— У моих следователей есть в кабинете детские игрушки, чтобы как-то отвлечь, успокоить ребёнка, который рассказывает нам о преступлении, — говорит начальник следственного отдела по Уралмашу и Эльмашу Игорь Юдин. — Мы знаем какие-то типовые приёмы психологической помощи, но чаще стараемся привлекать детских психологов. Профессионал лучше найдёт контакт с ребёнком, чем молодой следователь...
В Екатеринбурге накануне Дня защиты детей за решётку отправили серийного педофила, который пять лет орудовал в Орджоникидзевском районе. Мы попросили руководителя отдела, который отправил преступника за решётку, рассказать, как родители могут защитить ребёнка от таких ситуаций. Главный совет звучал так — взять под контроль интернет-активность ребёнка, потому что педофилы переместились в глобальную сеть.
— В последнее время складывается впечатление, что преступления против детей происходят чуть ли не каждый день. Их действительно стало больше?
— К нашему интервью я поднял данные по всей Свердловской области, и, надо сказать, что наоборот, количество преступлений, где потерпевшие — несовершеннолетние, становится меньше — в 2016 году было возбуждено на 22% меньше уголовных дел.
— Дети какого возраста чаще всего становятся жертвами?
— Большинство преступлений совершается в отношении детей от 11 до 17 лет — это самый опасный возраст.
— На Уралмаше и Эльмаше происходит больше преступлений против детей по сравнению с другими районами?
— Орджоникидзевский район очень большой — преступлений в нём больше, чем во всех других районах. Их число сопоставимо с показателями Каменска-Уральского или Первоуральска. Это практически как целый город. У нас число несовершеннолетних, признанных потерпевшими по уголовным делам, в 2016 году снизилось на 37%, в том числе и по малолетним. За 2016 год у нас было возбуждено 32 дела, где потерпевшие — несовершеннолетние, аналогичные показатели в крупных городах области.
— Какие преступления самые частые?
— Из 32 возбуждённых дел 21 дело — половые преступления, а 7 — это грабежи и разбои.
— Растёт ли количество половых преступлений?
— Сейчас нет. Основной всплеск был в 2013–2015 годах, когда были модны группы «ВКонтакте», где выкладывались фотографии несовершеннолетних и переписка с ними. Если раньше больные люди выслеживали детей на улице, то сейчас педофилы заводят знакомство с детьми в Сети, а потом начинают манипулировать ими.
— Как педофил подчиняет себе ребёнка?
— Подавляющее большинство этих преступлений совершается путём уговоров ребёнка, вступления с ним в переписку. Преступники активно используют анонимность соцсетей, они могут выдавать себя за любого другого человека. Ребёнка часто пугают, в основном применением насилия к родным. Ребёнку говорят: «Я убью твою маму, твоего папу». Маленький ребёнок не понимает, что это невозможно, а человек находится вообще в другом городе. Он это воспринимает серьёзно и начинает отправлять преступнику фотографии интимного характера. А тот, уже взяв ребёнка на крючок, начинает этим манипулировать.
— Можно ли установить личность такого преступника из интернета?
— Да, в большинстве случаев с помощью специального оборудования нам это удаётся. К сожалению, проблема в том, что эти преступления можно совершать, находясь за границей. В практике бывает, когда известно, где находится преступник, но вытащить оттуда его долго не удается. Как правило, это страны СНГ. Это русскоговорящие люди, которые могут общаться с детьми на их родном языке.
— Как родителям обезопасить ребёнка от интернет-педофила?
— Единственный метод — полностью контролировать активность ребёнка в соцсетях. А по-хорошему — не давать совсем маленьким детям регистрироваться в социальных сетях. Но я понимаю, что это практически невозможно, у меня у самого дети зарегистрированы в них.
Но мы с супругой не ленимся и лично берём и проверяем переписку детей в соцсетях. Я не вижу тут нарушения прав ребёнка. Я считаю, что я его законный представитель, поэтому должен иметь доступ ко всем его контактам с посторонними людьми.
— А как объяснить подростку необходимость проверки его переписки?
— Надо объяснять ребёнку, что «мне совершенно не хочется влезать в его какие-то личные вопросы, но я вынужден это делать в целях его же безопасности». Если это начинать объяснять в более раннем возрасте, то уже подростком ребёнок будет к этому спокойнее относиться.
Конечно, если вы никогда раньше этого не делали, а потом вдруг от 15-летней девочки потребуете, чтобы она показала вам переписку «ВКонтакте», естественно, это вызовет у неё бурю негодования. В этом случае важно наладить контакт с ребёнком и убедить, что вы действуете в интересах его же безопасности.
— Почему следователи, как правило, почти ничего не рассказывают о расследовании преступлений в отношении детей?
— Во-первых, есть законы, которые защищают интересы несовершеннолетних пострадавших, кроме того, есть нездоровая активность граждан по этой теме. Люди очень часто из слухов создают маньяков, а потом заводят «ВКонтакте» какие-то группы по борьбе с педофилами. Они сами выманивают кого-то на встречи, бьют, угрожают. Под предлогом того, что якобы это педофил, они начинают его грабить. Они знакомятся с мужчиной от имени несовершеннолетнего ребёнка, начинают провоцировать его на переписку похабного содержания, что недопустимо.
Все их действия — это провоцирование его на новое преступление. Они теоретически подпадают под статью «Подстрекательство к совершению преступления».
— Вторые по частоте преступления в отношении детей — кражи. Что крадут у детей?
— В основном это хищения телефонов. Они происходят на улицах и в общественных местах. Тут проблема в наличии у несовершеннолетних дорогих телефонов, которые привлекают к себе внимание неблагополучных взрослых и подростков. Как правило, преступники здесь — это не одноклассники, а посторонние люди, старше жертвы по возрасту.
Чаще всего мы сталкиваемся с открытым грабежом с применением насилия либо группой лиц (как правило, два-три человека на одного).
Вот последняя характерная ситуация — забрали у ребёнка велосипед. Преступники сначала подошли к ребёнку на улице, попытались у него велосипед забрать. Мимо шла женщина, одёрнула их. Они отбежали, но дождались, когда женщина уйдёт, вернулись и всё-таки забрали транспорт. В этой ситуации ребёнок, видя, что за ним следят, должен был попросить взрослого проводить его до безопасного места. Попросить эту же женщину довести его до дома.
Надо детям объяснять, что совершенно не зазорно и не стыдно кричать, звать на помощь. Ну и родителям также не стоит покупать слишком дорогие вещи ребёнку младшего школьного возраста.
— Какие преступления совершаются в отношении самых маленьких детей?
— В этой категории совершаются разные преступления, часто особо тяжкие. Не так давно мы закончили расследование по делу о покушении на убийство малолетнего ребёнка отцом прямо на улице — он кидал его об асфальт. Аналогичный случай был у нас в 2015 году, и в прошлом году мы тоже возбуждали уголовное дело по причинению тяжкого вреда здоровью отцом своему ребёнку.
Также это дела, связанные с тем, что люди, которые должны заботиться о ребёнке — учителя, врачи, вожатые, — не выполняют свои обязанности, в результате страдает ребёнок. Часто умирает или получает тяжёлые травмы.
— Как ребёнку поступать, если преступник — человек из семьи?
— Преступления, связанные с домашним насилием в отношении детей, выявить очень сложно. Если только случайно кто-то узнаёт о преступлении и сообщает, но такое бывает редко.
Из практики помню случай, когда отчим на протяжении полугода совершал в отношении девочки половые преступления, и просто в силу того, что у них гостила родственница, в органы правоохраны поступило от неё сообщение. Девочка сама за помощью не обращалась, мамы не было, она не знала о том, что происходит с её дочерью.
— Как научить детей не скрывать, говорить о домашнем насилии?
— Нужно дозированно информировать детей в школе о возможности обращения по таким фактам. Но так, чтобы это не приняло какую-то уродливую форму, когда дети начинают манипулировать взрослыми, угрожая им тем, что сообщат куда-то о преступлении. Необходимо разумно и дозированно пытаться детям разъяснить, что «если сложилась вот такая ситуация, то можешь сделать вот так-то и так-то — запиши телефон доверия, телефон психолога».
Видео: камера наблюдения