В День России, 12 июня 2022 года, по свердловским СМИ разлетелась совсем не праздничная информация из Каменска-Уральского. В Сеть попало видео жестоких унижений девочки-подростка, на котором тринадцатилетняя Рита бьет и оскорбляет одиннадцатилетнюю Алину (здесь и далее имена изменены). Всё это снимает на видео еще одна девочка, Марта, ей тоже одиннадцать.
Действие происходит где-то на окраине Каменска-Уральского, в запущенной беседке.
— Как ты моего папашу назвала, ты, <…>! Я тебя спрашиваю, чего ты молчишь? — кричит старшая девочка на младшую. Перед этим она ударила ее ногой по лицу. — Жду ответа, <…>, что ты отвернулась?! Снимаешь? — спрашивает подросток у «оператора».
— Да, — отвечает Марта. Алина заливается слезами. Оказывается, за издевательствами наблюдала еще одна девочка, лет пяти-шести. Это сестра Алины Надя. Она подбегает к ней и обнимает, пытаясь то ли утешить, то ли защитить старшую. Малышка плачет.
— Девочки, вы не бейте меня, ради ребенка! — пытается достучаться до «подруг» Алина.
— Мне только ей нос разбить — и она идет домой! — говорит голос за кадром. Но издевательства не прекращаются.
Безобразная сцена подростковой жестокости осталась бы в длинном ряду подобных видео и в лучшем случае повлекла бы за собой только проверку со стороны органов опеки и сотрудников отдела по делам несовершеннолетних Каменска-Уральского. Но эти дети оказались еще и жертвами педофила, при этом две из девочек еще и неосознанно стали его пособницами.
Все девочки с родителями живут в отдаленном районе Каменска-Уральского, где частный сектор из трех десятков домов разбавлен старыми низкими многоквартирниками на два подъезда. В окрестностях — промзона и железная дорога. Отсыпанный щебнем проезд с ямами, беспорядочно заросшие кустами и деревьями обочины, пустыри. Из благоустройства — контейнерные площадки, самодельный навес на главной и единственной безымянной улице, под ним — старый диван. Здесь мы встречаем взбудораженных местных жительниц. Они обсуждают произошедшее.
Алину описывают как добрую и тихую девочку, которая привязана к дому. По словам местных, у нее есть отклонения в развитии, тем не менее она любит книги и всегда просит у соседей почитать, стремится к учебе и сама ездит в школу с двумя пересадками. Ее младшая сестра-шестилетка Надежда нуждается в коррекционном обучении, но мать «не может пройтись по врачам», чтобы девочка начала ходить на занятия. Еще у них есть брат Иван, он на год старше Алины. Вместе они научились готовить и даже следить за порядком, потому что мать якобы иногда «закрывает их и уходит».
В жилище на половине дома, где живет Алина, никого нет. Мать Ольга Петровна гостит у своих приятелей — родителей Риты. Соседи уверены: в том доме все уже пьяные, несмотря на то что еще далеко до обеда.
— Собаку и ту отвязали, она с голоду умирала, — объясняет одна из соседок. Маленький огород вскопан, но на нем, кажется, ничего не посеяли. Через окошки видны комната и кухня. В полумраке можно различить разбросанные вещи, неприбранную кровать, грязную посуду.
Тринадцатилетняя Рита вызывает опасения у местных жителей. Дерзкое поведение и унижения, которым она подвергла свою подругу, как будто вычеркнули из их сердец жалость. Они объяснимо переживают за своих детей, но оговариваются, что Рита их не трогает, потому что знает, что те под защитой.
Вероятно, Рита тоже жертва в этой истории. О ней говорят, что девочка оказалась под влиянием соседа, пенсионера с уголовным прошлым по прозвищу Помидор. Он живет в доме поодаль, но сейчас задержан. Нам известно его имя. Мужчине 68 лет, он неоднократно привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство, распитие спиртного и нахождение в пьяном виде в общественных местах. Также его привлекли к уголовной ответственности за причинение вреда средней тяжести здоровью человека (ч. 1 ст. 112 УК РФ) и незаконную рубку леса. Но в глазах соседок он едва ли не король уголовного мира. При этом описания мужчины расходятся. Одна из жительниц частного сектора описывает его как приличного человека.
— Приедет, поговорит, посидит, посмеется. Ну, такой. Всегда на позитиве, постоянно на велосипеде. О нем не могли такого подумать!
«Ну и потом уже, видимо, понеслось, что там и малолетки к нему ходили, пили и курили, и всё на свете»
У меня дочь пошла встречать знакомую из другого поселка, с коляской. И увидела выходящую оттуда [из дома Помидора] Риту в состоянии алкогольного опьянения, — заявила Лариса Александровна.
Другая, напротив, утверждает, что Помидор изъясняется только на фене, потому что отсидел 27 лет. После освобождения он женился, но в последнее время живет в доме без супруги, которая перебралась в другой дом в том же частном секторе. Детей у него нет, если не считать взрослой дочери жены. Третья рассказала, что Помидор любит смотреть на взрослых женщин и девушек «страшным взглядом».
— Стоит вечно облизывается, это да, — сообщила соседка пенсионера.
В начале июня среди жителей поселка разошлось отвратительное видео, на котором мужчина принуждал девочку к оральному сексу. Соседи утверждают, что это видео сняла Рита, а Алина была одним из действующих лиц. Всё это происходило незадолго до печально известной сцены с издевательствами Риты над жертвой.
Одна из соседок поговорила об этом видео с Алиной и записала часть разговора.
— Чтобы в дом завести, он позвал вас?
— Да. «Подойди, Рита». [Предложил ей] любовью заняться. Она сказала нет. Потом меня. Я сказала нет. Он сказал, что, если я не пойду, меня вызовут в ПДН.
— Чего он тебе такого сказал, что ты согласилась?
— В полицию, всё такое.
— Ты испугалась?
— Да.
По словам девочки, Помидор еще раньше совратил и Риту. Этого ребенка после скандала оставили с родителями — еще и потому, что участников одного конфликта нельзя держать в одном реабилитационном центре.
Дом, в котором живет семья Риты, находится метрах в 100–150 от дома Алины. Новости по поселку разлетаются быстрее, чем по сети 5G. Под окнами расположилась компания из двух мужчин и женщины, рядом — две баклажки пива. Нам говорят, что хозяева дома, но не откроют дверь. Так и есть: на стук и крики никто не вышел, хотя именно там находилась и мама Алины.
Зато через некоторое время появляется Светлана, бабушка Риты. Она соглашается поговорить.
— Я не знаю Помидора! Он тюремщик какой-то, к детям привязывался. Да не ходили они [к нему], они все вместе, он им давал денег, они просили на автобус в город поехать тогда, документы, это всё. Такого [разврата] не было. Рита говорит: «Меня не трогал он». Сразу говорит: «Он меня не трогал». Их проверяли, они девочки. Так что не надо этого, это было дело [медосмотр]. Нет, он их не трогал, — заявила Светлана.
Ничего более не добившись под дверью дома Риты, мы двигаемся к дому еще одной участницы скандала, Марты. Ее мама, Алла Сергеевна, тоже соглашается поговорить с нами. Про видео, которое снимала ее дочь, она в курсе.
— Я узнала через интернет, когда выложили это всё во «ВКонтакте». Передала сотрудникам полиции. Приехали полиция и ПДН в этот же день, когда вышел этот «репортаж» [с избиением]. Я позвонила маме Риты, фамилию ее не помню. Им сказала. Тут же приехали сотрудники полиции и ПДН. Я этот поступок не одобряю. Она [Марта] у меня наказана и сидит дома. И получила очень хороших, извините, люлей, — рассказывает Алла Сергеевна.
Женщина говорит, что не уследила за дочерью и два дня после такого шока лежала с давлением.
История с развратными действиями пенсионера в отношении других девочек ей тоже известна.
— Видео насчет Помидора отец Риты увидел у нее в телефоне. Они тут же поехали в полицию, и он написал заявление на Помидора. Он жил в своем доме, полиция удивилась, что мы его прямо в этом доме не спалили, потому что такая ситуация, видео прямо нецензурное, — рассказала Алла Сергеевна.
По ее словам, раньше к соседу у жителей претензий подобного толка не возникало. Женщина утверждает, что ее дочь с Помидором дел не имела, а вот Риту видели выходившей из его дома.
Что говорят в исполнительных органах
Сейчас Алина, Иван и Надежда переехали в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Лада». Вернутся ли они домой или их отправят в детский дом, зависит от решения опеки. По словам начальника управления социальной политики Каменска-Уральского Ольги Щевелевой, семья пострадавшей девочки состоит на учете с сентября 2021 года, так как мама Алины злоупотребляет спиртным.
— Мама кодированная, приводила в порядок жилье, неофициально работала. [После этого] было принято решение, детей ей возвращали. Посмотрим материалы, по которым провело работу ПДН, и будем принимать комиссионное решение. Семья Алины находится в социально опасном положении, поэтому была на жестком контроле у всех субъектов, — рассказала Ольга Щевелева.
Семью Риты также ставили на учет — в прошлом году, и тоже из-за пьянства родителей.
— Насколько нам известно, в семье жесткое воспитание со стороны папы, то есть в правильных манерах воспитывает: вовремя домой приходить, соблюдать комендантский час, учиться. А семья третьей девочки, которая проводила съемки, вообще в поле зрения профилактики не попадала, — пояснила чиновница.
О подозрении, что в отношении девочек было совершено сексуальное насилие, Щевелева узнала от корреспондента E1.RU.
— Первый раз слышу, — сказала она. — Конечно, с Алиной будут работать психологи. Но такой информации [у меня] вообще не было. Если этот факт подтвердится, однозначно, будет лишение родительских прав в отношении матери. Что касается Риты, то, когда она помещалась в учреждение, мы видели отца. Там как раз такое жесткое восточное воспитание. Мы говорили, что так воспитывать девочку не надо, мягче бы. И тут вдруг такое.
К Рите и ее родителям также направят психолога. Ольга Щевелева рассказала, что все неблагополучные семьи в этом районе сотрудники ПДН знают в лицо. Социальные выплаты эти люди зачастую расходуют на «праздники», но за много лет ни разу не было даже тревожных сообщений от соседей.
Ну а судьба Помидора теперь зависит от следователей. Пока они, как и полицейские, осторожно комментируют эти события, но обещают, что все факты, которые вскрылись в результате проверки, «обязательно получат правовую оценку».