Мы часто рассказываем вам о мошенниках. Кто-то обманывает пенсионеров, кто-то — ветеранов труда, а некоторым никакой разницы нет — они придумывают универсальные способы обмана. Сегодня мы расскажем вам об одном из самых подлых видов мошенничества. Люди, которые этим занимаются, зарабатывают на человеческой сердобольности, прикрываясь смертельно больными детьми.
Как они это делают?
Мошенники создают аккаунты в социальных сетях. В них они сообщают о якобы своих больных детях, показывают фотографии и документы, просят перевести деньги на лечение. Как правило, это делается через Instagram. Дело в том, что у этой социальной сети в России даже нет службы поддержки.
— Как правило, они берут фотографии детей с тяжелыми заболеваниями (в 90% случаев это спинальная мышечная атрофия), этих детей они берут за рубежом. Последние наши примеры — это Бразилия, Польша, Чехия. Понятно, почему это делается — потому что в России об этих детях не знают. Они выбирают именно такую болезнь — СМА, потому что лекарство от нее самое дорогое в мире и требуется всегда в кратчайшие сроки, — рассказывает благотворитель, создатель фонда «Живи, малыш» Егор Бычков.
Саму историю ребенка мошенники просто придумывают. А вот тексты под постами они воруют у родителей реально болеющих русских детей. Копируют у них, вставляют в свои посты. Доходит даже до того, что они забывают поменять имя ребенка. Но большинство таких аккаунтов сделаны очень качественно, человеку со стороны никак не понять, что это фейк.
«Аккаунты на 160 тысяч подписчиков, под каждым — тысячи комментариев настоящих людей: "Миша, выздоравливай", "Мы тебе перевели деньги" и так далее»
Медицинские документы тоже приложены, — рассказывает Бычков.
Такие документы, якобы доказывающие болезнь ребенка, они просто фотошопят. Берут настоящие и меняют в них имя с фамилией. Качество у таких изображений бывает очень плохим, но люди не вникают — им достаточно того, что документы есть. Иногда в таких аккаунтах есть обращения от популярных блогеров с миллионами подписчиков. Они тоже ворованные, и проблема таких обращений в том, что в них звезды не всегда произносят имя и фамилию ребенка. Любой мошенник может забрать такое обращение себе.
Итог простой: в аккаунте есть фотографии, видео, документы, справки. Один в один как у настоящих.
Как с ними борется полиция?
Привлекать полицию в борьбе с мошенниками достаточно сложно, считает Бычков. Даже если приложить все доказательства того, что аккаунтом владеют мошенники, история будет одна и та же — заявление просто будут передавать из рук в руки, пока оно не осядет и не забудется.
— Я пишу в московское управление, которое занимается расследованиями в сфере интернета, потому что единственная зацепка — это их онлайн-кошельки. Если заморочиться, можно потянуть за эту ниточку. Но оттуда мое заявление спускают в ГУВД Свердловской области, а оттуда — участковому в мой район. Это вся работа. И понятно, что никогда участковый не найдет мошенника, который создает аккаунты на сотни тысяч человек и зарабатывает на этом миллионы.
Отказные материалы Егору присылают уже спустя несколько дней после подачи заявления. Ни разу еще после этого не было заведено ни одного уголовного дела. Мы решили узнать, как работает законодательство в этой сфере и можно ли через полицию наказать мошенников. По мнению Юлии Федотовой, правоохранительные органы, наоборот, «любят» эту статью Уголовного кодекса.
— Данная ситуация — это в чистом виде статья 159 УК РФ, получение имущественных выгод путем обмана. Почему заявление не принимают, я не очень понимаю. Наши правоохранительные органы очень любят этот состав [преступления], даже когда не надо. Я бы посоветовала написать заявление в следственный комитет. И установить лица, которые пользуются этими аккаунтами, труда не составит при нынешнем уровне развития технологий, — считает Федотова.
В пресс-службе областного полицейского главка нам сообщили, что новые случаи обмана действительно появляются чуть ли не каждый день.
— Современные мошенники — это далеко не цыганки XX века. Они совершение преступлений поставили на абсолютно новые рельсы, с использованием современных технологий и психологических возможностей. Именно по этой причине редкая неделя в Свердловской области обходится без фактов обмана граждан — как молодого, так и пожилого поколений. Еще совсем недавно студенты или люди средних лет, читая истории про то, как обманывают других, могли про себя подумать, что их это не коснется. Сегодня тенденция такова, что жертвой мошенников может стать абсолютно любой человек, к сожалению. Что касается вашего инфоповода: прежде чем перечислить деньги кому-либо, необходимо убедиться, что это не злоумышленники под видом остро нуждающихся граждан. Сделать это можно только одним способом — методом официального заявления в органы внутренних дел. Поступившая информация в обязательном порядке будет проверена полицией. И каждому человеку обязательно будет дан ответ на его вопрос, — сказал E1.RU глава пресс-службы областного полицейского главка Валерий Горелых.
Как тогда их победить?
Самый простой способ — писать жалобы на их аккаунты в Instagram. Тогда система может его забанить, такие случаи уже были. Второй, самый действенный — обратиться в банк. Большинство мошенников пользуются Сбербанком, и он действительно реагирует на такие обращения.
— Мошенники, конечно, просто заводят новую карту, а мы опять пишем на них жалобы. У нас были истории, когда они в итоге забрасывали аккаунт, пожертвовать туда больше нельзя. Казалось бы, конкретно эту историю мы закрыли без полиции, но мошенники-то сами на свободе, они уже почувствовали вкус денег и теперь раскручивают аккаунт в Instagram, о котором мы еще не знаем, — говорит Бычков.
Таких фейковых сборов сейчас в России сотни или даже тысячи. Естественно, такие мошенники не сидят в Екатеринбурге, они могут находиться где угодно.
Как мне распознать мошенников?
Есть несколько способов, которые помогут вам проверить, мошенники перед вами или действительно нуждающиеся люди. К сожалению, универсального и простого способа просто не существует, но есть возможность хоть как-то обезопасить себя. Вот список:
Проверить историю малыша через новости. Про детей с такими заболеваниями, как правило, пишут СМИ. Если ни одного упоминания о ребенке нет в новостях, это уже знак.
Поищите сбор средств для этого ребенка во «ВКонтакте». Скорее всего, его там не будет. Дело в том, что мошенникам в этой соцсети находиться неудобно — она достаточно легко их заблокирует по первому обращению. Кстати, такое бывает даже в случае с реально болеющими детьми.
Обратите внимание на видео в аккаунте. Как правило, мошенники берут истории детей из других стран, а значит, и говорят там на другом языке. Из-за этого им приходится либо подставлять грустную музыку вместо человеческой речи, либо вообще убирать звук. Это верный признак того, что перед вами мошенники. В настоящих аккаунтах всегда есть видео или прямые эфиры, где родители общаются с ребенком.
Посмотрите на приложенные документы. Их либо не будет вообще, либо там должны быть указаны контакты родителей, врача, благотворительного фонда. Не стесняйтесь и позвоните по этим номерам телефонов, спросите, существует ли такой ребенок.
Свяжитесь с родителями. Через их аккаунты, например. В настоящих аккаунтах всегда есть контакты родителей. Попробуйте связаться с ними, и, если вам откажут, это, очень вероятно, тоже мошенники.
Сбор обязательно должен вестись на карту родителей: у мошенников он очень часто ведется на имя «дяди» или «сестры», и это верный признак мошенничества.
Один из самых надежных способов — проверка фотографии ребенка через сервис «Google Фото». По фото поисковик покажет вам сотни ссылок, среди которых можно найти реального ребенка, историю которого просто украли мошенники.
Если речь идет о ребенке со спинальной мышечной атрофией, обращайтесь в фонд «Семьи СМА». Это единственный в стране фонд, который помогает таким детям, и они точно смогут вам ответить, есть ли у них на попечении ребенок, о котором идет речь. Напишите им на почту и спросите, существует ли этот человек.
Чтобы гарантированно уберечься от мошенников — переводите деньги в проверенные благотворительные фонды, а не на личные банковские карты.
Мошенники, которые наживаются на чужом горе, — самые гнусные из всех существующих. Они очень сильно отличаются от тех, кто ходит с коробками на улице и представляется благотворительным фондом. Они вышли на новый уровень, вкладывают в свои аккаунты сотни тысяч рублей для их раскрутки. Ни у одной страницы в поддержку больного ребенка в России нет 160 тысяч подписчиков, а у мошенников есть. Бывали случаи, когда они даже сами жаловались на аккаунты настоящих родителей больных детей и Instagram блокировал их.
— Путин ввел новый налог, деньги от которого пойдут на лечение детей. И я думаю, что мошеннические сборы составляют не меньший годовой эквивалент, — говорит благотворитель.
Люди, которые видят подобные истории с мошенниками, вообще отказываются отправлять деньги на лечение детей. Зачем рисковать, если нет возможности проверить наверняка? Своими действиями эти мошенники не только лишают возможности спасти действительно болеющих детей, но и бьют по всей благотворительной системе России в целом.
Недавно Егор Бычков предложил Центробанку и МВД создать группу, которая будет заниматься темой мошенничества в сфере благотворительности.