Володина к двум годам ограничения свободы, то есть назначил наказание по самой низкой планке. Ему учли явку с повинной, содействие раскрытию преступления, состояние здоровья, положительные характеристики, раскаяние и наличие малолетних детей. А также аморальность действий погибшего. С этим не согласны представители потерпевших.
— В приговор перекочевали домыслы из обвинительного заключения, которые подаются как факт. Виновность в поджоге не была доказана. Никаких доказательств оскорблений или угроз со стороны Вострецова не было, кроме слов обвиняемого и его родственников. Обратное — угрозы самосуда от Володина при независимых свидетелях — никак не отражено в приговоре. Явка с повинной была оформлена только после того, как Володина вычислили, что противоречит ее сути, — пишет в жалобе адвокат Марина Романова.
Она обращает внимание на то, что обвиняемый так и не дал полные показания, сославшись вслед за родственниками на ст. 51 Конституции, не сообщил информацию в части сокрытия оружия (его так и не нашли), подмены обуви и других существенных обстоятельств.
— Какое раскаяние? Ни разу они не извинились. Весь суд поджигателем Толю называли. Мы заплакали, когда получили приговор. Конечно, мы будем добиваться справедливости, — рассказала Валентина Егоровна.
На этом видео можно посмотреть, как проходили следственные действия и что рассказал убийца.
Убийца подал в суд на мать убитого
После приговора Алексей Володин подал в суд на мать убитого им Анатолия Вострецова. Он требует выплатить деньги за сгоревший дом, поскольку дело в отношении Вострецова закрыли по нереабилитирующим основаниям (в связи со смертью).
Летом 2022 года у Валентины Егоровны погиб второй и последний сын, Николай. Младший брат Анатолия Вострецова пошел на СВО и был убит под обстрелом. За его смерть государство выплатило компенсацию. Алексей Володин решил, что мать должна заплатить ему за дом из этих денег.
— Сын посмотрел, как ведется следcтвие, не выдержал и пошел добровольцем. До этого в Чечне служил. Говорит: если я не пойду, то я не выдержу и что-то сделаю с ним [Володиным]. Его очень сильно задевала эта несправедливость с обвинениями в поджоге. Ребята мои за правду и друг за друга стеной всегда стояли. Он погиб из-за того, что парня закрыл собой при обстреле.
«И Володин подал на меня в суд на 5 млн рублей. Дескать, раз она получит деньги за Кольку, пусть нам отдаст на дом. Так рассудили»
Похоронили Анатолия там же, где он жил, в Сосновом Бору. Незадолго до гибели ему исполнилось 45 лет. У мужчины остались две дочери и внуки.
— Он был очень трудолюбивый, ответственный. Семья у него на первом месте всегда была. Очень любил своих детей и внуков. Дома у мамы занимался строительством, всё делал сам, — сказала сестра убитого Ксения.
Иск к матери Анатолия Вострецова еще не рассмотрен.
Что касается Геннадия и Романа Виноградовых, то их арестовали в мае 2021 года. Присяжные заседатели признали отца и сына виновными в убийствах, но по некоторым обвинениям их оправдали. Все новости об этой истории мы собрали в одном разделе.
Почитайте про другой мягкий приговор. Охотник застрелил в лесу бизнесмена и остался на свободе. Мы рассказывали, как депутат спьяну застрелил на охоте человека и говорил всем, что это несчастный случай. Когда его разоблачили и дело дошло до суда, то его отпустили по истечению срока давности.
Мы писали также, что маньяк, казнивший двух человек, отделался принудительным лечением и вышел на свободу.