Мужчина стоял на лестничной клетке жилого дома на Викулова, 43/2, и внимательно смотрел в окно. Он ждал. К подъезду подъехал тонированный Subaru Forester. Наблюдатель, не дожидаясь, когда водитель выйдет, резко побежал вниз, на ходу доставая пистолет Макарова и передергивая затвор...
В Екатеринбурге судят банду убийц, которые 15 лет избегали правосудия и были уверены в своей безнаказанности. Александр Булаков и Михаил Поляков обвиняются по целому вороху тяжелых статей: бандитизм, незаконное хранение оружия, покушение, заказное убийство. Это лишь то, что удалось доказать и довести до суда. По словам потерпевших, эпизодов было намного больше. В 2006 году их жертвой стал Валерий Пшенников. Мужчину застрелили, перепутав с его сыном-бизнесменом.
Жулик-сатанист, нацист и опер
В банде состояло как минимум трое. Александр Булаков, занимавшийся мошенничеством, рейдерством и подделкой документов. В убийствах он находил эзотерический момент, говорил, что заряжается от этого энергией, рисовал пентаграммы кровью. Ему помогал националист, притворявшийся то сотрудником ФСБ, то полицейским убойного отдела, Александр Бухвак (сейчас скрывается на Украине). Третьим стал большой любитель огнестрельного оружия Михаил Поляков, бывший врио начальника городского отдела милиции Железнодорожного РУВД. Это только известная часть айсберга. Чувствовали они себя вполне вольготно.
В начале нулевых парковочный бизнес Екатеринбурга подвергся очередному переделу. В марте 2005 года глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий подписал распоряжение о создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок. Ее директорами стали Владимир Черепанов и Дмитрий Диаконашвили. Они поделили город на четыре части и отдали их преступным группировкам. Свою долю получил и Булаков, начались силовые захваты.
У Сергея Пшенникова было свое ИП и несколько парковок на ВИЗе. Он также стал жертвой передела собственности и был вынужден отдать бандитам свои парковки, но продолжил бороться за них в правовом поле. Доказывал незаконность захвата, писал жалобы в администрацию и прокуратуру. С ним решили расправиться. В июле 2006 года бандиты забили мужчине «стрелку», после которой убили его отца. Оружие готовил Поляков.
— Он был помешан на оружии, постоянно возился с ним, ремонтировал, реставрировал, переделывал. Спал с пистолетом под подушкой. Неоднократно стрелял по собакам, на него кучу заявлений писали, но ни разу не был судим за это. Лет 20 назад он застрелил прохожего и не сел, замяли и вынесли отказной. Потом уволили по-тихому из милиции. С головой у него не все в порядке. Лежал лечился в психиатрической клинике, но его признали вменяемым, — рассказал Сергей Пшенников.
День, когда вместо него застрелили его отца, мужчина запомнил на всю жизнь.
Выстрел в упор
— Меня специально пригласили на встречу, чтобы отследить, куда поеду потом. Это было ранним утром, часов в 6. Мы приехали с отцом на его тонированном Subaru, он был за рулем. Я вышел и поговорил, но обратно в машину не сел. Они следили из кустов и не видели этого, — вспоминает Сергей.
У Сергея с отцом были одинаковые машины. Киллеры были уверены, что на машине уехал сам бизнесмен. Они отследили Subaru до подъезда. Булаков стоял между этажами у окна и, как только увидел подъехавший автомобиль, побежал вниз. Водитель потянул дверь подъезда, и навстречу ему прогремел выстрел. Пуля попала в лицо и вышла через затылок, Валерий Пшенников погиб на месте. Оружие потом утилизировал Поляков.
Сергея допросили, и он сразу назвал людей, с которыми у него был конфликт и которые ему угрожали. Однако в то время задержать банду не удалось.
— Все сразу знали, что это он [Булаков], в том числе милиция. Все это время он не скрывался, жил здесь. Его просто не давали задержать, чтобы допросить. Блокировали на высоком уровне. Мне жаловались на это сами ребята, которые занимались этим делом и опрашивали меня, они-то были готовы работать по нему, — объяснил мужчина.
Ждать правосудия пришлось долго — 15 лет. За это время пути убийц разошлись. Бухвак был объявлен Интерполом в розыск, но скрылся на Украине, где вступил в группировку экстремистского толка «Правый сектор» (деятельность запрещена на территории РФ в 2015 году) и стал работать на СБУ. А Булаков и Поляков успели отсидеть по другому преступлению.
Закон джунглей
Александр Булаков начинал с торговли наркотиками, затем переквалифицировался на мошенничество с ценными бумагами, рейдерство, подделку документов. За это он успел отсидеть трижды, первый раз — еще по старому, советскому Уголовному кодексу. Всего же за решеткой Булаков провел около 10 лет. Был замешан в попытке силового захвата Шарташского рынка в 2015 году и во множестве других афер. На левой руке у него имеется татуировка волка. Своими криминальными похождениями он искренне гордился и, по словам общавшихся с ним людей, любил показывать на татуировку и сравнивать себя с этим хищником:
«Я как волк живу, у кого хочу, у того забираю, когда захочу. Мне плевать на все ваши законы. Я живу по своему закону — закону джунглей»
Однако, судя по его биографии, ему больше подошла бы фраза «мой дом — тюрьма». Последний раз он попал в колонию в 2012 году. Его, Полякова и их подельника приговорил к 5 годам челябинский суд. Они подделывали и обналичивали вексели на крупные суммы (ч. 2 ст. 186 УК РФ). На тот момент Поляков работал в местном ЧОПе «Сфера безопасности». Освободился по УДО в 2015 году. Но воздух свободы недолго будоражил его грудь, в 2019 году его и Булакова арестовали за убийство 2006 года. Третий участник банды, Бухвак, успел сбежать на Украину.
Задержание
Силовики задержали Булакова по адресу: Бардина, 11, рядом с моргом и ритуальным агентством. В спецоперации участвовали сотрудники ФСБ, уголовного розыска города и 4-го следственного управления под контролем Москвы. В столице решили взять это дело в свои руки, учитывая все обстоятельства...
— Здесь долго не хотели возбуждать уголовное дело, потому что у него в то время были хорошие связи в местных правоохранительных органах и ФСБ. Но сейчас ситуация изменилась, часть людей ушла, и покрывать его стало некому. Делом заинтересовалась Москва, — объяснил нам источник в ФСБ, пожелавший остаться неизвестным.
У Полякова есть жена и 15-летний сын. У Булакова тоже семья, две дочери. По причудливому изгибу судьбы, одна из его дочерей оказалась знакома с дочерью потерпевшего.
— Моя старшая [дочь] знакома с его старшей. В агентство красоты «Карамелька» вместе ходили заниматься. И на сегодня мои дочки не понимают, как так получилось, что они столько лет знали убийцу дедушки. А его дочери теперь смотрят на них с обидой, словно бы из-за нас их папу сажают в тюрьму. Будто бы виноваты мы. Но я считаю, что этот человек — настоящий отморозок. Он должен пожизненно сидеть. Для него криминал — это образ жизни, — отметил Сергей.
Обоим обвиняемым уже за 50 лет. Булаков не смог присутствовать на первом судебном заседании — обострилась язвенная болезнь. Сейчас его пафос поутих. И он и Поляков прекрасно понимают, что даже если они получат минимальных срок, то для них это будет слишком много. До своего освобождения они могут уже не дожить.
Чем больше прошло времени с момента убийства, тем сложнее его раскрыть. Почитайте, как в Нижнем Тагиле смогли найти и посадить убийц подростка 17 лет спустя благодаря давшему слово оперу, в деле оказались замешаны хоккеисты. А тут мы писали, как следователи сумели вычислить насильника и убийцу через 24 года благодаря анализу ДНК.