Трагедия в квартире на Новгородцевой, 25, где мужчина захватил в заложники пожилую соседку, а потом расправился с ней, вызывает массу вопросов к полицейским. Они несколько раз приезжали на вызов, но, постучав в закрытую дверь, уезжали обратно.
Мы спросили мнение известных уральских адвокатов, которые сами в прошлом работали в правоохранительных органах, о действиях полиции. Действительно ли нельзя было по закону попасть в квартиру с закрывшимся преступником?
Адвокат Дмитрий Ушаков, представлявший интересы матерей убитых на Уктусе девушек, экс-следователь:
— Согласно закону «О полиции» они [полицейские] имеют право проникать в жилище для пресечения преступления, задержания правонарушителя или спасения жизни. В этом случае у стражей порядка имелись веские основания предполагать, что в квартире совершается преступление. У них была информация, что там удерживают женщину. Полицейские обязаны были убедиться, что ей ничего не угрожает. Если бы она поговорила с ними через дверь, это одно. Но тишина и отсутствие криков еще ничего не значат. Им нельзя было просто уезжать без проведения оперативных мероприятий. Так бы все преступники закрывались и сидели молча в квартирах. А что? Полиция постучит и уедет, — отметил Дмитрий.
Адвокат Сергей Колосовский, защищавший «очкарика» Влада Рябухина, экс-оперуполномоченный уголовного розыска:
— Здесь были основания для проникновения в помещение. В данной ситуации предполагать, что он ее убьет, наверное, нельзя. Но в любом случае тут имело место проникновение в жилище, это раз. Кроме того, раз хозяйка не реагирует и не подает признаков жизни, были основания думать, что против нее совершено преступление, как минимум незаконное удержание, это два. Я бы на их месте именно так написал в рапорте. Всё, этого достаточно полиции, чтобы никого не ждать и самим проникнуть в квартиру.
В свое время [в конце 90-х] мы бы точно никого не ждали, а сломали бы дверь своими силами — каждый опер имел спортивную подготовку. Но зачастую можно обойтись без повреждений имущества. У каждого опера была веревка — всегда можно было зайти к соседям и от них перебраться через лоджию, балкон, окно. Я лично так задерживал преступника с ножом, который удерживал женщину. Дверь ломать дольше, и это громко, можно спровоцировать ненужную реакцию.
Справедливости ради стоит отметить, что, к сожалению, сотрудники Следственного комитета и прокуратуры порой крайне неадекватно оценивают такие вещи. Любое действие полицейских они трактуют негативно. Эта позиция отбила у сотрудников органов внутренних дел всякое желание что-то делать, проявлять инициативу. Поэтому в смерти женщины есть и часть вины Следственного комитета, хаотично и не всегда по делу возбуждающего уголовные дела на полицейских.
«Они зайдут в квартиру, а кому-то в СК потом покажется, что они не правы, возбудят уголовное дело за незаконное проникновение»
Жестокое убийство женщины произошло 12 октября. В тот день 61-летняя Екатерина Николаевна вступилась за соседку по лестничной клетке Ольгу с грудным ребенком, которым угрожал ее пьяный муж. После этого обозленный дебошир схватил пенсионерку и ребенка и заперся с ними в ее квартире. Полиция приезжала несколько раз, но попасть в квартиру и задержать преступника смогла только под вечер. Им помог бывший супруг дочери Екатерины. Он прибыл после ее звонка и вызвал фирму по вскрытию дверей. Дебошира задержали. К сожалению, к этому моменту женщина была уже мертва. Ребенок с тупой травмой головы был отправлен в больницу.