Завтра в Синарском районном суде вынесут приговор бывшим полицейским отдела полиции № 24 Каменска-Уральского. Их обвиняют в пытках несовершеннолетних ради признательных показаний. Потерпевшие — парень и девушка, мы рассказывали их историю. Парня, в частности, вывозили в лес и заставляли рыть могилу. Прокуратура запросила обвиняемым реальные сроки до четырех лет колонии. Так, бывшему начальнику ОП № 24 Алексею Андрееву грозит три с половиной года в колонии.
— Лично я не настаиваю на самом жестком наказании — чтобы бывших полицейских отправили в колонию. Я человек гуманный, и гуманность должна быть и в нашем законодательстве. Условные сроки — это нормально, думаю, ими будет довольна и потерпевшая сторона. У них [обвиняемых] есть семьи, дети, жены, матери и отцы. Конечно, никто их не освобождает от наказания, — сказал юрист Сергей Барсуков.
Но на реальном наказании для полицейских настаивают выпускники Синарского детдома, попавшие в похожую ситуацию. Детский дом находился по соседству с ныне расформированным отделом полиции № 24. Накануне оглашения приговора на Барсукова вышли двое молодых людей — бывших воспитанников Синарского детского дома. Юра и Кирилл рассказали, что тоже пострадали от сотрудников этого отдела еще в 2013–2014 годах.
По словам молодых людей, их пытали электрошокерами, брали за ноги-руки и подкидывали, роняли на пол, надевали мешки на головы. Методы пыток одни и те же, считает Барсуков, — что в деле, которое дошло до суда, что в новой истории от бывших детдомовцев. И везде фигурирует Алексей Андреев — бывший начальник ОП № 24.
— После беседы один из пареньков выбежал весь в слезах, ему сейчас 22 года. Многие нераскрытые дела полицейские вешали на этих ребят, не только на этих. Их очень много, таких подростков. Как правило, полицейские подъезжали к детскому дому, выцепляли их, увозили в отдел, били и заставляли подписывать явки с повинной, — говорит Барсуков.
По его словам, бывшие детдомовцы решили рассказать об этом, когда узнали, что полицейским скоро вынесут приговор за выбивание показаний.
— Пошла цепная реакция. Те обиженные парни, которые вчера обратились, сказали, что одного с 2013 по 2014 год пытали, а другого с 2013 по 2017 годы периодически выдергивали, избивали и вешали статьи. Понятно, чтобы «глухаря» не было, эти дела вешали на этих подростков, — предполагает Барсуков.
Адвокат отметил, что признания в пытках над детьми записаны на видео с согласия потерпевших. Эту запись он готов предоставить следственным органам. Он считает, что воспитанники детдома молчали потому, что не верили в возможность правосудия. А когда увидели, что над полицейскими идет суд, они решили открыться и поверили, что справедливость возможна.
При этом Барсуков не исключает, что полицейским вынесут оправдательный приговор, поскольку судья ранее работала в милиции и в ее практике уже имелись оправдательные приговоры.
Незаконные действия силовиков периодически становятся фактами в уголовных делах. В августе прошлого года трое полицейских ППС в служебной машине изнасиловали 22-летнюю женщину. Недавно их отпустили под домашний арест. Еще одного прапорщика ДПС обвинили в сексе с 12-летней девочкой, с которой он жил по соседству в общежитии.