Многие екатеринбуржцы любят проводить праздники или выходные за городом. Особенно это актуально в преддверии Нового года. Понимают это и различные аферисты. Они размещают в Instagram фотографии уютных домиков (взятые с чужих сайтов), берут предоплату и вносят людей в черные списки.
Об одной из таких компаний E1.RU рассказал Александр (имя изменено. — Прим. ред.), который попался на уловку мошенников. Он искал место, чтобы отдохнуть компанией в конце ноября, в соцсетях наткнулся на рекламу домика dream.house.ekb, якобы расположенного в коттеджном поселке Николин Ключ (село Кашино).
На странице в Instagram гостям демонстрируют красивые фото и обещают уютный скандинавский домик со всеми удобствами (баня, мангальная зона, парковка, кухня и т. д.). Чтобы забронировать его на выбранную дату, нужна предоплата в размере половины от суммы заказа (минимум 4–5 тысяч рублей). Но оказалось, что всё это фейк.
— Вся переписка идет в Instagram, скидывают «левый» календарик. Дата свободна, ты деньги переводишь, и всё, до свидания, — рассказал Александр.
Он забронировал нужную дату и отправил 5,5 тысячи рублей в качестве предоплаты на карту Сбербанка, но потом засомневался и решил вернуть деньги. Ему отказали, а указанный в контактах телефон оказался «мертвым» — трубку никто не брал. Друг Александра попытался забронировать эту же дату с другого аккаунта и... конечно же, она оказалась свободной.
Окончательно иллюзии у пострадавшего рассеялись, когда он нашел реальный аккаунт домика — gamaki_house, из которого были скопированы фото скандинавского домика. Там же была информация о мошенниках.
— Уважаемые подписчики, в Instagram существует аккаунт dream.house.ekb., relax.house.ekb (после этого поста начали менять название) — это мошенники, которые используют фото нашего дома и «сдают» его. Разумеется, после перевода аванса вам больше никто не отвечает. Наши жалобы в Facebook ни к чему не приводят, так же как и заявления обманутых людей в полицию, — гласит сообщение на страничке gamaki_house.
Под этим постом — множество комментариев обманутых жителей.
— Нас тоже они обманули вчера, не дозвониться, не дописаться. Деньги в трубу и испорченный отдых, — пишет одна из подписчиц.
Не всем повезло быстро раскусить обман. Часть людей узнала, что по указанному адресу никакого домика нет, только по приезде в Николин Ключ.
«Реклама у них даже более успешная, чем у нас»
Мы связались с Иваном, владельцем настоящего аккаунта дома. Он рассказал, что фейки прекрасно себя чувствуют в соцсетях и даже обгоняют по раскрученности оригиналы.
— Дом наш построен в апреле этого года. В мае они уже всё скопировали. Я попытался заблокировать тот аккаунт, но Facebook (компания-владелец Instagram. — Прим. ред.) не блокирует, а, наоборот, рекламирует их. Люди пишут заявление в полицию, но это результатов не приносит. Блокируют карты Сбербанка, но они заводят новые, — пояснил нам Иван.
Когда он разместил информацию о мошенниках на своей странице, то подвергся хакерской атаке.
— После того как я выложил этот пост, они минут через пять сменили название и логотип. А потом электронная борьба началась. У меня за два дня взломали личные аккаунты в Instagram, аккаунт в «ВК» и электронную почту. Я думаю, это была месть, — рассказал наш собеседник.
В итоге фейковый аккаунт домика продолжает функционировать, несмотря на все жалобы, и порой опережает по популярности настоящий аккаунт домика.
— Цена у них ниже, но при этом аванс они просят больше. Люди на это покупаются.
«Реклама у них более активная и агрессивная — лучше, чем у настоящего домика. Они ведь тратятся только на рекламу, других расходов нет»
Иван отметил, что хоть он и просит аванс, но не такой большой, и всегда готов показать реальные документы на собственность и актуальные фотографии в любое время года.
— Очень часто жалуются нам пострадавшие, и мой телефон даже давали в полицию. Я думаю, что у них [аферистов] домов несколько и там работают несколько таких отделов. Реклама не останавливается. Видимо, деньги не пахнут. Очень они портят репутацию и нам, и всей отрасли, обманывая всех, — подвел итог наш собеседник.
Как защититься?
Иван дал несколько советов, как не попасть на удочку таким мошенникам.
— Самое простое — у них отсутствует календарь бронирования, посты других людей с отметками реального аккаунта. На фотографиях нет физического логотипа их названия. Кроме того, на «Яндекс.Картах» мы зарегистрировались, а у них этого нет, потому что дома у них нет, — сообщил мужчина.
В екатеринбургском Центре защиты прав потребителей в свою очередь посоветовали быть внимательнее при выборе мест отдыха и аренды загородного дома через социальные сети. Использовать их рекомендуется лишь в качестве дополнительной информации.
— Всегда стоит искать и другую информацию: официальный сайт базы или арендодателя (как правило, такой бизнес имеет свой сайт либо размещает информацию о себе на сайтах агрегаторов владельцев информации). Также мы рекомендуем изучать отзывы по возможности, — сообщили в Центре защиты прав потребителей. — Можно прибегнуть к хитрости: поискать информацию в интернете по фотографиям, размещенным в рекламе. Иногда одни и те же фотографии используются разными сайтами или страницами в соцсетях.
Кроме того, можно воспользоваться картами в интернете и посмотреть, есть ли по указанным координатам какие-либо строения. При выборе мест отдыха рекомендуется использовать известные агрегаторы (маркетплейсы) или обращаться в туристские агентства, либо вести переговоры не онлайн, а лично, оформлять договор в письменном виде и избегать предоплаты.
Ранее мы писали про похожий обман с фальшивой арендой, там с пострадавшими даже заключали договор и убеждали их по телефону.
Кроме того, мы рассказывали, как в Сочи дурят туристов при аренде домов.