После резонансного происшествия на Сортировке, где подростки-южане сломали ногу женщине-педагогу, было сделано много громких заявлений. Полиция массово проверяла мигрантов. Разбирательства организовали в Следственном комитете, аппарате уполномоченного по правам человека, администрации города и даже в самих диаспорах Екатеринбурга.
Спустя три недели мы отправились в этот микрорайон и пообщались с местными жителями о том, что изменилось за это время. Ответы нас удивили.
«Вечерами не ходим по улице»
Несмотря на холодный пронизывающий ветер, народу на улицах много. Пожилая женщина спешит из магазина. Спрашиваем ее: как обстановка на районе, стало ли безопаснее?
— Вроде нормально. Если по-честному, я и раньше особо не ощущала опасность. Конечно, Сортировка — это дело такое... Мы же пенсионеры, дома сидим. Вечерами не ходим по улице, — рассказала наша собеседница.
В таком же ключе высказались еще несколько пенсионеров.
Идем на детскую площадку. Здесь под присмотром взрослых играют в снегу дети.
— Мы только днем гуляем, а потом сразу домой. Днем-то здесь спокойно. Они [молодежь] по вечерам возле «Монетки» собираются. Бывает, что молодежь ведет себя развязно. Но поскольку мы вечером не выходим, ни с чем таким мы не сталкивались, — поделилась молодая мама.
Для полноты картины ищем молодых девушек. Компания из трех весело болтающих старшеклассниц оказывается весьма кстати.
— Какая безопасность, серьезно, вы о чем говорите? — делится впечатлениями самая бойкая из девочек, с двумя косичками. — Наша безопасность — это мы сами. Я живу на Ангарской, рядом с «Семью Ключами». Когда в восемь вечера прихожу — темнота кругом, освещения нет. Одна никогда не ходишь в это время — только с кем-то. Приставали, выкрикивали в спину — это было. Это же Сортировка. Мы к этому привыкли, нормально, живем. За три недели изменений не заметили.
«Хочется уехать куда-то»
Но другие мамы признаются, что задумываются о переезде. Мы поговорили со Светланой, которая живет в этом районе уже пять лет и работает в поликлинике.
— Напряженно тут. Дочка идет у нас в первый класс. Не всегда есть возможность, чтобы ее кто-то отводил или забирал, — объясняет Светлана. — Возникает вопрос, как обеспечить ребенку безопасность по пути в школу. У нас не везде освещение, часто не горят огонечки. Кроме того, у нас двор проезжий. Машины гоняют.
«Возникает мысль, что надо искать место проживания в другом районе»
Женщина и сама сталкивалась с определенными острыми моментами, связанными с этническим многообразием этого района.
— Есть недопонимание традиций. Агрессия в ответ на замечания очень жесткая идет, и переживаешь за своих детей очень сильно. У меня сын 16 лет и дочка маленькая. Сразу думаешь: а как сын будет дальше, как дочка будет ходить в школу? Напряженно. Сразу хочется уехать куда-то, — объясняет Светлана.
Сама она за время проживания на Сортировке не становилась жертвой нападений, но о подобных случаях знает из первых уст.
— У нас на работе нападали на женщин-сотрудников. И грабили, и забирали ценности прямо возле поликлиники. Мы мирные жители, не хотим зла никому, но когда такое происходит, сразу думаешь о своих детях и о себе, потому что допоздна работаешь. Особого увеличения полицейских я не заметила за последние три недели. Один раз я видела патруль — мне стало спокойнее.
«Но когда полиции нет, особенно вечером.... Идешь и думаешь: было бы у меня что-то остренькое в кармашке»
«Надо было кого-то побить, чтобы на эту ситуацию обратили внимание»
Следующая наша собеседница живет в этом районе уже много лет, работает в узбекском ресторане и с мигрантами общается постоянно. По словам Юлии, ситуация становилась хуже с каждым годом.
— Мне давно уже всё не нравится. Когда приезжает два-три автобуса с мигрантами на конечные остановки и они все выходят оттуда — страшно становится, — рассказала она. — На ту сторону Сортировки мы вообще не суемся, там всё кишит ими. Сейчас вроде тихо, но летом ребята-южане буянили и шумели. Окна приходилось закрывать, страшно было. А так, этот район всегда этим отличался. У нас было много раньше таких случаев, когда и машины грабили, и людей. Я лично не боюсь вечерами ходить, за себя не боюсь — только за детей. Я всю жизнь прожила в этом районе. В принципе, всех знаю. И даже если иностранные граждане здесь живут, то, как правило, это уже примелькавшиеся личности. Многие торговцы здесь квартиры покупают из-за четвертой базы. Надеюсь, когда-нибудь ее не будет и будет на районе спокойно.
По словам девушки, криминальная обстановка ухудшается на фоне снижения доходов мигрантов.
— Во-первых — это коронавирус, они меньше стали зарабатывать, а сейчас, раз доллар вырастет и евро — будет хуже ситуация. У нас ресторан узбекский, и все повара — граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
«Им будет тяжело, они работали из-за разницы в долларе. Запросто может случиться всплеск грабежей»
Юлия считает, что район Сортировки давно требует пристального внимания не только полиции, но и администрации города.
— Полиции обязательно стоит относиться внимательнее к этому району, — полагает наша собеседница. — И не только полиции, а городу повнимательнее присмотреться. Потому что не должно быть такого скопления в одном месте нерусских граждан. Нельзя давать им создавать такие большие кланы. Если китайцы на «Таганском ряду» живут — они тише воды, ниже травы ведут себя. Они гуляют по парку, занимаются спортом. А эти граждане [узбеки, таджики, киргизы. — Прим. ред.] — они же выпивают периодически. Хотя вроде все непьющие, мусульмане. Но как напьются — бушлат снимают.
При этом, по словам Юлии, среди выходцев из соседних республик немало грамотных, интеллигентных людей, с которыми приятно общаться.
— Нам без них туго будет, — утверждает она. — Коронавирус мы пережили, и он показал, что русские не будут работать вместо них. Мы столкнулись с этим в ресторане. Мы поняли, что мы не можем без них. Поэтому, с одной стороны — надо сделать их поменьше, с другой стороны — это рабочая сила.
Из других проблем района девушка отметила слабое знание языка у многих мигрантов и слишком компактное расселение этнических групп, превращающее Сортировку в гетто.
— Они все легально якобы, но как они пересекают границу, если не знают элементарных фраз, не знают язык? Дай бог, если что-то изменится. Надо просто их расселять, по городу как-то раскидывать. Из-за этого уже за Сортировкой квартиры дешевые стали.
«Никто не хочет здесь селиться. Просто не хотят люди сюда ехать из-за этой ситуации»
— Каких-то особых изменений я не почувствовала за эти три недели. Вечером стараешься побыстрее дойти до дома. Темно на улице. Благоустройство этого района — это вообще другая сторона медали. Взять Сортировку и Заречный — небо и земля. Взять даже Привокзальный район — там всё по-другому.
«Про нас забыли. Надо было кого-то побить, чтобы на эту ситуацию обратили внимание»
Источник E1.RU в правоохранительных органах подтвердил, что вызовов полиции в этом районе стало меньше.
— Объективно — потише стало. Здесь непростой район, но сейчас реально снизилось число обращений и регистрируемых преступлений. Шумиха помогла, — сообщил наш собеседник.
Надолго это затишье или нет — покажет время. Сейчас же стало окончательно ясно, что проблема действительно назрела, и одними патрулями ее не решить.
А вы почувствовали, что уровень безопасности на Сортировке повысился?
Напомним, женщину и ее дочь избили вечером 11 февраля на Сортировке. Пострадавшая оказалась известным в городе педагогом. Ситуацию на контроль взял глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, а губернатор Свердловской области призвал разобраться с «бандой южан».
В итоге нападавших подростков задержали и отправили в СИЗО. Всю информацию об этом инциденте мы собираем в отдельном сюжете.