Телефонные мошенники начали наживаться на теме специальной военной операции. Житель Екатеринбурга попался на уловку преступников, желая помочь «военнослужащему из Донбасса». Иван потерял работу и решил встать на биржу труда. Для этого ему пришлось оформить карту «Мир», дочь помогла ему сделать электронную карточку.
— Для оформления документов он поехал за реквизитами в банк. Там сотрудник банка уговорила его выпустить пластиковую карточку и закрыть электронную. Папа отдал ей телефон, она что-то поделала там, заказала обычную карту и подключила СМС-оповещения. Как выяснялось позже, ничего она не закрыла, — сообщила дочь Ивана Александра.
После этого Иван стал получать звонки о вакансиях, хотя, по словам дочери, отец так и не встал на учет в Фонде занятости, потому что не умеет удаленно оформлять документы. Тем не менее, ему стали приходить предложения о поиске сотрудников. 24 февраля ему позвонил «военнослужащий с СВО», который попросил мужчину относить продукты больному отцу.
— Папа говорит: конечно, помогу, даже денег не надо, мне не сложно. «Военнослужащий» прислал ему пять тысяч на продукты и еще две за работу и попросил снять средства. Папа пошел снимать. Потом военный говорит: я случайно перевел служебные деньги, срочно сними их с карты и перешли по номеру телефона.
«Папа перепугался, пошел исполнять всё, что ему говорили. Пока снимал и переводил деньги, мошенник оставался на связи, это продолжалось четыре часа»
Потом мне позвонила мама, сказала, что папа нашел какую-то сомнительную работу. Я приехала в банк и силой забрала у него телефон, положила трубку. А он стоит, держит в руках деньги и говорит, что ему надо перевести их, — рассказала Александра.
По словам женщины, у ее отца со вклада списали 120 тысяч рублей. Половину вывели через систему Kiwi, а оставшуюся часть он три часа переводами по 7500 рублей отправлял на номер телефона. Пострадавший обратился в полицию. У Александры много вопросов к сотрудникам банка, которые не закрыли электронную карту, в результате чего мошенники получили доступ к интернет-банку по номеру этой карты и паролю. К ней привязали новый номер телефона и получили доступ к мобильному банку и переводам. В утечке персональных данных Александра винит банк, сотрудники которого не заметили факт мошенничества.
— Для многих сумма не большая, но для неработающего папы это накопления его жизни, которые он доверил на хранения уральскому банку. А банк говорит, что он сам виноват, и деньги возвращать не собирается, — рассказала Александра.
В ответе банка сказано, что операции проводили с использованием интернет-банка, пользоваться которым может только владелец счета.
— Доступ в систему банка производится на основании запроса ввода идентификационных параметров клиента и кода аутентификации, предоставляемого банком клиенту на мобильный телефон или электронную почту. По результатам расследования установлено, что при проведении операций все условия идентификации клиента были выполнены. Отменить проведенную операцию в одностороннем порядке банк не имеет ни технической возможности, ни оснований, — сказано в ответе банка на заявление пострадавшего. Там рекомендовали обратиться в полицию, что Иван и сделал.
Мы обратились за комментарием в пресс-службу УМВД по Екатеринбургу. Иногда бдительным горожанам удается отплатить мошенникам. Мы рассказывали, как екатеринбурженка довела одного из них до истерики. Почитайте также, как екатеринбуржец Артем разыграл мошенника, притворяясь дураком. Тот потратил кучу времени, но ничего не добился.