Анастасии Павлович 38 лет. Она работает преподавателем фортепиано в музыкальной школе, но прямо сейчас находится в декрете: ее младшему сыну год и семь месяцев. Старшему — пять. Муж Анастасии работает электриком, и для их пары с двумя маленькими детьми любая крупная трата весьма ощутима. Тем сильнее оказался удар, когда в их дом вдруг пришло письмо от коллекторов.
— Сейчас я понимаю, что схема мошенничества началась 25 апреля. Накануне электронных выборов мне пришло СМС о том, что мой номер телефона на сайте госуслуг был изменен. Я тут же зашла на портал через приложение, оно позволяет это сделать по упрощенной схеме, — сообщает Анастасия.
В своем кабинете она увидела чужую почту и номер телефона. Женщина удивилась, но, поменяв всё обратно, вышла и легла спать. А в следующий раз просто не смогла зайти на сайт.
— Ни через номер, ни через почту, ни через СНИЛС, — вспоминает Анастасия. — Пришлось идти в МФЦ. Это получилось сделать только через несколько дней — у меня маленький ребенок. Доступ мне восстановили, и я снова поменяла данные в кабинете на свои. Сделала скриншот, поменяла пароль. А 6 мая мне снова приходит то же самое СМС. В этот момент я наконец поняла: взлом.
Анастасия сделала всё то же, что и в прошлый раз. Однако теперь она сделала скриншот с чужими данными в своем личном кабинете. Впоследствии этот скриншот сильно облегчил работу следствию. Взломщики не успокоились, и роковое СМС пришло в третий раз: тогда восстановить доступ к учетной записи даже в МФЦ получилось с трудом.
На время ситуация улеглась, но на этом все не закончилось. 20 июня Анастасии пришло бумажное письмо в конверте, испачканном страшными черными кляксами. В письме коллекторы требовали выплатить почти 15 000 рублей в микрофинансовую организацию. Кредит был взят 27 апреля — спустя два дня после первого взлома. Коллекторам Анастасия отвечать не стала и сразу пошла в полицию. Заявление о мошенничестве приняли без проблем. Хотя многое Анастасии пришлось выяснять самостоятельно: в полиции объяснили, что так будет быстрее, чем через прокурорские проверки.
— От «Госуслуг» я добилась перечня мест и времени, в которое выполнялся вход в мою учетку. Оказалось, это единственное, что техподдержка «Госуслуг» вообще может сделать для обычного человека. Никакой службы безопасности у этого сайта просто не существует. Гражданин против взломов остается один, — возмущается Анастасия. — Есть оператор Министерства связи и массовых коммуникаций — на него меня постоянно ссылали для получения оригинала справки о том, что взлом все-таки был. Но дозвониться туда — это отдельное приключение.
Также в рамках следствия Анастасия получила от своих банков выписки о том, что на ее счета не поступало никаких лишних денег. В бюро кредитных историй она снова обращалась сама.
— Полиции удалось выяснить, куда ушли мои деньги: оказывается, на меня открыли карту в Тинькофф-банке. Всё это было сделано без моего участия. Как — я не знаю, — сообщает Анастасия. — Зато полиция точно установила, что взломал мою учетку и набрал кредитов один и тот же человек.
Именно кредитов: недавно Анастасии пришла информация о новом займе, взятом на ее имя. Она предполагает, что их может быть больше. Общая сумма ущерба пока составляет 20 500 рублей. Сейчас полиция ведет два уголовных дела: о мошенничестве и о факте взлома «Госуслуг». Анастасия ждет заседания суда, который снимет с нее долговые обязательства.
— По-моему, эта ситуация очень опасна для электронного голосования. Не говоря уже о точно таком же мошенничестве. Любой может столкнуться с таким взломом. Теперь я боюсь за наших людей, которые, как и я, доверили свои данные государству, — делится переживаниями потерпевшая. — Особенно за людей старшего поколения. Оказывается, что все мы совершенно не защищены.
«Единственное, что можно сделать, по словам сотрудников МФЦ, — это установить двухэтапную проверку для входа на "Госуслуги"»
В полиции Анастасию заверили, что ее невиновность доказана.
— Карта была взята не мной, денег я никуда не получала, а аккаунт с моими данными был взломан. Я очень благодарна своему оперуполномоченному: он молодой, активный, сразу взялся за дело и шустро с ним справился. Слава богу, что нашлась связь между «Госуслугами» и мошенничеством. Иначе это, должно быть, было бы просто нерасследуемое дело, — резюмирует Анастасия.
— С точки зрения юридической, в такой ситуации можно посоветовать только сразу бежать, писать заявление в полицию, предоставлять все необходимые сведения, говорить о сумме ущерба, брать выписки из банков, — говорит юрист Юлия Федотова. — Вероятность того, что взломщика поймают, невелика, как и вероятность того, что деньги вернут. Потому что для этого нужно установить виновника, и он или сам решит выплатить ущерб, или приговор должен вступить в законную силу, тогда с его счета будут списываться какие-то копеечки, и то, если у него есть счет. Если вы видите какую-то подозрительную активность, сразу делайте скриншоты, несите их в полицию. Кроме того, можно написать жалобу в Минкомсвязи, почему сайт госуслуг так легко взломать.
Ранее банковский мошенник рассказал, как крадет миллионы с карт россиян.