27-летний Сергей Ширма – ведущий свадеб и корпоративов из маленького уральского городка. На родине он – желанный гость почти на всех местных мероприятиях. Роль местной звезды Сергей получил по наследству от отца, так же главного городского тамады. И мама Сергея – Татьяна Викторовна – человек в городе известный, работала директором школы, а сегодня – учительница русского языка.
Поэтому местные жители не сразу поверили, что добродушный балагур Серёга, душа всех компаний, пытался изнасиловать 16-летнюю девочку. Новость об этом недавно утекла из полиции и мгновенно облетела весь город.
Мы не указываем никаких личных данных пострадавшей, так как ей нет 18 лет. Скажем только, что девочка из благополучной семьи, увлекается искусством, отличница. Внучка высокопоставленного местного силовика – эту деталь особенно подчёркивали местные жители в разговоре с журналистами. Назовём девочку Тамарой для удобства изложения подробностей уголовного дела.
По словам Сергея Ширмы, с семьёй девочки он познакомился ещё шесть лет назад. Поселился в доме своей больной бабушки и ухаживал за ней, по соседству начали строить свой коттедж со встроенным магазином родители Тамары. Сначала Сергей подружился с отцом семейства, мамой, а затем и с двумя их дочками. Девочки выросли на его глазах. Иногда, по просьбе их матери, он даже забирал старшую из школы на своей машине.
– Тамара начала лезть ко мне, когда ей было ещё 15 лет, но я никогда не подпускал – держал дистанцию, – рассказывает нам Сергей (мы разговаривали с ним перед судом, в ожидании решения об аресте). – То голову положит на плечо, то обнимет. Писала "ВКонтакте" мне: "Я скучаю". Я её отгонял, прекращал беседы – зачем мне эти проблемы нужны? Понимал, что она – ещё ребёнок. Но, когда выпивал, мне было трудно себя контролировать. Как-то я сидел у них дома, в кабинете её отца, скачивал им музыку на компьютер, немного выпил, а она вдруг зашла и меня поцеловала. Я ответил…
Но, трезвея, продолжает он, дистанцию с девушкой продолжал держать.
4 марта Ширма зашёл в гости к родителям Тамары. Они вместе выпили, да так, что Сергей уснул в подсобке их магазина на первом этаже. Позже он проснулся – стало плохо и тошнило от выпитого. Поднялся на второй этаж – в жилую зону дома, и у туалета встретил Тамару, девочка, по рассказам Ширмы, была в пижаме.
– Она меня обняла, поцеловала. Я тоже её поцеловал. Попросил у неё таблетку от головы, и она пошла за ней на кухню. Я зашёл следом. В комнате было темно, я не мог найти выключатель. А она повернулась, обняла меня, – рассказывает Сергей. – Честно сказать, я поддался её соблазну, до такой степени себя не контролировал в тот момент. Я её гладил за интимные места, она гладила меня, села на стол. Тут она сама начала с себя снимать штаны пижамы и оказалась без штанов и без трусов. Видимо, чего-то хотела. И тут вдруг на кухне загорелся свет и зашёл её отец.
В кухне есть перегородка, поэтому сразу мужчина их не увидел. Сергей, по его словам, понял, что если их застанут в таком положении, то "будет капец", и быстро ушёл мимо отца в туалет. В этот момент папа Тамары увидел, что она сидит на кухне почти голая.
– Он вытащил меня из туалета. Кричал "Ты чего наделал?" и бил по лицу. Я был весь в крови. На крики с первого этажа прибежали продавцы магазина и мама Тамары. Когда она увидела, что дочь стоит без штанов, скомандовала ей: "Марш быстро!", и она убежала к себе. А отца от меня оттащили, и я убежал из дома, – рассказал Сергей.
Как только Ширма зашёл к себе домой, ему позвонили знакомые полицейские из дежурной части.
– Сказали: "Серега, надо подъехать". Но чуть позже приехали сами, отвезли меня в часть. Следователь начал показывать мне уголовные статьи и говорить сроки: от 8 до 15 лет за изнасилование. Я сказал: "Я её не трогал, мы с ней просто обнимались, поцеловались". Он сказал: "Сознавайся. Сейчас приедет психолог, всё равно девочка ей всё расскажет".
По словам Сергея, Тамару вскоре действительно привезли в полицию вместе с мамой, девочку и Сергея допрашивали одновременно в разных комнатах. А потом следователи ознакомили Ширму с объяснениями девочки.
– В них было написано, что я всегда ей был симпатичен, что в этот вечер мы с ней поцеловались, когда я её начал "гладить там", она меня оттолкнула, и я больше её не трогал. После этого её папа включил свет, и я ушёл в туалет. Всё было по обоюдному согласию, – говорит Сергей. – Меня спросили, всё ли так было? Я сказал – да.
В 5 утра парня отпустили из полиции, попросив быть на телефоне и больше не пить.
– На следующий день я написал её матери SMS. Извинился, ведь я не такой человек, мне эта ситуация неприятна. Она ответила: "Нет тебе прощения". Тогда мы взяли адвоката и поехали к ним поговорить. К нам вышел дедушка Тамары, в прошлом начальник в правоохранительных органах. Адвокат спросил у него: "Мы поговорим?" На что дедушка сказал адвокату: "Брось ты это дело, я тебе больше денег дам. А его я посажу".
Почти месяц дело не возбуждалось, как думает Сергей, из-за показаний девочки про обоюдное согласие. Но родные Тамары написали жалобы в следственный комитет и областную прокуратуру, после чего в местном следственном отделе по делу внезапно сменили следователя и 30 марта возбудили уголовное дело по статье "Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетней".
11 апреля Ширму допросили в качестве подозреваемого и предъявили обвинение. Согласно материалам дела, никакого обоюдного акта любви не было.
"Ширма в указанное время, подавляя сопротивление несовершеннолетней, усадил её на кухонный стол и снял с неё нижнее белье, после чего оголил свои половые органы. Далее стал трогать своими руками ее половые органы. Указанные преступные действия Ширмы были пресечены отцом несовершеннолетней, прибежавшим на крики о помощи", – говорится в обвинительном заключении следователей.
Шоумену грозит от 8 до 15 лет тюрьмы. 14 апреля Сергею избрали меру пресечения – домашний арест на 2 месяца без права на работу. Это время ему предстоит провести в квартире родителей, в которой он прописан, и на их полном обеспечении.
Под домашним арестом Сергей лишился возможности зарабатывать на жизнь.
– Эта ситуация лишает меня всего. Мне нечем платить за кредиты, я не могу обеспечить сына (мальчик родился три месяца назад. – Прим. ред.) и бывшую жену (развелись в начале года). Я не знаю, что делать и где брать деньги. Я уже думал о суициде, – говорил перед судом Сергей Ширма. – Так-то Тамара очень хорошая девочка. Она коллекционирует ангелочков. Сама чистая душой. Но сейчас она задавлена своими родителями и своим могучим дедушкой. Если бы она сказала правду, как есть….
Чтобы пообщаться с родителями Тамары, мы приезжали к их дому. Большой трёхэтажный коттедж, на первом этаже – продуктовый магазин с парковкой для автомобилей. Внутри много посетителей. Продавцы говорить про историю с дочкой хозяйки не хотят. Отвечают, что родителей девочки дома нет. Звоним на телефон мамы Тамары.
– Я не буду давать комментариев, – говорит она.
Отец девочки также проигнорировал наши сообщения с вопросами. Из-за возраста потерпевшей отказались от общения с прессой и в СК.
В постановлении суда об избрании меры пресечения Ширме говорится, что девочка получила психологическую травму, её мама просила оградить их семью от общения с Сергеем. А после того как журналисты обратились за комментариями по делу к семье пострадавшей, родители пожаловались в следственный комитет на нарушение тайны следствия и попросили отправить Сергея в СИЗО.
Адвокат Ширмы Владимир Вашурин готовит апелляцию на решение суда.
– Cостава преступления в действиях Сергея Ширмы нет, предъявленное моему подзащитному обвинение построено исключительно на показаниях потерпевшей, представляющихся противоречивыми, нелогичными и не соответствующими объективным обстоятельствам дела, – заявил он E1.RU.
Мы обратились за комментариями к другим юристам.
По мнению Андрея Кацайлиди, управляющего партнёра адвокатского бюро "Кацайлиди и партнёры", сейчас всё уголовное дело будет построено на показаниях девочки.
– Если она будет говорить, что всё было с применением угроз, насилия, то парень попадает в ситуацию, когда очень сложно доказать свою невиновность. Девушки-подростки часто дают такие показания, потому что им стыдно перед родителями говорить, что они по собственной инициативе лишились девственности или сделали ещё какую-то глупость. Легче сказать: "Я не сама, это всё он", чтобы перед родителями быть белыми и пушистыми.
Юрист говорит, что Сергею сейчас нужно оспорить показания Тамары, но, так как они были наедине, это будет сложно – ведь нет свидетелей, видео, аудиозаписи – никаких свидетельств её согласия.
– Ему надо просить психиатрическую экспертизу для девочки, на которой ставить вопрос: "склонна ли она к фантазированию и придумыванию?" Но и экспертиза может быть не в его пользу. Откровенно говоря, крыть ему нечем. Эта ситуация похожа на историю с известной Дианой Шурыгиной (17-летней девочкой из Ульяновска, ставшей жертвой изнасилования на пьяной вечеринке. Её делу шоу "Пусть говорят" посвятило пять выпусков и сделало Диану одной из самых популярных медиафигур минувшей зимы. – Прим. ред.), где 21-летнему парню дали максимальное наказание.
Адвокат Евгений Витман, напротив, придерживается мнения, что доказать вину в сексуальном насилии может быть достаточно сложно.
– Абстрагируясь от конкретного дела, перечень доказательств, по которым обвиняемого в сексуальном насилии могут оправдать или осудить, наработан многолетней практикой: телесные повреждения – кровоподтёки и синяки, которые появляются при сексуальном насилии. Надрывы на одежде – нельзя снять белье и штаны насильно и не повредить их. Нужно найти независимых свидетелей, которые слышали или не слышали крики, а также могли бы рассказать, что у пары были романтические отношения.
– Следует помнить, что возраст полового согласия в России – 16 лет. Но даже достигшая его девушка – еще ребёнок с переменчивым настроением, неустроенной психикой, склонный к фантазиям и играм, – продолжает юрист. – Интимных связей с ними стоит избегать вообще, поскольку перечень потенциальных угроз необычайно широк – от обидевшейся партнёрши до отца, заставшего вас за добровольным половым актом, но в добровольность которого он никогда не поверит.
P.S.: Наша редакция готова выслушать и опубликовать позицию родственников пострадавшей. Наши контакты: news@corp.e1.ru, круглосуточный номер редакции +7 (343) 34-555-34, номер для WhatsApp, Viber, Telegram +7 909 704 57 70.
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU