Сотрудница РЖД из Новосибирска Светлана Иванова восемь дней выполняла указания мошенников, которые те озвучивали ей по телефону. Она набрала кредитов и отдала преступникам 3,2 миллиона рублей. Корреспондент НГС Илья Калинин выслушал кажущуюся нереальной историю обмана и выяснил у психолога, как мошенникам удается обманывать вполне адекватных людей.
«С вами будет говорить майор ФСБ»
Светлане Ивановой 56 лет (фамилия изменена. — Прим. ред.). Она работает инспектором в новосибирском отделении РЖД. В начале февраля Светлана была на больничном, именно тогда ей позвонили мошенники. Незнакомец представился сотрудником Центрального Банка России. Женщина говорит, что обратила внимание на аватарку с орлом и надписью «Центробанк» (разговор происходил по WhatsApp).
— Он мне рассказал, что на меня был сделан перевод… Новиковым Дмитрием Александровичем. Мол, знаю ли я такого? Я ответила, что не знаю и насторожилась. У меня два кредита: в Сбербанке, ипотечный, и в ВТБ — потребительский. Он тогда спросил, а не передавала ли я кому данные своего лицевого счета, на что я ответила, что ничего никому никогда не передавала. А он говорит, мол, подождите, сейчас с вами свяжется ведущий специалист Центрального банка, расскажет, как вам надо дальше поступать, — рассказывает корреспонденту НГС Светлана.
«Ведущий сотрудник» Центрального банка Антипов Даниил Александрович даже прислал фотографию своего удостоверения, чтобы женщина не сомневалась. И также стал пугать женщину мошенниками из банков, мол, якобы на нее через Новикова в «Альфа-Банке» оформлен какой-то денежный перевод, а потом еще огорошил, что с Ивановой будет говорить сотрудник ФСБ.
— Тут я вообще в шок впала: что к чему — сотрудник УФСБ, почему на меня такие люди вышли? Буквально же сразу перезванивают, и мужчина говорит таким ровным, спокойным голосом, поставленным. Представился майором УФСБ по Томской области Савченко Алексеем Леонидовичем, — вспоминает события того вечера Светлана Иванова.
«Майор» рассказал о нечестных банковских сотрудниках, которые подделывают данные клиентов и оформляют на них большие кредиты. И так как у Ивановой — подобная ситуация, то Савченко просит помочь ее отследить мошенников. Сама Иванова, мол, платить по этим кредитам не будет, надо лишь придерживаться четкой инструкции сотрудника ЦБ.
По словам мошенников, на женщину якобы были оформлены кредиты через ВТБ, Сбербанк, «Альфа-Банк», «Тинькофф Банк», «МТС Банк», «Почта Банк» и «Совкомбанк».
— Он (лжесотрудник ФСБ. — Прим. ред.) говорит мне: «На вас оформлен кредит, и в любой момент мошенники могут деньги снять. Вот чтобы этого не произошло, вы деньги снимите и тут же сразу их переведете на банковские ячейки ВТБ. Номера ячеек я вам буду говорить». Я собралась и пошла, — рассказывает Иванова.
Мошенники отправили женщину к ближайшему банкомату. Она сняла там 500 тысяч рублей и внесла их через другой банкомат на указанные «банковские ячейки». Перед этим Иванова через «банк-онлайн» оформила на себя в ВТБ кредит на эту сумму.
— «Сотрудник» УФСБ говорил, что, когда эта операция начнется, вот эти этапы предварительного расследования нельзя никому разглашать на основании 183-й статьи УК РФ («Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». — Прим. ред.) и статьи 159 УК РФ («Мошенничество». — Прим. ред.). Что все телефоны будут прослушиваться и надо оставаться на связи: телефон должен быть всегда включен, — вспоминает обманутая женщина.
Потом в разговоре с корреспондентом НГС она не смогла объяснить логику: зачем нужно было оформлять новый кредит и с него снимать деньги, если мошенники, как ее убеждали, кредиты на нее уже оформили. Вопросы звонившим женщина тоже не задавала: ее же предупредил «майор ФСБ» строго выполнять все указания.
— Вот знаете, ничего не закралось… Ведь везде говорят, что мошенники всякие схемы придумывают. И вот до такой степени они мозги мне запудрили, что я купилась. Жила бы с кем-нибудь, спросили бы, куда я пошла на ночь глядя, какие кредиты, какие деньги? — вздыхает обманутая Светлана.
В какой-то момент телефон у женщины сел, и она пошла домой его заряжать, а после снова отправилась к банкомату переводить остатки денег на указанные номера — то ли непонятных «ячеек», то ли на банковские карты, то ли на Qiwi-кошельки. Все деньги Иванова переводила маленькими суммами — по 10–15 тысяч рублей.
Обман длиною в восемь дней
Участие женщины в «спецоперации ФСБ и Центробанка» в тот вечер не закончилось. Освободилась Светлана Иванова только в районе шести утра, внеся на указанные счета более 400 тысяч рублей, которые до этого получила по оформленному онлайн-кредиту.
Через несколько часов мошенники снова позвонили Ивановой и отправили ее и дальше оформлять на себя кредиты, получать деньги и переводить их «для сохранности» на какие-то счета.
В очередной раз звонившие поручили ей взять кредит через онлайн-банк в Сбербанке, получить деньги в офисе и внести их на указанные счета. Таким образом женщина рассталась еще с 200 тысячами рублей. Заканчивала вносить эти деньги она уже через банкомат банка «Открытие» на Qiwi-кошелек.
— Я не спрашивала, почему туда, почему сюда — следовала четко указаниям Антипова. Выполняла все указания: сказали идти туда — иду туда. А почему — не задавала вопросы, — рассказала женщина.
Телефонные мошенники провели таким образом женщину почти по всем банкам Новосибирска: помимо Сбербанка и ВТБ, она оформила на себя кредиты в «МТС Банке», «Почта Банке», «Совкомбанке», «Тинькофф Банке» и «Альфа-Банке». Причем, по ее словам, в каждом отделении банка женщина честно рассказывала обо всех оформленных ранее кредитах, в том числе и самых старых — ипотечном и потребительском, и сообщала каждому банковскому работнику, что живет только на зарплату в 30–35 тысяч рублей.
Такую инструкцию ей выдали сами лжесотрудники ФСБ и ЦБ, пояснив, что честные банковские работники после информации о небольшой зарплате и куче кредитов новые ей не выдадут, а нечестные обязательно оформят на нее очередной кредит. И это срабатывало, замечает женщина: в некоторых банках после всей выданной информации ей отказывали в кредите. Отказывали Светлане Ивановой только трижды: в «МТС Банке», Сбербанке, где она появилась уже повторно, и в «Сетелем Банке», куда заехала впервые. В остальных случаях кредиты выдавали, не обращая внимания на низкую зарплату и высокую закредитованность заемщицы.
Самый большой кредит Иванова получила 5 февраля в офисе банка ВТБ. Женщина назвала корреспонденту НГС даже имя сотрудницы банка, которая расспросила ее обо всех кредитах и даже увидела в истории взятый накануне кредит в полмиллиона рублей. Однако новый кредит Ивановой в ВТБ всё равно одобрили и выдали наличными один миллион пятьдесят рублей. Которые она тут же перевела мошенникам.
Между банками и банкоматами женщина иногда передвигалась на такси. Мошенники разрешили Ивановой оставить себе 5000 рублей на продукты и проезд. Расходы на такси звонившие фиксировали и якобы заносили, как пояснила женщина, в свои отчеты.
«Нужно найти еще 500 тысяч рублей»
В какой-то момент мошенники сообщили, что изъятие денежных средств в рамках спецоперации закончилось, но теперь женщине нужно «подтвердить свою финансовую активность», а для этого следует найти 500 тысяч рублей. И вот тут, как выразилась сама женщина, у нее «что-то щелкнуло в голове»: она удивилась и спросила звонившего, почему ей следует подтверждать какую-то «финансовую активность» за свой счет? Но мошенник убедил женщину в том, что в России такие законы: 500 тысяч обязательно должны «пройти сегодня по Новосибирску».
Найти полмиллиона женщина в этот же вечер не смогла. Звонивший дал отсрочку и предложил занять деньги у знакомых (в банках кредиты ей уже не выдавали) или сдать ценные вещи в ломбард. В ломбарде, адрес которого назвали мошенники, ничего не взяли, так как он специализировался не на украшениях, а на дорогой оргтехнике. В итоге ей удалось занять немного денег в офисах микрозаймов (в одном офисе, на удивление, ей отказали), а еще занять деньги у родственников, коллеги по работе и потратить всю свою зарплату. Естественно, никому из родных женщина не рассказывала, для чего она занимает, как того требовал лжесотрудник ЦБ. Так ей удалось собрать еще около двухсот тысяч. Очередную истерику женщины с подозрением о мошенничестве приостановил лжесотрудник ЦБ. Чтобы убедить Иванову в том, что он реальный сотрудник, как заметила обманутая, мошенник прислал ей скан своего удостоверения.
Тем не менее сомнения в том, что она общается с реальными сотрудниками ЦБ и ФСБ, к ней возвращались. Но однажды звонившие сообщили, что «операция» закончена и у Ивановой вскоре появится новый лицевой счет. Рассказала о лицевом счете новая «сотрудница» по фамилии Смирнова. Звонила всё с того же телефона с аватаркой Центробанка. Смирнова объяснила, что лицевой счет на Светлану Иванову будет открыт, но он будет под размер ее зарплаты: на 30 тысяч рублей. А если, мол, Ивановой вдруг переведут на счет большую сумму, то она вся не поступит: часть денег якобы поместят на спецсчет в банке, с которого забрать их будет нельзя.
— Она выразилась так: если мне надо, чтобы на лицевой счет поступала большая сумма, например, 80 или 100 тысяч, то мне нужно сейчас внести эти деньги, чтобы увеличить размер счета. <…> Тут я возмутилась, что это уже грабеж. И сообщила ей, что эти деньги я уже никогда не найду. Тогда Смирнова сказала, мол, ладно, не надо торопиться, есть 48 часов для поиска денег, а если я смогу найти их раньше, то надо просто перезвонить. <…> И тут у меня и давление поднялось, и всё на свете: и в ушах шумит, и в глазах уже помутнело, и голова кругом пошла. Я окончательно поняла, что меня обманули, — призналась женщина.
Дойдя до дома, Светлана Иванова позвонила своей подруге-бухгалтеру и спросила про лимит лицевого счета. Подруга сразу объяснила, что такого не бывает, и сказала быстрее бежать писать заявление в полицию. С тех пор, как мошенники вышли на связь с жертвой, прошло восемь дней.
Кто звонил женщине и что предпринимают в полиции
Светлана Иванова сообщила корреспонденту НГС все телефоны, с которых раздавались странные звонки на протяжении всей операции, которую проводили мошенники. Список состоял почти из двадцати номеров. Корреспондент НГС перезвонил на каждый: дозвониться ни до кого не удалось.
Почти везде после набора номера шли короткие гудки (так было постоянно) или просто наступала тишина.
Один из номеров, с которого шли звонки мошенников, действительно принадлежал УФСБ по Томской области. Ранее корреспонденту НГС работник спецслужб рассказывал, что мошенники пользуются специальной программой, которая позволяют при звонке менять номер телефона на любой другой.
Потерпевшая женщина подала заявление в полицию. По ее словам, уголовное дело уже возбудили. Статью она уточнить не смогла.
Корреспондент НГС отправил запрос в полицию, но за определенный законом недельный срок редакция ответ не получила.
Почему в ВТБ дали миллион, несмотря на многочисленные кредиты
Общая сумма денег, которую мошенникам удалось вытянуть с жертвы за восемь дней, — около 3,2 миллиона рублей. Здесь и кредиты, которая она оформляла в банках, и месячная зарплата, и деньги родственников с коллегой. Пока Светлана не представляет, как будет справляться с ситуацией: чтобы законно не платить проценты банкам, надо подавать на банкротство, а у женщины еще не оплаченная до конца ипотека — осталось около 600 тысяч рублей. А пока получается, что ежемесячно по процентам Ивановой надо платить около 100 тысяч рублей. При ежемесячном доходе в пределах 30 тысяч. В профсоюзе на работе ей пообещали рассмотреть вопрос о выделении матпомощи в 5000 рублей.
Светлана Иванова уже предупредила банки о том, что попалась на обман мошенников. Небольшие долги перед микрофинансовыми организациями — там женщине дали всего около 60 тысяч — помогла погасить племянница.
Корреспондент НГС отправил запрос в Банк ВТБ, где обманутой выдали наличными миллион рублей, с просьбой пояснить, почему информация о двух незакрытых старых кредитах и взятых накануне 500 тысячах не остановила оформление нового займа.
В ВТБ рассказали, что всегда рекомендуют своим клиентам внимательно относиться к подозрительным телефонным звонкам и перезванивать в банк при любом подозрении.
— Вынуждая оформлять кредиты в короткий период времени, мошенники пользуются тем, что обновление данных о кредитной истории заемщика в БКИ происходит позднее. <…> При выдаче кредита ВТБ внимательно оценивает каждую заявку, проверяет платежеспособность заемщика и проводит проверку предоставленной информации на достоверность. На основе всех этих данных рассчитывается кредитный лимит заемщика и возможность предоставить ему заемные средства, — прокомментировали запрос в пресс-службе Банка ВТБ.
Почему люди обманываются и как этого избежать
Сама Светлана до сих пор не понимает, почему она выполняла все указания мошенников, хотя в какой-то момент начала подозревать, что это ненастоящие сотрудники ЦБ и ФСБ.
— Я сама себе не могу ответить на этот вопрос. Вроде считала себя неглупым человеком. Я не знаю, что со мной было, какое помутнение в мозгу случилось. Но психологи они конкретные: у них так хорошо развита речь, всё грамотно, всё четко, со знанием вот этого финансового банковского дела, хорошо владеют этими терминами… Мне сказали следовать неукоснительно указаниям Антипова, и я следовала. О последствиях не думалось вообще, мысль только одна: следовать указаниям, которые слышу. Я не знаю, что со мной было, — недоуменно замечает женщина.
Психолог Максим Седов объяснил, почему люди в большинстве случаев попадаются и будут попадаться в сети мошенников.
— Чтобы отключить у человека рациональное мышление, необходимо повысить тревожность. Есть такой способ. Это так устроено эволюционно: когда повышается тревожность, мы реагируем быстро. Тревожность — это реакция на опасность. Соответственно, у нас гены тех предков, кто реагировал быстро на опасность. А кто раздумывал, как отреагировать на рычащего саблезубого тигра, гены нам не оставил. При тревожности наше мышление становится автоматическим: мы пользуемся заготовками, которые у нас есть, а рациональность отключаем.
Способы, которыми мошенники повышают тревожность, самые разные. Повысить тревожность можно таким действенным методом: посягнуть на что-то значимое для человека. Вот тут (в истории Ивановой. — Прим. ред.) есть риск потерять деньги, а это уже взвинчивает тревожность, плюс обращение к таким ценностям, как гражданский долг, что у многих хорошо работает. Если у человека возникают какие-то рациональные проблески, начинаются апелляции, типа: как вы можете сомневаться, неужели вы не хотите помочь, ведь они могут столько людей еще кинуть и так далее, — заметил психолог.
Типичным примером, заметил специалист, могут быть известные случаи, когда человеку кто-то звонит, называется родственником, плачет, говорит, что попал в беду и нужна помощь. Порой тот, кого обманывают, сам называет звонившего по имени родственника, а мошенник лишь подтверждает озвученные догадки, продолжая поднимать уровень тревожности (рассказ о беде) и обращаться к ценностям (родственные чувства). Уровень тревожности также поднимается и ограничением по времени: так, например, работают счетчики на сайтах распродаж, которые показывают обратное время до окончания какой-то заявленной скидки.
— Как этому сопротивляться? Универсальный совет здесь такой: нужно как можно медленнее принимать решение. Время в данном случае играет как раз на руку. Именно поэтому все мошенники пытаются лишить тебя времени. Надо включать медленное мышление. Тут надо просто отвечать: «Мне надо подумать». Что касается пожилых людей, тут главный совет: убедить их всегда советоваться. Всегда, — подчеркнул Максим Седов.
В начале марта НГС рассказал, как мошенники обманули 66-летнюю Татьяну Урывкину. Женщина перевела преступникам на указанные счета около 600 тысяч рублей.