В Ленинском районном суде Екатеринбурга сегодня, 28 марта, прошло заседание по делу Геворга Аветисяна, который многим известен как герой, вытащивший из огня троих детей. Мужчину обвиняют в жестоком избиении человека. Потерпевший — его дальний родственник и земляк, тоже армянин — Мурат Генесян. Жена Мурата Наталья — двоюродная сестра жены Геворга.
Эта судебная тяжба, где каждая сторона обвиняет другую, вряд ли была бы интересной, если бы не подсудимый, которого награждало МЧС.
Мы попытались разобраться в конфликте, из-за которого героя и отца пятерых детей могут отправить в тюрьму.
Версия пострадавших
Семья Геворга жила с семьей Мурата в одном частном доме, но в разных половинах. Мирно не уживались: между ними постоянно случались стычки, ссоры, потасовки.
— Он меня уже избивал, я подала заявление в полицию, но суд оправдал его, решив, что меня били не сильно, — жалуется после очередного заседания Наталья, жена потерпевшего.
Суд действительно состоялся несколько лет назад, но Аветисяна оправдали, его вина не была доказана.
— Он постоянно устраивает пьянки, шумные застолья, — продолжает она. — Я вызывала участкового, писала жалобы, но это бесполезно.
И всё же одна из жалоб родственников достигла цели. В марте прошлого года они написали в прокуратуру о том, что Аветисян с пятерыми детьми проживает в своей половине незаконно. Прокуратура всё проверила и действительно установила, что огромная семья Геворга незаконно занимает «комнаты пл. 7,3 кв. м». Давно, еще в советские годы, начальник предприятия «Свердлесмаш» разрешил дедушке жены Геворга заселиться в эти пустующие комнаты, до этого семья жила во второй половине. После прокурорской проверки Геворга с женой и детьми выселили.
Администрация Ленинского района, комментируя журналистам выселение после подвига Геворга, отметила, что где-то в деревне Иркутской области у жены зарегистрирован дом «общей площадью 46,4 кв. м».
Аветисян не повез семью в деревню Берестенникова Иркутской области из Екатеринбурга, где его дети ходят в школы и садики, а у него самого есть работа — собственная автомастерская. Снял квартиру. Но всё это теплоты в отношениях между родственниками не прибавило. В сентябре 2018 года между мужчинами случилась новая потасовка, которая и стала поводом для судебного разбирательства. Было заведено уголовное дело. В основу обвинения легли снятые побои и видео, записанное женой потерпевшего, родственника Геворга.
На нем видно, как Мурат бросается на идущего Геворга, распыляет в лицо баллончик. Геворг, закрывая лицо руками, хватает кирпич и запускает в родственника.
— Он отключил нам свет, проколол колеса на моей машине, — уверяет нас жена потерпевшего. — Потом вместе с двумя друзьями они избили моего мужа (на видео этот момент не попал).
Мурату сломали ребро, видимо, оно задело легкое, случился пневмоторакс (в плевральной полости между грудной стенкой и легким оказался воздух) — состояние, опасное для жизни. Потерпевшие говорят, что у них есть целый архив видеокомпромата против Геворга, и они охотно делятся им с журналистами. Это не только телефонные съемки, но и записи с камеры наблюдения, которые они установили на доме, со стороны своей половины.
— Вот смотрите, — показывают муж с женой какие-то съемки. — Он выходит из машины с какой-то женщиной, а жена в это время дома с детьми сидит. Вот как он их воспитывает! Прикрывается только своими детьми.
Геворг до сих пор не может получить российское гражданство, несмотря на то что уже 15 лет живет в стране, а его жена и дети — граждане России. Всё из-за судимости. Несколько лет назад, решая проблемы с бизнесом, он попался на взятке. Судимость сейчас погашена, и у Геворга после подвига на пожаре имелись все шансы стать гражданином России.
Но родственники считают, что подвиг был запланирован:
— И пожар, откуда Геворг детей вытащил, он мог сам устроить, чтобы гражданство получить! Он уже устраивал пожар у себя в доме.
А на половине дома Геворга действительно был когда-то пожар, который он сам же и потушил. Про это он охотно рассказывал журналистам, когда в МЧС ему за спасение детей вручали грамоту и огнетушитель. Причиной пожара в Цыганском поселке, где Геворг спас детей, по заключению пожарных, стала изношенная проводка.
— Может, вы все-таки помиритесь? Ваши жены — сестры, вы сами с Геворгом родственники-армяне, — спрашиваем у Мурата.
— Моя цель — посадить его, — объявил Мурат. — Он опасен для общества.
Версия подсудимого
Геворг уверяет, что не избивал Мурата, только один раз «ударил, но не сильно». Геворг с женой также обвиняют своих родственников, что те портят им жизнь: пишут жалобы, кляузы, провоцируют на драки и снимают тут же на телефон.
— Они пьющие, по ним же видно, — говорит Геворг.
— А несколько лет назад Мурат избил мою свекровь, — рассказывает нам Елена Николаевна, мама Татьяны, жены Геворга. — Дело до суда так и не дошло.
Елена Николаевна живет в соседнем доме, драка была у нее на глазах, в суде она свидетель.
— Мне лично этот Мурат говорил, что откажется от претензий, скажет правду, что больше ничего, кроме того, что есть на видео, не было, но для этого Геворг должен переписать на него свой бизнес, жена — отказаться от доли в квартире (по закону она имеет право на комнату, где живут потерпевшие. — Прим. ред.). Никаких гулянок, да еще с женщинами Геворг не устраивает. Я бы это увидела, дом рядом, не потерпела бы. Геворг — порядочный человек.
Мириться с родственниками они также не хотят, считают, что бесполезно. Максимальный срок, который грозит Геворгу за причинение тяжкого вреда здоровью, — 12 лет лишения свободы.
Следующее заседание суда состоится 10 апреля.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ