Криминал Убийство девушек на Уктусе «Люди там теряют свое "я"»: эксперт объяснил, что ждет уктусского стрелка в пожизненном заключении

«Люди там теряют свое "я"»: эксперт объяснил, что ждет уктусского стрелка в пожизненном заключении

Последний шанс для Алексея Александрова — апелляция. Ее рассмотрят в январе

Данил Сергеев рассказал, что ждет Александрова если приговор оставят в силе

13 января суд Санкт-Петербурга будет рассматривать апелляцию уктусского стрелка Алексея Александрова. Екатеринбуржец, которого приговорили к пожизненному заключению за убийство Натальи Кузнецовой и Ксении Солтановой на горе Уктус, решил оспорить приговор. Впрочем, по мнению экспертов, шансов на удачную апелляцию у него крайне мало.

Мы поговорили с криминологом о том, что ждет Александрова в том случае, если приговор останется прежним и он отправится в пожизненное заключение. Наш собеседник, директор Института государственного и международного права УрГЮУ Данил Сергеев, несколько лет проводил исследование среди этой категории заключенных и поделился с нами своими наблюдениями.

Пожизненное лишение свободы официально появилось в России 17 декабря 1992 года как альтернатива смертной казни. Изначально это было не самостоятельное наказание. Можно было назначить только смертную казнь, и затем президент менял ее на пожизненное заключение. В 1996 году уголовный кодекс предусмотрел 5 случаев, по которым могут назначить пожизненное лишение свободы, сейчас их уже 24.

— Могут ли приговоренного пожизненно освободить условно-досрочно?

— Теоретически по такому основанию освободить могут после отбытия 25 лет лишения свободы. Первым таким героем, который отбыл 25 лет, был Казбек Калоев, осужденный за бандитизм и разбой, в 1987-м он был приговорен. Но ему отказали. Сейчас порядка 350 заключенных имеют право на условно-досрочное, но ни один не смог освободиться по этой причине. Даже если суд первой инстанции отпускал их, то вторая инстанция отменяла это решение.

«В истории России не было ни одного случая освобождения от пожизненного заключения по УДО. Даже совсем старые и дряхлые продолжают сидеть»

Не отпускают, потому что ни суды, ни ФСИН не готовы на себя взять ответственность за данных людей. Поэтому представители ФСИН не поддерживает ходатайства, а суды отказывают. Однако были прецеденты освобождения после переквалификации преступления, когда из дела убирали отягчающие обстоятельства. Как например небезызвестный Анвар Масалимов.

— Вы говорили, что есть категория пожизненно заключенных, лишенных права на досрочное освобождение.

— С 2003 года появились осужденные, которые вообще не подлежат УДО. Это люди, которые, отбывая пожизненный срок, совершают новое тяжкое преступление, например, убивают сокамерника.

В то же время у нас есть практика прибавления одного пожизненного срока к другому. Есть люди, у которых два, а то и три пожизненных срока. Например, чеченский террорист Али Тазиев или ангарский маньяк Михаил Попков: когда он, будучи уже приговоренным к одному пожизненному, сознался в других преступлениях, ему добавили еще два пожизненных срока. По большой части люди с несколькими пожизненными — это террористы. Им сначала выносят приговор по одному преступлению и дают пожизненное. Потом, когда обнаруживается причастность к другим тяжким преступлениям, могут добавить еще один пожизненный срок.

И такие осужденные, наоборот, имеют право на УДО. С этим есть определенная юридическая коллизия. Ведь реально пожизненные сроки не суммируются. Сколько бы ему ни дали пожизненных, отсидит он только одно. Непонятно, как высчитывать это досрочное освобождение — по одному пожизненному сроку или сразу по всем.

— Что ждет Александрова, если апелляционный суд оставит приговор в силе?

— Он отправится в колонию особого режима для пожизненников. По сути, это тюрьма. Это обычно здание или несколько. Всего у нас семь учреждений для такого рода преступников, в них содержится порядка двух тысяч человек. Его увезут туда, где будет место. Но, скорее всего, он попадет либо в «Черный дельфин» Оренбургской области, либо в «Снежинку» — Хабаровский край. Там он будет сидеть до самой смерти. У нас есть пожизненно осужденные, которые даже уже не помнят, как их зовут. У них старческое слабоумие, но их не освобождают, потому что никто не хочет их забирать. Государству и родственникам они не нужны.

«Есть заключенные под 80 лет, которые в состоянии овоща. Они, возможно, уже и забыли, что совершили преступление»

— Александров уже около года в СИЗО. Если сейчас он попадает в колонию для пожизненников, что для него изменится?

— В первый год происходит ломка. Большинство пожизненников — «первоходы», у них нет тюремного опыта. Кроме того, он попадает в колонию из следственного изолятора — там было какое-то общение, общество. Тут этого нет. Никакой свободы, круглосуточно под наблюдением, передвижение только под конвоем и в наручниках. Все требования строго соблюдают. Истории, чтобы пронесли какой-то телефон или другие запрещенные вещи, исключены. Сидят в маленькой камере.

«Он будет терять свое "я". Одежду у него забирают, волосы бреют. Нет личного пространства, даже чтобы помыться, тебя всегда сопровождает сотрудник»

— Как вы считаете, сможет ли он адаптироваться, учитывая его отклонения?

— Первые три года — это показатель. Начинает приходить понимание, что это навсегда. Сокамерники говорят: «Никого не отпустят». Нет зелени, нет воздуха, и это тоже навсегда. Он себе не принадлежит. Многие осужденные специально дерутся с сокамерниками, чтобы их в одиночку посадили. Чтобы побыть одному или увидеть других людей. Они понимают, что ничего другого не увидят.

«Происходит ломка. Либо человек ломается и принимает эти правила, либо его ломают. Самое жестокое взыскание — это изолятор»

Есть еще денежный штраф 1000 рублей и выговор. Пожизненников, как правило, не бьют. Дело в том, что их относительно немного, и за каждым ведется круглосуточное наблюдение.

— Чем они там все эти годы занимаются? Что им можно?

— Работают. Например, в знаменитой соликамской ИК «Белый лебедь» развиты швейное производство и сувенирка. Причем это считается бонусом: работает тот, кто хорошо себя ведет. Для них же это хоть какое-то разнообразие. Один товарищ деньги переводит в детдом. Другие переводят заработанные деньги на взыскание по исполнительным листам. Также эти деньги они могут тратить в тюремном магазине. Оформить периодическую подписку на какие-то издания. Могут книги получать в посылках, но одновременно не более пяти книг. Также есть тюремная библиотека, они заказывают там книги, и им разносят по камерам. Письма можно отправлять без ограничений, но конверты они сами покупают. Ежедневная прогулка в прогулочных двориках. Это серая бетонная зарешеченная комната, через которую в лучшем случае видно только небо. Из-за нехватки солнца они все бледные, с характерным землистым цветом лица. Раньше еще мешок на голову надевали, когда выводили.

— Бывают ли свидания? Какие-то развлечения? Чем кормят?

— Длительные свидания разрешены до трех дней раз в год. Есть специальные комнаты длительных свиданий. Родственника обыскивают, и потом они живут вместе несколько дней. По интерьеру как дешевая гостиница. Самодеятельности, как в обычных колониях ,нет. Пиши стихи, рисуй — всё только индивидуально. Был один заключенный, он написал книгу и передал через адвоката.

В камере у них обычно стоят фотографии. Есть радиоточка и телевизор, по которому показывают программы в записи по праздникам — обычно какие- нибудь концерты Первого канала или что-то в таком роде. Для них и это радость. Сейчас еще есть возможность видеозвонков домой. Наподобие скайпа. Родственник договаривается с администрацией и звонит со своего устройства.

Кормят по нормативам, то есть довольно скудно. Баланда три раза в день. Вместо масла маргарин. Если есть деньги, могут купить что-то в тюремном магазине, но есть ограничение по тратам: не более 700 рублей в месяц. Живут за счет передачек из дома, но они тоже ограничены по количеству. Многим не присылают — не хотят или не имеют возможности.

Спустя 25 лет заключения можно просить условно-досрочное освобождение, но никого ни разу по нему не отпускали. Около 350 приговоренных пожизненно имеют право на условно-досрочное освобождение, примерно 70% из них подавали заявление, но всем было отказано. Внутренняя установка — никого не отпускать.

Алексея Александрова приговорили к пожизненному заключению за то, что 25 августа 2018 года он расстрелял из пневматического ружья двух незнакомых девушек, которые устроили пикник на склоне горы Уктус. Больше года следователи не могли выйти на след убийцы. Вскоре после ареста Александров во всем признался. Он объяснил, что убил девушек, чтобы компенсировать школьные обиды. Мы опубликовали полный текст его признания. После приговора он собственноручно написал текст апелляции, ее будут рассматривать в суде Санкт-Петербурга 13 января 2021 года.

Все новости по этой теме мы собираем в отдельном сюжете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
148
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления