Виктор Джупина — личность в Сысерти известная, он начал заниматься похоронным делом с 1987 года. Сначала работал в кооперативе «Ритуал», потом был заведующим на кладбище, затем открыл ИП и наконец организовал свою службу. Но в последний год у директора «Службы похорон» почти отняли дело его жизни и чуть не отняли саму жизнь. Банда Романа Короткова с середины 2019-го и до 27 августа 2020 года держала в страхе всех похоронщиков Сысерти и близлежащих районов. Одним из пострадавших от рэкетиров-спортсменов был и Виктор.
Мы пообщались с ним через несколько дней после задержания всех членов банды. В нее входили профессиональные спортсмены и бойцы ММА, засветившиеся во время протестов в сквере. Главарь — Роман Коротков по кличке Ромыч, ближайшие сподвижники — Александр Саулин, Александр Этвиш и Айказ Манукян.
Виктору 58 лет, это еще крепкий мужчина с твердым рукопожатием, открытым взглядом и аккуратной бородкой. Он встречает нас около своего офиса рядом с кладбищем и предлагает чай.
— Спортом занимаетесь?
— Когда-то занимался, железо тягал. Сейчас здоровье уже не то, но все равно стараюсь в форме себя держать. Вот, беговую дорожку себе сюда притащил. (В его маленьком кабинете стоят кубки и висят благодарственные грамоты. — Прим. ред.)
— Это ваше всё?
— Нет, сам я давно не занимаюсь. Это я помогал детским клубам самбо и кекусинкай. Ко мне обращаются спортсмены, когда надо им кубки купить, подарки или на дорогу денег дать. Суммы небольшие, конечно. Я же сам с детства занимался самбо. Сейчас-то уже не могу, возраст.
Мы пьем чай и расспрашиваем, как и с чего у бывшего спортсмена начался конфликт с нынешними бойцами. Виктор параллельно смотрит в камеры наблюдения, расположенные тут же, и иногда отвечает на звонки.
Первые проблемы появились еще в 2017 году, когда главой администрации Сысертского городского округа стал Дмитрий Нисковских. Он взялся «наводить порядок», в том числе в похоронных услугах. Тогда Виктору напрямую сказали, что на рынок хочет зайти новая фирма, у которой «свои люди» в полиции и администрации. И все похоронные услуги теперь надо оказывать только через них. Виктор отказался.
До открытого конфликта тогда не дошло, и какое-то время мужчина жил спокойно, но ситуация обострилась в 2019 году, когда кладбищенским инспектором был назначен Александр Саулин. В его обязанности входило выделять землю под могилы. Начальником Саулина был глава МБУ «Центр муниципальных услуг Сысертского ГО» Михаил Филиппов.
Мы постарались восстановить хронологию событий.
20 июня 2019 года у Виктора поджигают офис, в возбуждении дела полиция отказала.
12 сентября Саулин и Коротков потребовали от Джупины, чтобы могилы копали только их люди, всех клиентов он должен был отправлять им. С ними были Этвиш и Филиппов.
— Ваш глава отдал нам кладбища, все работы вести теперь с нами и через нас. Мы вас предупредили, — сказал тогда Коротков.
Несогласных бандиты запугивали. Вот один из эпизодов, снятых случайных свидетелем. На них Саулин и его подельники открыто угрожают работникам Джупины.
— Вам еще повезло, что приехали мы, приехали бы не мы, они бы вас [цензура], — говорит на видео Александр Саулин.
Таким же образом они действовали со всеми ритуальными конторами и частными предпринимателями Сысерти и близлежащих районов. Эти случаи широко освещались в прессе.
24 сентября офис Виктора обстреляли, стрелявшего не нашли. В возбуждении дела опять отказали.
1 ноября двое нападавших сожгли у Виктора катафалк и Land Cruiser. Поджог попал на камеру видеонаблюдения.
Несмотря на то, что нападавшие засветились на множестве камер, в том числе видно даже машину, на которой они уехали, в то время полиция их так и не нашла.
— Мне позвонили, сказали, что машина горит. Я прибежал и начал тут же забрасывать снегом. Если бы не снег, сгорел бы и дом, — рассказал Виктор.
После этого случая семья Виктора не могла спокойно спать, было страшно за свою жизнь, ведь бандиты в любой момент могли поджечь и их дом. Джупина и его сын по очереди дежурили каждую ночь на протяжении полугода.
По всем этим эпизодам Виктор писал заявления сначала в местную полицию. Однако в возбуждении уголовного дела либо отказывали, либо его просто никто не расследовал. Бандиты открыто хвастались своим знакомством с «Женей» [вероятно, речь шла про Евгения Узянова, бывшего начальника ОВД «Сысертский»].
Они знали все движения Виктора, куда он пошел, к кому обратился, и точно пересказывали ему все его разговоры с полицией.
Из-за страха перед бандитами и под давлением постоянных угроз бывший директор Виктора Ольга Ткаченко уволилась. Вскоре другие сотрудники последовали ее примеру.
В офис к мужчине посадили своего человека, ранее судимого Алексея Рачова. Он должен был следить за мужчиной, которого отодвинули от дел и сделали простым администратором.
Бандиты не могли полностью избавиться от Джупины, потому что предприниматель имел серьезную известность и популярность в Сысерти, люди шли к нему. Но они начали брать с каждой из похоронных услуг свой процент. Это отразилось на стоимости.
— Если гроб стоил 2500 рублей, то начал стоить 3500 рублей. 1200 шло бандитам, — пояснил Виктор.
В апреле 2020 года Виктор практически закрылся. Отчаявшийся мужчина обращался к депутатам, в Москву, к президенту и в ФСБ. Поначалу ему приходили отписки, дело возвращали в Сысерть, и там все вставало намертво.
Несмотря на то, что мужчина и так практически выполнил все требования рэкетиров, ему продолжали угрожать. Бандитам не нравилась то, что он писал жалобы.
— Мы будем стрелять, у тебя вообще все сожжём, — угрожал ему Коротков.
Ситуация изменилась, когда поменялся начальник местного ОВД, бывший руководитель Узянов перевелся в Екатеринбург.
21 августа возбудили уголовное дело по вымогательству и 27-го банду задержали. В задержании принимал участие спецотряд «Гром». У «спортсменов» нашли холодное и огнестрельное оружие.
— Я наконец-то могу спать спокойно, не боясь за себя и свою семью. Целый год жил в таком напряжении, даже здоровье стало сдавать. Пока не тороплюсь открываться, посмотрю, посадят их или нет. Но бывших работников уже предупредил, в принципе готовы начинать работать, — поделился планами Виктор.
— Как вы считаете, такое [вымогательство, принуждение к сделке] часто происходит в похоронном бизнесе или ваша ситуация уникальна?
— Такая проблема существует по всей стране. Я лично не занимаюсь похоронным бизнесом — я занимаюсь похоронным делом. Те, кто делают из этого бизнес, — мошенники. Возьмем для примера Екатеринбург: чтобы худо-бедно похоронить человека эконом-вариант, надо тысяч 120.
— А у вас сколько?
— А у нас, если бандитов убрать, можно было бы уложиться в 20–22 тысячи. Это включая и катафалк, и копку могилы, обмывание, гроб и все остальное. Летом можно было в 15–18 тысяч уложиться.
— Сейчас цены упадут, если уберут вымогателей?
— Конечно, упадут.
Мы попросили пресс-службу регионального главка МВД прокомментировать ситуацию и возможную причастность к преступлениям сысертских полицейских.
— Эмоциональность потерпевшего понять можно, очевидно, что он столько натерпелся от беспредела местного жулья, что сейчас может высказывать свою точку зрения сгоряча. Разборки, о которых идет речь, неоднократно освещались ведущими екатеринбургскими СМИ и всегда вызывали повышенный общественный резонанс. Но на эмоциях уголовное дело не построишь, нужны веские доказательства неадекватного реагирования полиции Сысерти на страдания бизнесмена. В настоящее время главным следственным управлением регионального главка МВД возбуждено и расследуется дело сразу по двум статьям «Вымогательство» и «Умышленное повреждение чужого имущества». В рамках расследования, уверен, станут известны любые косяки местных силовиков, если таковые были. И в случае если подтвердится причастность полицейских и вскроются коррумпированные связи, им будет дана самая принципиальная оценка со всеми вытекающими последствиями. В таких случаях главк передает собранные материалы нашим коллегам в Следственный комитет, и уже они принимают процессуальное решение по действиям или бездействию конкретных должностных лиц. Но пока я бы не стал делать выводов о виновности полицейских, — пояснил Е1.RU Валерий Горелых.
UPD 08.09:
А вот как прокомментировал глава администрации Сысерти Дмитрий Нисковских.
- Органы местного самоуправления у нас не определяют кто будет гробы продавать, а кто пельмени. Это свободный конкурентный рынок и в этом смысле удивительно читать комментарии предпринимателей, которые говорят, что они работали- работали, а потом пришел глава и решил что они работать не будут. Это сделать невозможно и к тому же лезть в дела бизнеса это вообще не наша функция. Мы наоборот нацелены на здоровую конкуренцию, - отметил Дмитрий.
Недавно мы писали, что Короткова, Этвиша, Манукяна и Саулина будут держать под стражей до 20 октября.