Криминал Бандитский Екатеринбург Бандитский Екатеринбург: дело о неуловимой банде грабителей и убийц, восемь лет державшей в страхе два региона

Бандитский Екатеринбург: дело о неуловимой банде грабителей и убийц, восемь лет державшей в страхе два региона

Они не допускали ошибок, но погорели из-за коллектора, который перепутал их с должниками

Рассказываем, как поймали банду, которая совершила двенадцать убийств и тридцать разбойных нападений.
Источник:

Морозным декабрьским утром восемнадцать лет назад в дверь съемной квартиры в Екатеринбурге по адресу Народной Воли, 43а постучались. Хозяин в трусах открыл дверь:

— Че хотел?

— Пойдем поговорим, — ответил ранний гость.

Хозяин задумался, накинул куртку, штаны и взял на всякий случай пистолет. Обычно он носил два пистолета, из-за этого в криминальном мире у него была кличка Аль Капоне.

Ранний посетитель не знал, что за дверью отмечают успешное дело главари дерзкой и жестокой банды. Он пришел выбивать долг из клиента банка, но ошибся адресом. Эта ошибка будет стоить ему жизни, а банде — свободы.

В очередной серии проекта «Бандитский Екатеринбург» мы расскажем о неизвестных прежде подробностях задержания одной из самых зловещих банд девяностых и начала нулевых, что почти восемь лет терроризировала Тюменскую и Свердловскую области. Они были неуловимы: использовали связи в милиции, ее форму, рации, делали на машинах милицейскую раскраску. Не оставляли отпечатков и практически всегда устраняли свидетелей. Банда Фоминцева — Давлятчина наводила страх с 1995 по 2003 год, сначала в Тюмени, а последние годы на Среднем Урале.

Тюменский этап


Свидетелей бандиты добивали выстрелами в голову, в их арсенале было более 50 пистолетов марки ТТ, ПМ, Марголина, а также переделанные образцы гражданского оружия
Источник:

В 1995 году бывший офицер и сотрудник милиции Сергей Фоминцев и уголовник Фарид Давлятчин создали мощную банду. Костяк ее был из Тюмени. Хорошо организованные и вооруженные до зубов бандиты совершали дерзкие налеты на дальнобойщиков и инкассаторов, грабили магазины, склады и даже банки. Они были очень осторожны, всегда работали в масках и перчатках, а всех невольных свидетелей убивали.

К концу 2002 года на их счету было множество громких преступлений.

В 1995 году переодетые в форму инспекторов ГАИ и ОМОНа бандиты устроили засаду и с близкого расстояния расстреляли инкассаторов на пути в аэропорт Рощино. Из троих лишь один чудом выжил после контрольных выстрелов в голову.

В 1996 году совершили серию нападений на дальнобойщиков на автодороге Тюмень — Курган, ранив и убив несколько человек. Грабили производственные помещения и цеха Тюмени, а охранников связывали и расстреливали выстрелами в затылок.

С 1998-го грабили магазины, склады и офисы. Охранников связывали, накинув мешок на голову.

С 1999-го по 2002-й совершили еще ряд дерзких ограблений магазинов и складских помещений, унося и дорогие шубы, и электронику. Излюбленный метод — подкоп или пролом стены со стороны смежных помещений и зданий. Похищенное сбывали с помощью цыган, перекупщиков, брали себе и раздавали знакомым и родственникам.

В 2002-м, осенью, Фарид Давлятчин попытался ограбить расчетно-кассовый центр в Нижней Тавде. Для этого бандиты почти месяц ночами рыли подземный тоннель из соседней избы, которую сожгли, не сумев купить у хозяев. По иронии судьбы дерзкий план сорвала теща Фарида, анонимно предупредившая охрану банка о подкопе. Она выследила ночью своего зятя, думая, что он ходит «налево», и увидела земляные работы. Пожилая женщина не смогла стерпеть такое преступление и помешала ему, но «закладывать» родственника в милиции не стала.

Переезд в Екатеринбург

В 2002 году банда переехала в Екатеринбург, чтобы исчезнуть из поля зрения тюменских сотрудников милиции. Первое время все шло по плану, они сняли квартиры и разместили в них свой арсенал. Подыскали объекты в городе, совершили несколько налетов, но потом все пошло наперекосяк.

Мы пообщались с Дмитрием Ефремовым, который в те годы работал старшим следователем прокуратуры Ленинского района Екатеринбурга и участвовал в расследовании последнего убийства, совершенного бандитами в столице Урала. Именно после этого эпизода по горячим следам задержали сначала лидеров банды, а потом и всех остальных.

Дмитрий Ефремов лично допрашивал пойманных в Свердловской области лидеров банды
Источник:

— Расскажите, как начали работать с делом этой банды в Екатеринбурге.

— Наши оперативные сотрудники с 2002 года их разрабатывали, после серии разбойных нападений на склады в Свердловской области. Была информация, что работает банда из Тюмени. У нас они совершали разбойные нападения на продуктовые базы. Машина приходила под разгрузку на ночь — ее угоняли вместе с товаром. Не разменивались на «газели», угоняли целиком фурами.

Это была очень хорошо организованная группа со строгим распределением ролей. Их долго не могли поймать. Все было четко продумано и организовано. У них имелись радиостанции, которые настраивались на милицейскую волну. Были автомобили, курсировавшие неподалеку от места совершения преступления. И если они слышали, что к ним едут, то либо бросали все и убегали, либо быстрее все делали. Никто их не видел в лицо, отпечатков не оставляли. Если считали, что кто-то мог их опознать, убивали его.

— После грабежей они отметились у нас убийством?

— Да. В декабре 2002 года было совершено убийство на улице Народной Воли. Я как раз был дежурным и выехал на место преступления. И получается, что вел это дело с самого начала. Помню, было холодно в тот день, двадцать градусов мороза.

Возле дома по адресу Народной Воли, 43а, напротив стадиона «Юность», был обнаружен труп мужчины с огнестрельным ранением в машине ВАЗ-21099. Она стояла прямо напротив подъезда этого дома.

Мужчину застрелили в грудь из пистолета. В машине нашли гильзу от ПМ. А недалеко от машины, вниз в сторону улицы 8 Марта, обнаружили баул, валявшийся на дороге. В нем были два пистолета ТТ, ПМ с глушителем. Гранаты РПГ — три-четыре штуки. Радиостанции. Серьезный арсенал. Преступники бежали, им было тяжело, и они просто бросили все на дороге.

Установили личность погибшего. Это оказался бывший сотрудник милиции, который после увольнения оставил удостоверение себе и пошел работать коллектором.

По мнению Дмитрия, небольшой элемент везения в работе всегда присутствует и ошибка преступника может помочь в раскрытии преступления, но всерьез рассчитывать на нее нельзя 
Источник:

— Какие у вас были версии? Вы ведь поначалу не знали, что это та самая банда?

— Надо сказать, что восемнадцать лет назад такая находка не была чем-то необычным для города. Каждую неделю был какой-то огнестрел. В то время много было заказных преступлений, чуть ли не каждую неделю кого-то убивали. Группировки воевали, стреляли друг в друга. Поэтому мы думали поначалу, что это какая-то обычная бандитская разборка. А потом она потянула за собой такое, что целая банда оказалась.

Соседи по подъезду видели, как люди бежали из квартиры на втором этаже. Когда мы зашли в эту квартиру, то установили, что подозреваемые проживали там. Мы нашли в ней множество вещей, которые преступники в спешке бросили. Записные книжки, ножи, патроны и, самое интересное, — паспорта на имя Николая Некрасова и Фарида Давлятчина.

«Они очень быстро собирались. Так торопились, что все бросили и убежали, забыв свои паспорта»

— После обнаружения паспортов задержать их было делом техники?

— Когда нашли паспорта, увидели, что прописка тюменская, дали ориентировку. Обратились к коллегам, оказалось — многоэпизодники. Давлятчина и Некрасова задержали, когда они пытались скрыться, где-то на границе Свердловской и Тюменской областей. Довольно быстро, через пару дней. Остановили для проверки документов. Они пытались уехать на автомобиле из Свердловской области. Кто-то из них еще, помню, внешность изменил, переоделся в женскую одежду и парик надел.

— Как узнали, что паспорта им принадлежат, если они были всегда в масках и перчатках?

— В Тюмени уже знали их фамилии с девяностых годов. Криминальный мир известен, по большому счету. Просто кто-то организатор, кто-то исполнитель. Про кого-то известно из оперативных источников, что он причастен, но с этим в суд не пойдешь, нужны неопровержимые доказательства. Иначе в суд дело не направишь. Скорее всего, они знали, что преступления совершает такая-то банда, но стопроцентных доказательств не было.

Поэтому, когда их задержали, могли забрать в Тюмень по многоэпизодным делам. Но раз уж есть у нас такая банда, совершившая преступление, и в наличии полная доказательная база и четкая статья, то было принято решение не соединять дела в одно производство, а направить дело в Екатеринбург по законченным эпизодам.

В январе 2003 года, после неудачи в Екатеринбурге, другая часть банды решила вновь напасть на инкассаторов, везших выручку в аэропорт Рощино. Однако подозрительные автомобили привлекли внимание сотрудников ГАИ. Бандиты убили решившего проверить документы инспектора Александра Обогрелова и скрылись от его коллег. Дерзкое убийство вызвало сильный резонанс, на поимку преступников были выделены лучшие силы. Это ускорило поимку банды.

— Что вам удалось выяснить? Как развивались события?

— Сама история развивалась, по рассказу Некрасова, следующим образом. Эту квартиру они сняли у своей знакомой. Поселились на несколько дней. Той ночью они совершили разбойное нападение — угнали очередную фуру. Лица, которые были с ними, уехали. А Некрасов с Давлятчиным должны были уезжать из города на следующий день.

После преступления они собрали в квартиру все оружие и решили отметить это дело. Некрасов сходил в магазин и купил коньяк, сыр, кумкваты. Гурманы оказались. Выпили, закусили и легли спать.

А в шесть утра кто-то постучал в дверь. Некрасов в одних трусах пошел открывать. Стоит мужик какой-то, называет фамилию незнакомую. Зовет поговорить, говорит, что из милиции. Ну, он по-быстрому накинул штаны, куртку и пистолет взял на всякий случай. Спустились, вышли. Мужик посадил его на заднее сиденье ВАЗа, сам сел вперед, рядом с ним был еще водитель.

— Как только сели, он сразу стал на меня наезжать, про какие-то деньги говорить, про банк. Сказал, что он сотрудник УБОП, показал удостоверение. Я начинаю ему говорить, что я не тот, кто ему нужен, и что я вообще ничего не знаю, а он меня ударил в нос и сломал его. Я достал пистолет и выстрелил в него. Водитель сразу выскочил и убежал, — так объяснил потом Николай Некрасов момент убийства.

Некрасов выскочил, зашел в квартиру, сказал: «Менты, надо бежать!» Они собирались так быстро, что почти все побросали. Деньги, документы, записные книжки. Они побежали в чем были. По пути даже сбросили сумку с оружием.

Когда мы сделали запрос в банк, то оказалось, что погибший действительно пришел выбивать долг из должника банка «Хоум Кредит».

«Но там не должник проживал, а ночевали бандиты, и они встретились. Коллектор решил, что он не хочет платить, а Некрасов — что их нашла милиция»

Того, который убежал, мы потом нашли. Он очень испугался. Понятно, что они жестко работают с должниками, но тут не на тех нарвались, и он, конечно, не ожидал такого развития событий.

Спустя восемнадцать лет многие расследования Дмитрий Ефремов помнит так, как будто вел их вчера 
Источник:

— Какое впечатление задержанные произвели на вас?

— Фарид Давлятчин не шел на контакт совершенно, просто молчал. Закоренелый, ранее судимый. Ни с кем не разговаривал. Вел себя размеренно, без переживаний и волнений. Серьезный мужичок с бородкой, производил впечатление. Видно было, что он организатор и мозг банды.

А Николай Некрасов сразу начал все рассказывать. Рассчитывал на досудебное сотрудничество. Он, напротив, шел на контакт очень охотно и в основном рассказывал про тюменские преступления. В нашей области, кроме грабежа на базах и убийства, они ничего не успели натворить. Соответственно, у нас его потом и осудили за убийство, грабеж и незаконное хранение оружия. Бандитизм здесь не вменяли. Допрашивали в УБОПе в Пионерском.

Меня удивило, что он был весьма общительным. Такой весельчак и рубаха-парень, довольно молодой. Описывал все в подробностях и красках: туда ездили, там стреляли. Как будто ему удовольствие доставляло рассказать о себе какую-то историю. Как будто гордость какая-то была. Он был беспринципный товарищ, ему не составляло труда застрелить человека. Кличка у него была Аль Капоне, потому что ходил постоянно с двумя ТТ. Хвастливый парень, родом из Тюменской области, как и остальной костяк. Образование — школа только. Незаметно было, что раскаивался.

Хотя Давлятчин молчал, Некрасов рассказал все и подтвердил потом на очных ставках. В итоге Давлятчин получил 23 года колонии строгого режима, а Некрасов, по совокупности преступлений, — 24,5 года.

Всего за период своего существования банда совершила двенадцать убийств и около тридцати разбойных нападений. В нее входило тринадцать человек. Изъятый арсенал составил 18 автоматов Калашникова, 22 ружья, 6 карабинов, 50 пистолетов, более 80 гранат, множество взрывчатки и патронов. Большая часть банды была задержана в 2003 году. Еще двое были пойманы несколько лет спустя. Все получили сроки от 10 до 25 лет, а подручный Фарида Рябков — и вовсе пожизненное. Единственный оставшийся на свободе — Сергей Фоминцев — до сих пор в бегах.

Ранее мы писали про дерзкое покушение на известного адвоката в туалете мэрии Екатеринбурга. Киллер выстрелил ему в спину, когда тот мыл руки, после чего смог незаметно покинуть здание. Однако раненый мужчина выжил. Экс-следователь Максим Матвеев рассказал обстоятельства этого загадочного дела.

Почитайте также историю жестоко убитой на Тверитина семьи врачей. В 1996 году Валерий Кулаков зарезал семь человек, в том числе трехлетнего ребенка. Экс-следователь Ирина Семенова, принимавшая участие в раскрытии этого резонансного преступления, рассказала, как удалось вычислить убийцу, какие у него были мотивы и что чувствовали сами следователи, входя в залитую кровью квартиру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
208
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Продолжаем считать трупы». Главред E1.RU — о жестоком убийстве многодетной матери в Нижнем Тагиле
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления