Громкая история произошла месяц назад на аллее Победы в Асбесте. Пытаясь утихомирить пьяного мужчину, 34-летний Вадим поднял его и бросил на асфальт. Это попало на видео. В результате 33-летний Александр Чебыкин получил травму головы, от которой через три дня скончался в больнице. Теперь Вадиму, у которого имеются двое несовершеннолетних детей, грозит серьезный срок — до пятнадцати лет. Мы поговорили с его адвокатом Владимиром Кротовым.
— Вам удалось добиться того, чтобы Вадима отпустили под домашний арест, хотя сторона обвинения была против.
— Это, конечно, громко сказано — мне удалось. Здесь главную роль сыграли его характеристики. Его личность. То, что он не судим и в целом характеризуется положительно.
— Что происходит сейчас по этому делу?
— Пока продолжаются следственные действия, ждем начала экспертиз и допроса свидетелей.
— Из-за коронавируса все дольше проводится?
— Нет, долго проводится из-за высокой загрузки. Следователи работают в обычном режиме. Может, это наплыв правонарушений, не более того.
— Удастся ли вам переквалифицировать статью на более легкую? С «Умышленного причинения тяжкого вреда, повлекшего смерть» на «Убийство по неосторожности»?
— Пока не могу сказать, надо дождаться результатов экспертиз. Мы, конечно, будем настаивать на переквалификации, у нас нет другого пути. А там — как решат следователи и прокурор. А мы уже будем соглашаться с их решением или нет.
— Как следователи будут определять — это умышленное причинение тяжкого вреда или по неосторожности? Тоже экспертиза?
— Здесь экспертизы не существует. Тут — внутреннее убеждение. А у каждого оно свое. Это вещь очень тонкая.
— А вы как считаете?
— По моему мнению, здесь нет умышленного причинения тяжкого вреда. Не было никакого умысла.
— Некоторые читатели высказывают мнение, что человек поднял себе срок на ровном месте. Вы с этим согласны?
— Да. Поэтому и говорят — никто не застрахован ни от сумы, ни от тюрьмы.
— Это ведь трагедия. Учитывая, что у него остались маленькие дети.
— Трагедия, конечно, произошла. И для тех, и для других.
— Мужчины теперь будут бояться останавливать распоясавшихся хулиганов? Пытаться кого-то защищать? Зная, что если нападавший неудачно упадет, то ты стопроцентно сядешь.
— Мужчины не только будут бояться. Они уже боятся и не защищают. Почему у нас идут нападения? Я об этом постоянно говорю. У нас в стране нет необходимой обороны. Когда ты постороннего защищаешь, себя, имущество.
«У нас приветствуется пройти мимо. За это ничего не будет. А если ты заступился — будешь отвечать»
— Получается, что порой преступники гуляют на свободе, а честный человек, который не скрывался, хотел защитить себя или кого-то еще, сразу идет под суд?
— В основном идет обвинительный уклон. Проще обвинить, чем оправдать. Оправдательных у нас ноль и сколько-то сотых процента. Хотя этого не может быть ни логически, ни математически. Абсурд.
— Если посмотреть шире на этот вопрос — общественная мораль требует от мужчин вмешаться, если происходит какое-то насилие, инстинкт самосохранения диктует защищать себя, а закон, наоборот, карает за это. Так выходит?
— Мы говорим о необходимой самообороне, только когда это нас касается. А в остальное время не обращаем внимания. У меня столько подзащитных было привлечено за нанесение тяжких, когда они защищали свою и чужую жизнь и здоровье. А проблема существует, и она очень серьезная.
— Надо менять законодательство?
— Немножко не соглашусь. Законодательно у нас все закреплено, но не применяется. Когда применяется необходимая оборона? Да почти никогда. Проще обвинить, чем оправдать. Когда это случится, человека арестуют, задержат, привлекут в качестве обвиняемого. Такая система.
«За оправдательный приговор ты по шапке получишь, за обвинительный — ничего не получишь»
Ранее мы писали о том, как в Асбесте суд вынес приговор 22-летнему парню, который застрелил обидчика на парковке ТЦ. А еще почитайте, как следователи смогли раскрыть убийство, совершенное 24 года назад.