В июне 2020 года на затопленном песчаном карьере утонула 16-летняя жительница Каменска-Уральского Екатерина Малоземова. Девочка не умела плавать. По словам очевидцев, ее силой затащил на глубину Денис (имя изменено. — Прим. ред.) из отдыхающей неподалеку компании, который сам не умел плавать. Девочка была ниже ростом и слабее парня, она просила отпустить ее и вырывалась.
После чего они оба стали тонуть. Мальчика смогли спасти, а Катю нет. Через несколько месяцев следователь прислал родственникам погибшей отказ в возбуждении уголовного дела. Они с таким решением категорически не согласны, поскольку считают, что ответственность за гибель не умеющей плавать девочки несет подросток.
Мы пообщались с Александром, отцом мальчика, обвиняемого в гибели Кати. А также нашли свидетелей трагедии, не опрошенных следствием.
«Вам надо — вы и спасайте»
— Вы не согласны с трактовкой родственников погибшей девочки?
— Ознакомьтесь с материалами дела, там все написано. Сейчас они [родственники погибшей] могут сочинять всё, что хотят. Есть свидетели, взрослые люди, которые их вытаскивали из воды. Там народу было немерено, молодежи человек 30 и взрослые. Если бы мой сын кого-то силой тащил, ему бы оторвали за это голову.
— Младший брат Кати видел, как тащили его сестру.
— Брата там не было вообще, он пришел вместе с ними туда, но, когда всё происходило, он уехал куда-то на велосипеде, а появился, только когда всё закончилось.
— Кто-то видел, что он отсутствовал в момент трагедии?
— Я откуда знаю, этого не могу сказать.
— Вы считаете, что младший брат Кати ошибается?
— Ознакомьтесь с материалами.
— А почему, по-вашему, родственники решили обвинить вашего сына? Зачем им это?
— Потому что им денег надо заработать. Показать всему миру, какое у них горе. Смерть ребенка — это страшная трагедия для всех. И пиариться и пытаться денег на этом заработать я лично точно не собираюсь. Если они хотят этим заниматься — пусть. Есть материалы дела и показания свидетелей, взятые прямо на месте. То, что они через полгода вспомнили, — это ни о чем не говорит, сейчас они могут сочинять всё, что хотят. Там очень много свидетельств было собрано. И люди, которые их доставали из воды, рядом с ними купались, — они бы это видели.
— Что говорят люди, которые их пытались спасти?
— Они говорят, что услышали какое-то бульканье, шлепанье. Оглянулись и увидели, что подростки тонут. Они успели Дениса схватить за руку под водой и вытащить. Михаил передал Дениса своему другу, а тот уже вытащил его на мелководье и потом они продолжили искать девочку. Взрослые трезвые люди.
Изначально, по материалам дела, они в воде были втроем. Просто потом один мальчик ушел от них на берег, а они продолжили купаться вдвоем. То, что он тащил ее на глубину, — это ересь. В материалах дела написано, что они втроем уже были в воде и купались.
— Родственники говорят, что, когда тело извлекли, Катя была в одежде.
— Сейчас большинство молодежи купается в одежде. Легкой летней одежде. Девчонки купались в футболках. Пацаны в шортах купаются.
— Родственники утверждают, что она не умела плавать и сама бы не полезла купаться.
— И они тут же заявляют, что она гуляла по воде.
— Ну ведь мы понимаем, что одно дело ходить по колено в воде и другое — зайти на глубину.
— Я был на этом водоеме. Там песок очень зыбучий и рыхлый. Михаил, который нырял за ними, не мог до дна достать. Она просто в песке увязла. Они гуляли, в воде играли и, скорее всего, там яма была, и они в итоге скатились в яму. В том карьере очень рыхлый песок.
— Михаил видел, как они тонули?
— Он услышал шлепанье по воде и бульканье. Они барахтались, пытались выплыть.
— А до этого они, по словам Михаила, просто мирно рядом стояли?
— Да, играли, гуляли. Это тоже в материалах дела описано.
— Родители утверждают, что опросили только часть свидетелей. А других свидетелей якобы не вызывают, которые видели момент затаскивания на глубину.
— Там было 30 молодых людей. Один говорит одно, другой другое, третий — третье. Эти свидетели по 9–14 лет — они сейчас такого могут насочинять. Им же по барабану, не соображают ничего. Им главное повыпендриваться, показать, какие они крутые... А взрослые люди, с которых показания взяли, они рассказали, как всё было.
«Когда они подходили к берегу, то звали остальных людей идти спасать. Им сказали: «Вам надо — вы и идите»»
— Вы говорили, что боитесь за сына?
— Я сейчас не знаю, как он в школу ходит. После этого случая мы увезли его в другой город. Эта молодежь такого может начудить, они разбираться не будут. Его сейчас могут в школе подкараулить. А я на работе, ничего не могу сделать.
— Травля может быть?
— Она уже есть. Мы не хотим это раздувать. Мы хотим, чтобы всё прекратилось и успокоилось. Это для всех трагедия, думаете, ему легко? Ему пишет кто попало, мы уже удалили все соцсети. Что там пишут — уму непостижимо. Я много комментариев прочитал с угрозами. Они чего добиваются, хотят довести его до самоубийства?
«Махала руками и просила: не надо»
Мы ознакомились с показаниями Михаила, который пытался спасти тонущих:
«Я плавал на глубине, когда услышал примерно в десяти метрах от себя подозрительный шум, похожий на то, как захлебывается человек. Обернувшись, я увидел молодого человека и девушку, уходивших под воду».
Далее Михаил рассказывает, как подплыл к ним и вместе с другом пытался спасти подростков. Ему удалось вытащить Дениса и передать его своему другу. Девушку под водой они так и не нашли. Добавляет, что перед тем, как увидеть тонущих, каких-то криков и шумов, похожих на конфликт, не слышал. То же самое рассказал его товарищ. Никаких упоминаний о том, что подростки мирно стояли и играли вместе в воде, в его показаниях мы не нашли.
Также нам удалось ознакомиться с показаниями свидетелей, которые видели своими глазами, как мальчик утащил девушку, не умевшую плавать, на глубину. Они до сих пор официально не допрошены, хотя номер телефона у следователя есть. Вот что они нам рассказали.
Мара (имя изменено. — Прим. ред.), 16 лет:
— Я возвращалась на берег и видела, как он ее нес. Она махала руками и кричала: «Денис, не надо». Я не видела ее лица, только затылок. Она была у него на руках, они не вместе купались. Если бы я знала, что она не умеет плавать, то подошла бы и попыталась бы что-то сделать. Меня не допрашивали. Мне один раз звонили, но до допроса дело не дошло.
Василий (имя изменено. — Прим. ред.), 11 лет:
— Я свидетель, его звали (заглушено), он взял Катю на руки. Катя сопротивлялась, кричала: «Отпусти». Он не слушал ее и повел в воду.
Также в деле имеются показания младшего брата Кати. Он описал, как подросток схватил девочку, не умеющую плавать, и потащил на глубину. Она вырывалась и кричала: «Помогите». Он пытался привлечь внимание кого-то к этому происшествию, но никто не отреагировал. Его крик попал на видео.
Денис в своих показаниях утверждает, будто девочка сама залезла ему на руки. Периодически он отпускал ее, когда вода была ей по плечи, после чего опять брал на руки. Неожиданно попал в яму и начал тонуть.
Однако родители и родственники заявляют, что не умевшая плавать девочка никогда не согласилась бы добровольно зайти глубоко в воду. В пользу этой версии говорит тот факт, что после осмотра спасенного мальчика сотрудники ПДН обратили внимание: спина подростка была исцарапана, однако этот факт не нашел отражения в материалах дела. Также не была сделана экспертиза эпителия из-под ногтей девушки, которая показала бы следы борьбы.
Есть одно, что объединяет показания всех свидетелей. Все утверждают, что практически никто не откликнулся на призыв о помощи в спасении тонувшей девушки. За исключением двух человек, отдыхающие продолжали заниматься своими делами.
В настоящее время дело вернули на дополнительную проверку.
— Проверка по данному факту продолжается, проводятся все необходимые мероприятия, направленные на дачу ситуации объективной правовой оценки. С учетом всех данных будет принято соответствующее процессуальное решение, — сообщили E1.RU в региональном СК.
Ранее родители Кати объясняли, почему не согласны с отказом в возбуждении уголовного дела.