В Екатеринбурге был жестоко избит и ограблен 24-летний Дмитрий Бергман, это произошло 17 мая 2019 года. Молодой человек почти два года пытается добиться расследования. В полиции сначала не хотели возбуждать уголовное дело, а сейчас отказываются привлекать к ответственности нападавших, имена которых Дмитрий назвал в первый же день, когда лежал в больнице. Мы попытались разобраться в этой истории.
Роковой гараж
На момент описываемых событий Дмитрий жил в небольшом поселке Шабровском близ Екатеринбурга, в таких поселениях все жители друг друга знают. Один из местных парней, 17-летний Кирилл Ковалев, позвал Дмитрия в излюбленное место всех мужчин — гараж, дабы душевно пообщаться в компании и между делом продегустировать отцовскую настойку. Наш герой согласился, не подозревая, чем это для него закончится.
— Мы сидели, общались, остальные потихоньку разошлись, и мы остались вдвоем. Кирилл, видимо под влиянием алкоголя, предложил побороться, я вежливо отказался. После чего он пошел на меня и начал хватать. Я оттолкнул его, он упал на кресло, после чего молча встал и ушел. Через некоторое время в гараж зашли его отец и брат — Сергей и Никита Ковалевы. Никита с ходу молча ударил меня кулаком в лицо, а когда я упал на пол, они вдвоем с отцом молча стали избивать меня руками и ногами. По спине, ребрам, лицу... Я понимаю, что нужно что-то делать, и достаю телефон, чтобы позвонить родителям. Никита хватает меня за руки, а его отец забирает у меня мой Samsung Galaxy. Потом он стянул с руки часы «Амфибия».
«Меня выбросили на улицу, я потерял сознание, была ночь. Когда очнулся — уже светало, кое-как дополз до дома, родители вызвали скорую»
Врачи скорой помощи увидели его состояние и ужаснулись. Бригада повезла Дмитрия в травмпункт и на освидетельствование. Там он дунул в алкотестер — ноль промилле. Алкогольный статус — пациент трезв, так указано в медицинских документах.
Не видел ни разу — четыре отказа
Когда из полиции пришли опрашивать его, пострадавший мужчина указал в объяснении тех, кто его избил и ограбил. Но их задерживать не стали, а дело расписали участковому. Тот, ни разу не встретившись с пострадавшим, четыре раза вынес ему отказ в возбуждении уголовного дела.
— Участковый ОП-12 Евгений Подкопаев четыре раза выносил мне отказ в возбуждении уголовного дела. Каждый раз писал как под копирку, что я был пьян и была взаимная драка. Хотя я продул алкотестер в больнице, а у избивших меня нет никаких повреждений. Я ни разу не видел нашего участкового. Он ни разу не приходил, не общался, не вызывал, не опрашивал, трубку не брал. Никаких следственных действий не проводилось, экспертиз не назначалось. Все отказные выносил со слов второй стороны, сидя в кабинете. Я предполагаю, что с ним просто договорились, потому что даже получить эти отказные, чтобы обжаловать, было нелегко, приходилось месяцами обивать пороги, — сообщил Дмитрий.
По словам пострадавшего, его телефон после избиения и грабежа был еще активен какое-то время, и только потом его отключили. Однако в полиции не стали проверять биллинг и вообще искать пропажу. Брат Дмитрия пробовал договориться с семьей Ковалевых.
— Брат ходил, просил по-хорошему просто вернуть телефон. Они сразу ему ответили, что телефон и часы не брали. Хотя про часы даже не было разговора, откуда они узнали тогда? — задает риторический вопрос Дмитрий.
Две недели мужчина пролежал в больнице, 45 дней провел на больничном. Врачи диагностировали у него сотрясение мозга, ушиб грудной клетки, повреждения связок и многочисленные гематомы, а судмедэкспертиза квалифицировала побои как причинение вреда средней тяжести здоровью. Эту экспертизу назначил другой участковый.
— Подкопаев просто несколько месяцев не назначал экспертизу. Потом, в августе, он уехал куда-то и дело передали другому участковому, женщине. Она посмотрела и сразу назначила, объяснение взяла, адекватная оказалась. Но потом Подкопаев вернулся, дело опять передали ему — и он снова пишет отказ. Хотя экспертиза признала средний вред здоровью, — рассказал Дмитрий.
В итоге после многочисленных жалоб в прокуратуру уголовное дело все-таки возбудили. Но бесфигурантное. А грабеж — похищение телефона и часов — выделили в отдельное производство, по которому Дмитрию в феврале пришел отказ в возбуждении уголовного дела, датированный почему-то ноябрем 2020 года. Этот отказ стал пятым.
Мнение другой стороны
Мы изучили письменные объяснения Ковалевых, чтобы узнать их версию. Вот как они описывают произошедшее.
Кирилл Ковалев рассказал, что это Дмитрий предложил ему побороться, а потом неожиданно начал наносить ему удары по лицу, не менее десяти ударов, после чего Кирилл убежал и рассказал об этом отцу — Сергею Ковалеву, а Дмитрий остался в гараже и начал там все крушить.
Сергею Ковалеву было страшно идти одному, и он разбудил жену. Супруги вместе спустились в гараж. Там они увидели пьяного Дмитрия с ломиком в руках. Сергей выхватил у него ломик, из-за чего Дмитрий упал на пол и получил повреждения (так Ковалев-старший сказал на очной ставке). После чего он его поднял и вывел за ворота. Телефон и часы он у него не брал.
Друзья Кирилла тоже рассказали, что Дмитрий неожиданно схватил ломик и начал все крушить в гараже, ломать дверь, вырвал руками раковину и стал ее гнуть, все это сопровождал криками. Друзей Дмитрия не допросили.
Поскольку гараж Дмитрий покинул в час ночи, а домой попал только в пять утра, в полиции предположили, что он мог потерять часы и телефон, и поэтому отказали в возбуждении дела. Указав при этом, что его показания противоречат показаниям семьи Ковалевых и их друзей.
— Никаких экспертиз не проводили, просто записали их версию, которую они наскоро выдумали. Какой-то бред. У них машина стоит в центре гаража, на ней ни царапинки. Я почему-то все крушил вокруг, а ее обходил — не трогал. Никаких справок о повреждениях или результатов медэкспертизы у Кирилла нет, хотя я якобы избил его. На нем ни царапинки. Ни отпечатков на ломике, ни других следов — ничего нет. Моих друзей не допросили, только его. Я уже и полиграф прошел, а они нет. Просто уже не знаю, что еще делать, где искать правды. Я просто хочу справедливости, мне обидно, что со мной так поступили. Можно было раскрыть дело за несколько минут в первый же день, а тут словно специально кто-то хочет максимально затянуть и развалить его. На все жалобы приходят отписки, — с горечью констатировал Дмитрий.
Последнюю жалобу родители Дмитрия направили прокурору Свердловской области. В ней они выразили недоверие последнему следователю по своему делу Шайхисламовой и просят ее отстранить. Обращают внимание на то, что за все время следствия, а это больше года, так и не был допрошен подозреваемый Никита Ковалев, не были предъявлены обвинения, никто не привлечен к ответственности. Ответа на жалобу еще не поступило.
— По факту получения гражданином травм в отделе полиции номер №12 было возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 112 УК Российской Федерации («умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»). В настоящее время по делу проведён необходимый комплекс следственных действий, в том числе с участием граждан, на которых указал потерпевший, — рассказали в пресс-группе УМВД Екатеринбурга. — При этом информация о причинении вреда здоровью заявителя данными лицами подтверждения не нашла. Материалы о возможном хищении имущества потерпевшего выделены в отдельное производство. Однако факт наличия у заявителя данных вещей подтверждается только его словами, а на момент их утраты он, согласно объяснению, находился без сознания. Расследование уголовного дела, а также проверка по факту возможного хищения имущества потерпевшего продолжаются.
Ранее мы писали о похожем разбойном нападении — мужчине разбили нос и забрали часы. Нападавшего нашли всего за несколько дней и осудили на пять лет за разбой. В тот раз пострадавшим был представитель ЛГБТ.