В Екатеринбурге больше 8 лет орудует аферистка Светлана Хасановна Рустамова, на нее открыто уже порядка 17 исполнительных производств, пострадали десятки людей, ущерб — свыше 10 млн рублей. Однако до сих пор риелтор успешно избегает уголовного преследования. Мы пообщались с одной из семей, которые пострадали от ее действий.
Мечтали о новой квартире
Юлия и Леонид Ванины воспитывают ребенка с тяжелой формой бронхиальной астмы. Мужчина зарегистрирован как ИП, а Юлия — медик с 25-летним стажем. Женщина была вынуждена уйти с работы, чтобы ухаживать за сыном-инвалидом. Поскольку они живут в старом доме, то плесень и бактерии регулярно вызывают у мальчика приступы удушья. Врачи рекомендовали сменить место жительства. Но квартира в новом доме была семье не по карману. Поэтому, когда давняя знакомая Юлии риелтор Светлана Рустамова предложила ей через знакомых приставов приобрести выставленную на продажу за долги новую квартиру за 1,5 млн, она с радостью согласилась. Тем более что квартира находилась ближе к больнице.
— Мы ее знаем 18 лет, она родственница моего первого супруга. Когда-то давно она помогала мне оформить сделку по квартире. Когда у нее посадили мужа — я в свою очередь помогала ей. Кроме того, я ей раньше одалживала и другие суммы — 10 и 30 тысяч. Она их возвращала. Это было без всяких расписок. Мы хорошо общались с ней, звонили, когда нужны были консультации по недвижимости. Мне даже и в голову не приходило, что она может меня втянуть в такую ситуацию, — рассказала Юлия.
Светлана заявила, что для решения вопроса деньги нужны наличными, и пообещала сама утрясти все формальности. Семейная пара взяла кредит в банке, и 3 июня 2019 года Леонид передал Светлане полтора миллиона рублей под расписку. В ней риелтор обязалась либо до 1 августа 2019-го вернуть денежные средства, либо помочь приобрести недвижимость. Однако ни жилья, ни денег Юлия так и не увидела до сих пор.
«Хватит компостировать мне мозги!»
— В течение лета она постоянно придумывала что-то новое. Якобы квартира принадлежала двум сестрам, обе готовы были продать. Потом выяснилось, что доля одной из сестер в залоге. Всё время что-то возникало такое. Квартиру мы так и не посмотрели, якобы у них там был ремонт и грязь. Потом предлагала другие квартиры — с торгов. Мы ездили смотрели квартиры по торгам как идиоты. Она нас кормила завтраками: назначен день сделки, за два часа до сделки звонит и отменяет — якобы начальник в банке заболел. И так постоянно. Когда человека давно знаешь, веришь ему на слово, — сообщила Юлия.
Однако долго так продолжаться не могло, и супруги заподозрили неладное. А когда Рустамова отказалась вернуть деньги, они поняли, что стали жертвой обмана.
— Мы перестали спать, на нас ведь висел кредит еще. Просили ее по-хорошему: полтора миллиона взяла — полтора верни. Историю с банком сами решим. Она отвечала: «У меня нет денег». А потом и вовсе заявила: «Хватит компостировать мне мозги». Перестала отвечать и переехала, — объяснила пострадавшая женщина.
Юлия легко выиграла суд и обратилась к приставам. Однако выяснилось, что никакого имущества на Светлану Рустамову не оформлено. Всё, что могут пострадавшие, — это получать отчисления с ее небольшой пенсии.
— Человек живет по продуманной схеме и прекрасно всё понимает. Ничего не имея, она ничем не рискует. Пенсия у нее маленькая — около 6 тысяч. Поэтому даже если из нее и вычитают что-то, то для нее это несущественно, — рассказала Юлия.
Женщина провела собственное расследование и выяснила, что она не единственная пострадавшая. 61-летняя Светлана Рустамова по такой же схеме входила в доверие к другим людям, помогала со сделками и потом обманывала. Она не прячется, но регулярно меняет место жительства после того, как обманула кого-то по своему адресу. От своих долгов не отказывается, но на все претензии дает один ответ — «денег нет». При этом аферистка ведет вполне респектабельный образ жизни.
— Она меняет квартиры, везде шикарный ремонт, передвигается на автомобиле, ее дочь учится платно. Вся собственность записана на других людей. С мужем они в разводе, но живут по-прежнему вместе. Она знает, что ей ничего не будет. Я обратилась с заявлением в отдел полиции № 5 (КУСП № 17147 от 30.06.2020) по поводу мошенничества. Но в возбуждении уголовного дела мне отказали. Когда обратилась к приставам, то узнала, что от ее действий пострадала не только я. Сейчас я со своим юристом ищу других пострадавших для коллективного обращения в вышестоящие инстанции, чтобы ее привлекли наконец к ответственности, — поделилась надеждами Юлия.
Отработанная система
А вот что говорят другие пострадавшие от действий Рустамовой.
Людмила Чурина:
— Она брала у меня в долг 700 тысяч рублей под расписку в 2012 году. А в суде утверждала, что я подделала расписки и это я ей должна деньги. Дорисовала на расписке нолики и единички, всё это вскрылось в суде, ее чуть за подделку не привлекли. Суд она проиграла, было открыто два исполнительных производства. Сначала какие-то выплаты делали, но сейчас, видимо, вся ее пенсия делится на должников.
«Я получаю с ее пенсии ежемесячно по полтора рубля»
Приставы мне сказали, что с нее брать нечего. «У меня нет денег», — говорила мне она. При этом сама на машине передвигалась всегда. Она — махровая аферистка, и у нее много пострадавших, таких же, как я. После того как она заняла у меня деньги — уехала. Со мной больше не разговаривала. Когда я ей звонила — оскорбляла меня по телефону.
Елена Заболотнова:
— Познакомились с Рустамовой через хорошую знакомую. Она попросила денег в оборот, обещала вернуть с процентами. Заняла деньги под расписку — 2 миллиона и испарилась. Последняя сумма была в 2018 году. Выяснилось, что квартира, где она проживает, — не ее. По совету юриста я обратилась в суд, потом к приставам, и выяснилось, что от нее пытаются получить долги порядка 17–19 взыскателей, помимо физических лиц, еще и банки. По всем кредиторам у нее более 10 млн задолженности. Постоянно вводила людей в заблуждение. Каждый раз давала расписки, облачая присвоение в гражданско-правовую форму. В суд она не являлась, решения заочные. Эта система у нее отлажена и отработана. Мы обратились в полицию с заявлением о возбуждении дела, потому что тут, очевидно, есть состав мошенничества, подали заявление.
«Она прекрасно знает, что у нее долги, и тем не менее она занимает и дает расписку»
Мы попытались связаться со Светланой по последнему ее актуальному номеру, но женщина несколько дней не брала трубку. Ее родная сестра отказалась говорить с журналистами.
Ранее мы писали, как уральский певец взял деньги под расписку и присвоил себе. Фигурантами уголовных дел о мошенничестве нередко становятся творческие люди. Так, аферист, семь лет бывший в розыске, основал в Екатеринбурге собственный театр.