В Екатеринбурге присяжные вынесли вердикт по громкому делу о поджогах в марте 2020 года. В одном из сгоревших деревянных домов, на Омской, 91, погибли тогда восемь человек. В этом обвинили 29-летнего Александра Понкратова. Единогласным решением его признали виновным в убийстве и умышленном уничтожении чужого имущества, совершенном из хулиганских побуждений.
В то же время по второму эпизоду, где не было жертв, его оправдали.
— По эпизоду поджога дома на улице Шефской Понкратова коллегия присяжных оправдала. Завтра, 22 апреля, в 10:30 состоятся вторые прения сторон и последнее слово подсудимого, после чего судья удалится в совещательную комнату для постановления приговора, — сообщили в пресс-службе областного суда.
Напомним, что в ходе прений государственный обвинитель обратила внимание присяжных на телефонный биллинг и записи с камер, подтверждающие позиционирование Понкратова вблизи загоревшихся домов. Также в пользу его вины было чистосердечное признание и следственный эксперимент, на котором он уверенно показал, как шел и поджигал.
По версии обвинения, он взял с работы бутылку растворителя и вылил его ночью в единственном подъезде деревянного дома на Омской. Это летучее вещество, поэтому следов не осталось, в отличие от бензина или керосина. Спавшие люди не имели шансов на спасение. Сам Александр после задержания говорил, что думал, будто там никто не живет, однако обвинитель усомнилась в этом: дома выглядели жилыми.
Александра судили за убийство нескольких человек из хулиганских побуждений. Что именно было скрыто под этой формулировкой, сегодня раскрыл государственный обвинитель, рассказав присяжным первоначальные объяснения самого Понкратова.
— Мне нравится поджигать самому, я получаю от этого удовольствие, — зачитала его показания представитель прокуратуры.
Рамиля, жена Александра, до сих пор считает, что в трагедии виноваты застройщики.
Сторона защиты в лице адвоката Игоря Упорова обращала внимание на отсутствие ДНК и других биологических следов Понкратова на различных найденных объектах и его одежде. На то, что достоверно идентифицировать по видеозаписям его невозможно, а на то, что радиус базовых станций слишком широк, мужчина мог туда попасть случайно.
Обвиняемый на суде отрицал свою вину, в частности, говорил следующее:
— Я не отрицаю, что я находился вблизи этих адресов, но ушел раньше, чем начались пожары. На моей одежде никаких следов не найдено.
Потерпевшая Анастасия, у которой в том пожаре погиб отец, рассказала, что Александр, по ее мнению, просто побоялся нести ответственность за совершенное. Она была уверена в его причастности. Кроме нее, потерпевших сегодня не было.
— В ходе расследования уголовного дела проведен значительный объем следственных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств совершенных преступлений, сбор и закрепление доказательственной базы. Так, по делу проведен ряд судебных экспертиз, в том числе судебно-медицинские, пожарно-технические, химические, генетические, автороведческая и психолого-психиатрическая экспертиза, согласно заключению которой обвиняемый признан вменяемым и способным нести ответственность за содеянное, — прокомментировали в следственном управлении СК по региону.
Ранее мы писали, почему Александр Понкратов попросил о суде присяжных.
Александра Понкратова задержали в апреле недалеко от места пожара, произошедшего ночью 2 апреля на улице Шефской, 30а. На следственном эксперименте Александр показал, как и где лил горючую жидкость, но позже отказался от признательных показаний.