Криминал интервью «Каждый день обманывают трех человек». Интервью с главным борцом против кибермошенников в Екатеринбурге

«Каждый день обманывают трех человек». Интервью с главным борцом против кибермошенников в Екатеринбурге

Алексей Иванов рассказал, как нас обманывают аферисты и сколько они на этом зарабатывают

По словам Иванова, в городе наиболее популярны две схемы обмана: посмотрите какие

В Екатеринбурге каждый день становится известно о новых случаях мошенничества. Обманывают и пенсионеров, и, казалось бы, опытных программистов. Мы решили поговорить с руководителем отдела по расследованию мошенничества в Екатеринбурге. Алексей Иванов в интервью рассказал, правда ли, что обманов с каждым днем становится все больше, что с этим делать и какое отношение к мошенничеству имеют заключенные.

— В последнее время новостей о мошенниках стало намного больше. Правда ли, что за последние полгода обманывать людей стали гораздо чаще?

— Это на самом деле так, как бы печально это ни было. Количество преступлений в данной сфере растет регулярно. За сутки совершается как минимум три случая мошенничества — именно в Екатеринбурге. То есть в день три гражданина попадаются на обман. И это только те, кто заявляет о преступлениях. Есть еще и люди, которые сначала обращаются в банки, пытаются вернуть деньги через них. И уже после этого их направляют к нам.

— Схемы одни и те же или постоянно меняются?

— Есть несколько схем. Есть практика по мошенничествам, которые мы называем «сын попал в ДТП». Когда звонят под видом представителя власти и сообщают о том, что кто-то из ваших близких родственников попал в неприятную ситуацию, но этот вопрос можно решить за определенную сумму. Это достаточно старая схема, но в отношении людей преклонного возраста она работает. И есть совершенно новая схема — она развивается и совершенствуется около двух лет. Это якобы представители банков, которые звонят, говорят очень грамотно, у них есть вся информация о гражданине, они знают его счет на карте, персональные данные. Они входят в доверие, и человек сообщает им свои пароли, после чего происходит хищение.

— Откуда они узнают персональные данные? Им сливают банки?

— Установить, откуда был слив информации, в настоящее время нельзя. Мы можем только предполагать, но утверждать не можем. И конкретного лица, который был застигнут при передаче файлов злоумышленникам, пока не было. А банки никогда не будут подтверждать, что у них был слив, чтобы не потерять клиентов и вкладчиков.

— Но по логике — откуда еще мошенники могут знать столько подробностей о нас? Кто, кроме банковских сотрудников, может предоставить такую информацию?

— Я предполагаю, что такую информацию покупают. И продают ее на черных рынках. Человек уволился из банка, забрав с собой определенную информацию, и продал ее определенным лицам. Некоторая информация имеется в свободном доступе, бывают хакерские атаки. Банк ведь не будет говорить, что он был атакован хакерами, только если слив был слишком большим.

«Но, естественно, если злоумышленник знает все о гражданине, такой информацией обладают только банки»

— Как на мошенников повлияла пандемия и самоизоляция?

— На самом деле, никак. Их сфера работы и так удаленная. И пандемия никак не влияет на них. Пандемия сыграла в том плане, что человек не мог сразу пойти в банк и проверить, действительно ли ему позвонил сотрудник. Вся страна находилась на удаленке, кол-центры работали в ограниченном режиме. Поэтому был настоящий вал преступлений. Но не скажу, что был конкретный большой рост [преступлений] во время пандемии.

Ловить кибермошенников научились не так давно, раньше это было гораздо сложнее 

— Вы рассказываете о схеме под названием «сын попал в ДТП». Но этому обману уже десятки лет. Мошенники не становятся как-то хитрее и умнее со временем?

— Мошенники, которые говорят, что они представители власти, и звонят престарелым гражданам, не меняются.

«У них схема старая, но она работает, понимаете?»

И работает именно в отношении граждан престарелого возраста.

— Сколько в среднем мошенники получают от одной жертвы?

— Все зависит от суммы, которая есть на счете. Это может быть от 10 тысяч рублей и заканчиваться 2–3 миллионами. Как правило, это от 250 до 500 тысяч рублей. Это могут быть и кредитные карты. Ведь кредитный счет открыт на конкретного человека. Получая персональные данные, мошенники могут оформить кредит на человека. То есть даже если у вас нет большой суммы на счету, он (мошенник) оформляет кредит на огромные суммы. И человек оказывается должен банку.

— Получается, у этих мошенников миллиардные доходы?

— По нашим подсчетам, они получили около 60 миллионов рублей за последние два года. Это только по Екатеринбургу.

— Кибермошенников в последнее время стало больше, чем тех, кто пользуется контактными способами и работает по старинке?

— Мы специализируемся только на цифровых мошенниках. В одном отделе может быть так, а может, по-другому. Не надо забывать, что существуют еще гадалки, целительницы, которые тоже вводят в заблуждение людей. И сейчас это очень распространено. Многие люди попадаются на эту удочку. Гадалки подходят, забалтывают и получают от людей огромные деньги, в том числе и кредитные.

— Почему люди попадаются на это? Мы пишем о таких мошенниках практически каждый день, вроде как все уже знают про этих мошенников, но все равно обманутых очень много.

— У нас была ситуация, когда потерпевший сказал: «Я понимал, что меня разводят, и я "развелся"». Они настолько хорошие психологи, настолько грамотно разговаривают и не дают во время телефонного разговора отвлечься на что-то другое. Тут еще состояние стресса, в который они вводят человека. Когда ему говорят, что его деньги сейчас похитят, просят не класть трубку, человек начинает волноваться. Поэтому мы всегда говорим, что важно в это время остановиться, положить трубку и позвонить в банк. И любой банковский сотрудник вам скажет, что сотрудники службы безопасности не звонят клиентам. Никогда.

Каждый день в полицию обращаются три обманутых екатеринбуржца

— Как тогда спасаться?

— Всех граждан все равно не обезопасишь. Есть населенные пункты, где вообще нет интернета. И какая-нибудь бабушка там не будет читать про мошенничество. Всегда найдутся несколько человек, которых «разведут».

— Как вы ловите таких преступников? Они ведь работают анонимно через интернет, не оставляя следов.

— Саму технологию поимки я сказать не могу, это тайна следствия.

«Но в наше время любой человек, который пользуется гаджетами, оставляет за собой цифровой след»

И если сработать грамотно и вовремя, то можно найти всю сеть. След оставляет любой человек.

— Как часто удается их поймать? Троих в день обманывают, скольким из них возвращают деньги?

— Происходит анализ уголовных дел, некоторые из них соединяются в одно производство, и оно становится одним большим делом. И уже рисуется вся схема. Делаются запросы в банки, допрашиваются люди, и мы работаем. Преступления такие раскрываются не так часто, но они раскрываются, мы хотя бы научились их раскрывать. Это масштабная и кропотливая работа. На это требуется много времени, но это не значит, что полиция ничего не делает.

— Могут ли мошенники, украв наш номер телефона, потом выводить деньги через банковское приложение?

— Да. Если, например, у вас есть банковское приложение, злоумышленники путем поддельной доверенности могут сделать дубликат вашей сим-карты. Приходят в салон сотовой связи, получают дубликат симки, вставляют в свой телефон и получают ваши персональные коды доступа. Потому что ваш телефон привязан к счету. Далее сотрудник банка по номеру телефона «на автомате» отправит вам пароли доступа.

— Правда ли, что в последнее время все активнее развивается мошенничество в колониях, что именно заключенные занимаются этими звонками?

— Нет. Весной этого года у нас был этапирован заключенный из Новосибирска, который занимался таким видом мошенничества. У него был телефон, доступ в интернет. Он искал через интернет городские номера, обзванивал их. И как только слышал, что отвечает пожилая женщина, то разыгрывал историю, называя себя сыном этой женщины, говорил, что сбил человека. Он признался, что его научил этому сокамерник. А того научил другой сокамерник. Его осудили, он получил семь с половиной лет. Но за последнее время такие преступления не растут, они чуть-чуть успокоились. Органы внутренних дел стали делать проверки в колониях, количество преступлений уменьшилось.

— Что нужно сделать, чтобы не стать жертвой мошенников?

— Чего нельзя делать: ни в коем случае не называйте персональные данные, CVC-код, личные пароли, приходящие на телефон. И нужно сразу звонить в банк, выяснять информацию.

— Можно ли сделать так, чтобы наши данные не утекали в Сеть?

— Это ни от кого не зависит. В наше время, зная номер телефона человека, можно получить данные о нем. Даже зная номер его машины.

«Тот, кто знает, где брать информацию, всегда ее найдет»

Прочитайте, как мошенники в Екатеринбурге обманули мужчину, пообещав сделать его популярным блогером. Мы также рассказывали о другом очень популярном способе обмана: мошенники прикидываются родителями смертельно больных детей и собирают средства им на лечение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
104
Форумы
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления