В областном суде продолжились слушания по делу о бойне в Цыганском поселке. 19 человек обвиняются в участии в массовых беспорядках, а цыган Дмитрий Пестриков — в организации этих беспорядков. Сегодня допросили пострадавших казаков. Мы следили за заседанием в режиме онлайн.
Перестрелка на улице Депутатской в Цыганском поселке произошла в сентябре 2016 года. В ней пострадали восемь человек, двое скончались. Поводом для разборок стал конфликт между казаком Олегом Шишовым и женихом дочери его друга — Дмитрием Пестриковым. Во время совместного ужина Шишов оскорбил Пестрикова, тот решил отомстить и на следующий день приехал к дому Шишова на разборки.
На первом заседании никто из подсудимых своей вины не признал. Второе заседание перенесли из-за отсутствия адвоката у одного из обвиняемых. Ожидается, что сегодня суд будет допрашивать пострадавших казаков — семью Дутовых.
Всех пустили в зал заседаний, судья пока не подошел. Из потерпевших присутствуют трое казаков Дутовых, Олега Шишова нет. Напомним, он переехал в другой город, опасаясь за свою безопасность и безопасность своей семьи.
Пришел судья, заседание открыто! Все адвокаты в этот раз пришли. Напомним, что прошлое заседание перенесли из-за того, что не было одного из адвокатов.
Сегодня приступают к допросу потерпевших. От Олега Шишова пришло сообщение, что он проживает в Крыму. Он просит провести допрос с использованием видео-конференц-связи.
Сегодня в 14:00 по нашему времени его будут допрашивать дистанционно. А сейчас допросят Дутова Александра Николаевича. Он вышел к трибуне. Это отец Алисы Дутовой.
Первым вопросы задает прокурор.
— Знаете ли вы кого-либо из подсудимых лично?
— С Пестриковым Дмитрием знаком. Он молодой человек моей дочери Алисы. Сейчас уже они находятся в браке и имеют общего ребенка. До событий сентября 2016 года отношения у нас были натянутые. Первое знакомство прошло не совсем хорошо.
Дутов первый раз пришел в гости к Алисе. Пестриков пришел туда же с друзьями. Дутов сделал замечание Пестрикову, что он плохо общается с его дочерью. Произошла потасовка. Компания Пестрикова избила родителей Алисы, матери попало трубой по голове.
Алиса попросила отца и мать не писать заявление на Диму, они согласились. Об этом инциденте Дутов рассказал своему другу Олегу Шишову.
Когда Алиса сообщила, что беременна от Пестрикова, ее отец смирился. Дутов переживал, что у Дмитрия уже есть жена и дети. Отношения с дочерью наладились, говорит Дутов, и они с женой предложили Алисе и Диме жить в их трехкомнатной квартире.
2 сентября 2016 года был день рождения у матери Алисы. Были приглашены гости, в том числе Алиса и Дима, Шишов с женой.
— Пестриков и Алиса приехали около 9 вечера, сели за стол, — рассказывает Дутов. — Пестриков сел рядом с Шишовым, и у них произошел скандал. Суть скандала я не понял. Услышал, что Шишов послал на три буквы Дмитрия. После чего Дмитрий вышел из-за стола, психанул, сказал Шишову, что он попал. Я подошел к Дмитрию, извинился за поведение Шишова, попытался его успокоить. Но он меня не слышал, был настроен агрессивно. Они с Алисой сели в машину и уехали.
— Ты, мужик, попал, — так сказал Пестриков Шишову.
Дутов извинился перед Димой и посчитал, что конфликт исчерпан. Он говорит, что Шишов не нападал на Диму, не бил его и не замахивался.
Шишов с женой тоже уехали домой. 3 сентября, на следующий день, сыну Дутова позвонил Пестриков, разговор был агрессивный. Пестриков спрашивал телефон Шишова. Отец Алисы слышал часть разговора, Дмитрий якобы сказал: «Ты меня знаешь, я лично приеду и башку ему (Шишову) прострелю».
Дозвониться до Шишова Дутовы не смогли и решили ехать к нему, чтобы предупредить. Поехали Дутов, его брат и сын.
— Я был в национальной казачьей одежде, взял с собой кинжал. У брата и сына оружия не было, — говорит Дутов. — Шишов открыл, мы сказали, что к нему едет Пестриков «башку прострелить». Мы втроем остались во дворе.
В это время приехали к дому люди, стали стучаться в ворота. Из дома вышел Олег с пистолетом на поясе. Дутов услышал из-за забора фразу: «Кидайте гранату во двор». Тогда Дутовы и Шишов решили выйти за ворота к приехавшим.
— Перед нами была толпа народу, человек 25–30. Были цыгане, а в первых рядах стояли молодые спортивные ребята славянской наружности. Нас окружили полукольцом и вплотную прижали к воротам, — продолжает Дутов.
— Перед нами стоял, как позже выяснилось, Кирилл Штриплинг, он продемонстрировал пистолет Макарова. Никакого разговора не получалось. Потом, как мне показалось, прозвучала какая-то команда, и я получил удар в череп. Мне показалось, что руководил Пестриков Дмитрий. Но от кого команда прозвучала на цыганском языке, не могу сказать, — говорит Дутов.
По его словам, цыгане и спортивные парни стояли шеренгами. Дмитрий Пестриков был во второй шеренге.
— Все были вооружены, у нескольких, в том числе у Дмитрия, были ножи, у Штриплинга пистолет, — говорит Дутов. — С левой стороны стоявший передо мной нанес мне удар кулаком в челюсть, в руке у него был нож. Удар был внезапный, я упал и потерял сознание. Когда пришел в себя, обнаружил огнестрельное ранение в плече. Слышал уже перестрелку. Перевернулся на живот и пополз в сторону дома, к калитке. Зашел Шишов и после этого брат Алексей, весь в крови. Шишов сказал, надо отсюда уезжать, потому что думали, что будет вторая волна нападения.
Они забрали из дома жену и детей Шишова и все вместе поехали в сторону дома Дутовых в Горный Щит. Кто стрелял, Дутов сказать не может, не видел.
Сына нигде не было, брат Дутова сказал ему, что сын убежал.
Кинжал, говорит Дутов, он из ножен не доставал.
— Шишов направлял пистолет дулом в сторону людей? — спрашивает прокурор.
— Нет, он его не доставал, — отвечает Дутов.
Прокурор спрашивает, почему сразу не обратились в полицию, а поехали к Шишову.
— Я думал, мы по-семейному разберемся, — отвечает тот.
— Почему вы решили выйти из-за ворот? — вопрос прокурора Дутову.
— Когда прозвучала фраза «Кидайте гранату во двор», мы решили, что если эта группа проникнет во двор, то им ничего не будет мешать зайти в дом, где жена и дети Шишова.
После перестрелки Дутов 20 дней лечился в областной больнице.
— Испытывал страх за свою жизнь, после этих событий поступали угрозы, длительное время мы находились на госзащите, — говорит Дутов.
Прокурор закончил, теперь звучат вопросы адвокатов Дутовых. Спрашивают про моральный ущерб.
Вопрос от адвоката одного из подсудимых:
— Всегда ли вы ходите в казачьей одежде?
— Да, и в будние дни.
— А почему сегодня не пришли в ней?
— Суд не поймет.
Судья прервал диалог и попросил задавать вопросы по существу.
Адвокаты спрашивают, отдавал ли кто-нибудь еще команды во время бойни. Дутов отвечает, что не слышал.
— Как вы поняли, что к дому съезжаются люди с недобрыми намерениями? — спрашивает другой адвокат.
— Потому что в ворота агрессивно долбились.
— Почему жена Шишова не вызвала полицию?
— Она в это время спала с детьми.
— Почему вы после случившегося не вызвали полицию, а скрылись?
— Потому что в шоковом состоянии были.