Криминал подробности Ошибка 404, сотрудница не найдена. Почему против ректора УГМУ возбудили дело и тут же прекратили

Ошибка 404, сотрудница не найдена. Почему против ректора УГМУ возбудили дело и тут же прекратили

Инсайд о громком скандале в ведущем медицинском вузе региона

Ректор медицинского университета вернула деньги в бюджет вуза. Уголовное дело против нее прекратили

Центральный аппарат Следственного комитета по Свердловской области прекратил уголовное преследование ректора Уральского государственного медицинского университета Ольги Ковтун. Материал был передан в прокуратуру, где отменили постановление о возбуждении дела. Теперь официально Ковтун чиста перед законом. По словам ее адвоката Сергея Колосовского, имела место глупая «управленческая ошибка».

Мы попытались разобраться, в чем именно подозревалась руководитель главного медицинского вуза Урала и почему она избежала уголовной ответственности. В условиях пандемии COVID-19 роль вуза и лично Ольги Ковтун сложно переоценить. Именно от работы УГМУ зависит, кто завтра (а в случае обязательной практики — уже и сегодня) придет лечить пациентов в больницы уральской столицы. И в этом свете любой скандал вокруг вуза или его руководителя может приобретать политический характер. Но обо всем по порядку.

Ольга Ковтун, ректор Уральского медицинского университета (с 2017 года), член-корреспондент РАН (с 2016 года). В 2015–2016 годах работала заместителем председателя правительства по вопросам социальной политики и возглавляла министерство здравоохранения Пермского края.

Удачливая грибница Лилия Дагиевна

Изначально инсайдеры сообщали, что против Ковтун возбудили уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Но позднее выяснилось, что Ольгу Петровну заподозрили в превышении должностных полномочий. А это статья 285 УК РФ.

В один из дней к кабинету ректора пришли люди в штатском и начали выемку документов. Интерес силовиков вызвала некая Лилия Дагиевна Новоселова. Эта загадочная сотрудница числилась в ведомостях и, судя по отчетностям, получала зарплату на банковскую карточку. Но проблема была в том, что никто из сотрудников университета в глаза не видел никакой Лилии Дагиевны. Известно было только место ее трудоустройства — отдел координации по вопросам здравоохранения УрФО, которым руководила Татьяна Николаенко — бывший заместитель начальника управления здравоохранения Курганской области.

Фиктивное трудоустройство стало причиной обысков в кабинете у ректора

— Поначалу Ковтун не дала внятных объяснений, кто такая Новоселова, — рассказал источник, знакомый с ходом расследования. — Но позже, когда Ковтун пришла на допрос с адвокатом, она заявила, что Новоселова их реальная сотрудница, выполняющая свои должностные обязанности удаленно. Кстати, Татьяне Николаенко Ковтун рассказала ту же самую версию — сотрудница есть, но работает из дома. При этом Николаенко по факту не была знакома с человеком, который работал под ее начальством, и не знала, чем занимается и какие задачи выполняет ее подчиненная.

Кто же такая Лилия Новоселова? Во всей Свердловской области нашлась только одна женщина с таким именем. Ею оказалась отставная работница, ветеран регионального ГУФСИН. Кстати, на сайте своего бывшего ведомства Лилия Дагиевна засветилась совсем недавно: в октябре 2020 года пресс-служба управления размещала пост о том, как их пенсионеры собирают грибы для конкурса «Дары осени». В фотоподборке разместили и снимок Лилии Новоселовой с лукошком.

Лилия Новоселова с лукошком грибов осенью 2020 года

Существует версия, что пристроить Новоселову ректора вуза «попросили» чиновники из одного «солидного ведомства», а фамилия этой женщины «всплыла» еще в одном уральском вузе. При этом само трудоустройство в обоих случаях не выглядело каким-то подозрительным: выплачивалась зарплата и проводились отчисления в Пенсионный фонд. Однако Новоселова по факту не работала, а значит, была фиктивной сотрудницей. Применительно к УГМУ силовики подсчитали, что примерная сумма нанесенного университету ущерба из-за такого «трудоустройства» составила почти 360 тысяч рублей.

Ковтун внесла свои собственные деньги

По данным портала Ura.ru, в конце октября 2020 года Следственный комитет завел на Ольгу Ковтун уголовное дело, а уже 10 ноября прокуратура отменила постановление о возбуждении дела. Как выяснилось, в этот период ректор УГМУ добровольно компенсировала бюджету вуза те самые 360 тысяч рублей, которые были перечислены загадочной сотруднице Лилии Новоселовой. При этом адвокат Сергей Колосовский, защищающий интересы Ковтун, заверил, что Ольга Петровна была не в курсе фиктивного трудоустройства Новоселовой. Якобы из-за аппаратных нестыковок никто не мог понять, кем она была трудоустроена, на кого работала и какие функции выполняла.

— Ковтун думала, что женщина по фамилии Новоселова работает в управлении общественных связей, а в управлении думали, что это работница ректората. Тем не менее в данном случае нанесенный ущерб не может считаться существенным вредом для университета, потому что бюджет вуза превышает полтора миллиарда рублей, дело было закрыто за отсутствием состава преступления, — объяснил Сергей Колосовский.

У коллектива есть вопросы

История с фиктивным трудоустройством этой осенью оказалась не единственным скандалом в УГМУ. В ноябре в городской повестке активно обсуждали решение ректората вуза отправить студентов шестого курса бесплатно работать в поликлиниках Екатеринбурга. Учащихся перспектива работать бесплатно с ковидными больными не устроила. В ответ декан лечебно-профилактического факультета УГМУ Сергей Чернядьев призвал недовольных не быть жлобами. После шумихи Ольга Ковтун и ее заместители устроили онлайн-встречу со студентами, на которой острые углы вроде бы удалось сгладить. Студентам обещали выплаты.

Тем не менее в УГМУ периодически продолжают жаловаться на Ковтун и выстроенную ею систему управления. Одна из претензий — частая смена проректоров и других квалифицированных сотрудников. В коллективе считают, что Ковтун начала активно формировать команду (какой начальник этого не делает?), но вместо этого вуз якобы получил наспех сколоченную группу временщиков.

Зато начался отток квалифицированных кадров. Известно, что в 2018 году, когда бывший министр здравоохранения из Перми Ольга Петровна только осваивалась на уральской земле, в университете прошла волна увольнений с ключевых должностей, которые связаны с финансами и хозяйством. К примеру, после долгих лет работы вдруг уволилась главбух Лидия Карпович, проректор по административно-хозяйственной части Виктор Батмазов, главный инженер Жиленков, начальники финансового и юридического отделов. Не многовато ли?

— Занимайтесь своими делами! Я вообще сейчас нахожусь в Перми, при чем тут УГМУ? — заявил Батмазов, когда мы попросили его объяснить уход из вуза. Затем он бросил трубку.

На условиях анонимности сотрудники УГМУ пожаловались и на регулярные и необъяснимые переносы выборов профессорско-преподавательского состава в ученый совет (согласно уставу, это выборный представительный орган, который осуществляет общее руководство деятельностью университета).

— Преподаватель, с которым продлили договор на основании приказа ректора, становится уязвим перед работодателем и может быть уволен, тогда как избранный по конкурсу пользуется поддержкой коллектива и защищен процедурой выборов, — объяснил собеседник E1.RU.

Без коронавируса не обошлось


Ольга Ковтун не захотела говорить с нами о странной сотруднице по фамилии Новоселова.

— Задавайте эти вопросы компетентным органам, — сказала она.

Однако по нашему официальному запросу в вузе дали развернутый комментарий о ситуации с кадрами и выборами в ученый совет.

В частности, в УГМУ заявили, что с 2018 года никакой кадровой текучки не наблюдалось. Из объяснения университета следует, что в их учебном заведении есть периодические «волны» увольнений и, наоборот, приемов на работу. Связано это исключительно с тем, что в работе профессорско-преподавательского состава есть своя специфика. Например, с теми, кто трудится по совместительству, трудовые договоры заключаются на срок не более одного года. Затем человек увольняется и при желании принимается на работу заново.

В университете заявили, что массовые увольнения сотрудников у них связаны со спецификой заключения трудовых договоров

Серию увольнений сотрудников, связанных с финансами и хозяйством (которые совпали с началом деятельности Ольги Ковтун на посту ректора УГМУ), в самом вузе официально объяснили так: Батмазов и Жиленков ушли по собственному желанию, а главбух Карпович ушла на пенсию.

Из письма УГМУ также следует, что с выборами в ученый совет у них также все в порядке (срывов выявлено не было). Но в университете подчеркнули, что в настоящее время ученый совет голосует по всем важным вопросам через интернет.

— В онлайн перешли не только лекции, но и все процессы, связанные с жизнью вуза, в том числе работа ученого совета. В настоящее время в УГМУ введено в действие временное положение о порядке проведения тайного голосования с использованием электронных бюллетеней, — отметили в УГМУ.

Фиктивные работники — явление нередкое. Недавно мы рассказывали о том, что на Урале возбудили уголовное дело против заведующей детсадом, у которой обнаружили сразу трех несуществующих работников: грузчика, уборщицу и воспитателя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
95
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления