Екатеринбуржца Олега Морданова, вскрывшего коррупционные схемы на своем бывшем месте работы, обвинили во взятке строительными услугами на сумму около 120 тысяч рублей. Мужчину уже более полугода держат за решеткой и вместо расследования назначают одну психиатрическую экспертизу за другой. Об этом E1.RU рассказала его жена Юлия.
Требовали закрыть глаза на нарушения
Бывший сотрудник 140-го отдела государственного строительного надзора (ГАСН) Минобороны РФ Олег Морданов уволился с работы в феврале 2019 года и уехал в Москву. Причиной увольнения стала принципиальность сотрудника: он отказался принимать строительные объекты с нарушениями различных норм и ставить под итоговыми документами свою подпись. А без этих документов нельзя было ввести их в эксплуатацию.
— Олег просто не хотел брать на себя ответственность за возможные последствия такой приемки. По всем таким объектам он писал свои замечания, из-за чего ему поступали угрозы от начальника, — рассказывает супруга Олега Морданова Юлия.
В ответ на это начальник 140-го отдела Суслов угрожал Морданову служебной проверкой, по результатам которой обещал посадить его в тюрьму, используя свои связи в ФСБ, СК и прокуратуре, если он не будет принимать объекты. Обо всем этом Олег рассказал в своем письме к помощнику Министра обороны Российской Федерации генерал-полковнику Павлу Плату в апреле 2019 года (документ имеется в распоряжении редакции).
«Начиная с января 2016-го, с момента переезда 140-го отдела ГАСН на новое место по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 210 Б, в отделе стала формироваться атмосфера безнравственности и пьянства, которую умышлено создавал начальник отдела Суслов И. В. Я не хотел участвовать в их преступных и коррупционных схемах. Начальник отдела Суслов И. В. решил, что он сам себе начальник, сам всё решает, и стал подписывать заключение о соответствии (далее — ЗОС) единолично по объектам, имеющим многочисленные и грубые нарушения строительных, санитарно-эпидемиологических и пожарных норм. При этом по данным объектам не были оформлены положительные результаты итоговых проверок, т.к. ни один специалист 140-го отдела не готов был взять на себя ответственность и закрыть глаза на нарушения», — в частности, пишет в письме Олег.
Также в этом документе бывший сотрудник перечисляет множество фамилий и конкретные объекты, не соответствующие нормам:
«Здание бассейна по ГП № 22 (УСТК «Атлант») не соответствовало санитарно-эпидемиологическим требованиям по воде, эксплуатация бассейна была невозможна и опасна. Но из-за жадности Суслова и Журавлёва бассейн эксплуатировался, проводились даже соревнования Минобороны РФ по плаванию, и жизни людей были подвергнуты опасности, т.к. они плавали в воде с нарушенной кислотностью. Положительные результаты проведения лабораторно-инструментальных исследований объекта «Здание бассейна по ГП № 22» (УСТК «Атлант») до сих пор отсутствуют», — раскрывает один из таких эпизодов Олег.
Последующая проверка подтвердила слова Олега, выявив многочисленные нарушения. По ее итогам начальника 140-го отдела Суслова понизили в должности.
«Изложенные вами факты о противоправных действиях частично подтвердились, в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования», — сообщили ему в военной прокуратуре ЦВО. Однако через короткое время было возбуждено уголовное дело против самого Олега.
Взятка воротами и канализацией
После того как Олег отправил письмо генералу-полковнику Плату, в 140-м отделе начались проверки, имевшие неприятные последствия для участников этих коррупционных схем. А самому мужчине начали поступать звонки с угрозами от лиц, которые представлялись сотрудниками ФСБ и ВСО СК России по Екатеринбургскому гарнизону. Записи этих разговоров он потом передаст в прокуратуру, но результата не будет. В июне 2019 года против Олега возбудили уголовное дело о взятке с использованием служебного положения (ч. 5 ст. 290).
По версии обвинения, в 2016 году Олег требовал от рабочих поставить ему железные ворота в подземном паркинге, угрожая создать препятствия для строительства цеха. А в 2018 году угрожал другим монтажникам помешать в постройке офицерского общежития на Щербакова, 145 и этим вынудил их сделать ему двери в санузел в садовом домике, проложить трубы и стены из гипсокартона. Всего заявленный ущерб составил около 120 тысяч рублей.
— Это всё глупости. По воротам мы предоставили акт выполненных работ за 2014 год, где и сумма заплаченная обозначена, и все подписи. За ремонт садового домика перевод денежных средств был с карты — тоже предоставили. Люди, по заявлениям которых арестовали моего мужа, — это два друга директора Суслова Бобринёв А. Г. и Зинаков А. В. Это они подговорили рабочих. Мой муж рассказал, как они платили взятки директору (Суслову), чтобы он подписывал им объекты и Олега заставлял, — пояснила Юлия.
«Бобринёв А. Г., получив 14.09.2018 у меня акт проверки № 135 с нарушениями и предписанием для их устранения, пришел в ярость и начал угрожать мне лично прямо на моем рабочем месте в кабинете, высказав при этом мне, что я пожалею об этом. По данному факту я доложил начальнику отдела Суслову, но никакой реакции не последовало», — пишет об одном из таких эпизодов Олег Морданов.
В международный розыск с больничного
В ноябре 2019 года Олегу предъявили обвинение и опросили. Старший следователь ВСО СК Максим Заварихин, возбудивший уголовное дело, оставил его под подпиской о невыезде. С 3 по 6 марта Олег официально находится на больничном, документы подтверждающие это новому следователю Сергею Диденко жена Олега принесла 3 марта. Но уже на другой день, 4 марта, Диденко вынес постановление о розыске Олега. Далее 26 марта он заявил на суде, что Олег объявлен в международный розыск, и добился решения о заочном аресте мужчины. Основываясь на том, что Олег находился в международном розыске, мужчину арестуют и будут держать под стражей до настоящего времени.
По какой причине Олега объявили в международный розыск, до конца непонятно. Следователь утверждает, что тот скрывался от следствия, не брал трубку и не приходил по повестке. Олег в свою очередь говорит, что даже и не думал скрываться, повесток не получал (на его актуальный адрес в Москве они не приходили), а в Екатеринбург не летал по причине разгула эпидемии и карантина. Его объявили в розыск в тот день, когда он с женой ходил на прием в Генеральную прокуратуру РФ и к главе СК РФ Бастрыкину по своему делу.
По мнению адвоката Олега Владимира Синанова, который лишь с ноября этого года представляет его интересы, следователь ввел в заблуждение суд.
— Это всё грандиозная афера Сергея Диденко. Он заявлял на судах, что якобы Олег находится в международном розыске на основании заведенного розыскного дела № 2022960165000382, что он чуть ли не в других странах может быть, в Белоруссии, например, Казахстане. Никаких доказательств, конечно, не предоставили, что он скрывался или куда-то уезжал. Из-за этого моего подзащитного сначала заочно арестовали, а сейчас держат под стражей, несмотря на наши апелляции. Более того, выяснилось, что никакого международного розыска вообще не было, только местный. Нет никаких запросов в адрес НЦБ Интерпола МВД России, Департамента пограничного контроля ФСБ России, только многочисленные запросы следователя в правоохранительные органы Екатеринбурга и Москвы о розыске Олега и вручении ему повесток о явке к следователю, — рассказал адвокат.
В июле 2020 года Олега Морданова после 4 месяцев «международного розыска» арестовали. Следственных действий, по словам его жены и адвоката, с ним не проводится. При этом Олегу, который ранее никогда на учете у психиатра не состоял, за это время уже трижды назначали психолого-психиатрическую экспертизу без каких-то веских оснований.
В психушку за ходатайства
Первую амбулаторную экспертизу Олегу назначили на 29 июля. Ее доверили экспертам-психиатрам Свердловской областной психиатрической больницы. Основанием для назначения в своем постановлении следователь Сергей Диденко указал следующее: «Ведет себя нервно и возбужденно, занимает конфликтную позицию, регулярно безосновательно обжаловал действия следователей и всячески провоцировал органы предварительного расследования».
«Систематически заявлял необоснованные ходатайства об отводе следователей, выдвигая навязчивые идеи о заказном характере уголовного преследования»
8 сентября 2020 года заключением судебно-психиатрической экспертизы у 39-летнего Олега Морданова не было установлено никаких психических аномалий. Но почему-то для уточнения рекомендована стационарная экспертиза.
— В июле 2014-го Олег уже проходил профилактическое обследование в Свердловской психиатрической больнице № 6, по итогам которого у него никаких психических расстройств не было обнаружено, и было указано, что он под диспансерным наблюдением не состоит. Для чего ему вообще назначали эту экспертизу? На учете он никогда не был, преступление, в котором его обвинили, не из числа особо тяжких, — задается вопросом адвокат Владимир Синанов.
Однако выводы экспертов не удовлетворили следователя, и 9 сентября Сергей Диденко назначил Олегу уже стационарную судебно-психиатрическую экспертизу на тех же основаниях — жалуется на следствие и считает, что дело заказное.
Целый месяц Олега наблюдали в стационаре. 15 октября пришло заключение — эксперты вновь не нашли у Олега никаких отклонений. Однако пациент оказался настолько уникальным и сложным, что экспертное решение по нему после месяца наблюдений вынести не смогли и рекомендовали отправить его для еще одного обследования в Москву, в институт Сербского. Это стало уже третьей психолого-психиатрической экспертизой за полгода.
— Следователь Сергей Диденко, преследуя навязчивые деструктивные идеи доказать, что Олег Морданов психически нездоров, 20 октября 2020 года назначил ему стационарную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в центре имени Сербского и в постановлении о назначении этой экспертизы указал всё те же странные основания. Человек имеет право защищаться и реализовывать свои права путем жалоб и ходатайств, а его пытаются сломать. Мы рассматриваем эти госпитализации в психиатрические учреждения как элемент давления, пыток, считаем назначение всех этих экспертиз абсолютно незаконным и обжаловали его в областном суде, — прокомментировал Владимир Синанов.
О давлении говорит и жена Олега Юлия:
— Ему прямым текстом говорили: признайся, заплати штраф — и пойдешь домой. А он не соглашается из принципа, потому что не считает себя виновным. Из-за того, что он уже полгода в СИЗО, у него старые болезни обострились: астма, щитовидка, с желудком проблемы. Они [следствие] и расследование не проводят, и дело в суд не передают, одни экспертизы психиатрические назначают, ждут, когда он просто не выдержит и признается, — рассказала Юлия.
В настоящее время Олег находится в Москве в центре имени Сербского. Жалобу по назначению психиатрической экспертизы недавно передали в Гарнизонный военный суд. Апелляция о незаконности объявления Олега в розыск оставлена областным судом без изменения, надежда у защиты осталась лишь на кассацию в Челябинском кассационном суде.
Юлия написала заявления о заведомо ложном доносе на мужчин, обвинивших Олега во взятке, а также на следователя ВСО СК России по Екатеринбургскому гарнизону Сергея Диденко за превышение должностных полномочий. Но пока проверка не находит оснований для реагирования.
Олегу на его жалобу о сфабрикованном уголовном преследовании в военной прокуратуре ЦВО ответили следующее: «Уголовное дело не имеет какого-либо заказного характера».
Истории с принудительным отправлением человека в психиатрический стационар без достаточных оснований не редкость. Почитайте, как жителя Ревды незаконно отправили в психушку за рубку валежника.
А тут рассказ о другом странном выводе экспертов-психиатров, нашедших у заслуженного тренера признаки парафильного поведения из-за улыбки.