Три автора фильма-расследования о фабрикации дела в отношении основателя паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова сами получили уголовное преследование. Их обвиняют в ложном доносе (ч. 3 ст. 306 УК РФ). Рассказываем подробности.
Фильм «Спасти омбудсмена полиции» вышел в прошлом году. Громкое разоблачение устроили трое бывших полицейских — Василий Федоров, Евгений Моисеев и Ирина Андина. Последняя целый год вела жизнь двойного агента и изображала «жертву» Воронцова, чтобы собрать достаточно доказательств злоупотреблений сотрудников УСБ и показать, как на самом деле «стряпают» уголовные дела против неугодных правозащитников.
Грязной работой, согласно записанным разговорам, занимался бывший сотрудник свердловского отдела по борьбе с организованной преступностью Максим Кривошеин под руководством экс-начальника того же отдела Константина Строганова. Оба в 2018 году уехали в Москву на повышение.
Максим Кривошеин начинал в милицейском ОБНОНе Каменска-Уральского, затем перешел в ФСКН. Потом работал в Екатеринбурге, в отделе по борьбе с организованной преступностью регионального главка под руководством Константина Строганова. В 2018 году тот забрал его с собой в Москву — работать в управлении собственной безопасности под своим руководством. Когда в 2021 году Строганова назначили главой УВД по Северо-Восточному административному округу Московского главка, Кривошеин вновь последовал за ним, возглавив отдел по контролю за оборотом наркотиков УВД по СВАО.
В фильме было показано, как «жертву», которая прямо говорит, что ничего не было, уговаривают дать нужные показания, обещая восстановить на службе. Ирине покупают одежду в бутиках и селят в пятизвездочной гостинице.
Видео изобилует различными инсайдами и записанными разговорами, из которых следует, что в итоге Ирину действительно начали восстанавливать в должности за ее помощь в фабрикации уголовного дела, которое благополучно дошло до суда. Следователи уговорили ее переписать заявление, в финальной версии Воронцов уже открыто вымогал у нее деньги. После этого на суде «жертва» открыла карты и раскрыла правду. Эпизод убрали из обвинения, но никаких мер в отношении сотрудников не последовало.
А вот самих авторов через продолжительное время все-таки задержали. По словам Василия Федорова, их обвиняют в том, что они организовали и написали заявление о вымогательстве на Воронцова. В качестве доказательств фигурируют только протоколы допроса, которые появились через две недели после заявления.
— Ложные показания во время допроса — это совсем другая статья, 307 УК РФ, — рассказал Василий Федоров. — Не углубляясь в наличие состава преступления, скажу об очевидных нарушениях закона. Нам должны «натянуть» ч. 1 ст. 306 и 307, сроки давности по которым истекли. Но вместо этого следователь пытается «родить» нам тяжелую статью, которая обречена на оправдание в суде.
«До этого они могут еще долго пинать дело друг другу, продлевая нам стражу карманным судом»
Конечно, подаются апелляции, но результат вы знаете. Начальник УСБ, в попытках придать делу политический окрас, написал рапорт, что мы являемся сторонниками оппозиционных взглядов, — подытожил экс-полицейский.
Мы рассказывали, как фильм-расследование скрыли из поиска YouTube и Google. Свердловский ОБОП эпохи Строганова также фигурировал в других скандальных делах. Почитайте, как расследование старого убийства вылилось в коррупционное дело, в котором оказались замешаны высокопоставленные силовики. Несмотря на показания свидетелей, никто из них не был задержан.