В Екатеринбурге сегодня выносят приговор по резонансному делу – убийству сотрудника УрО РАН Олега Шепатковского. Напомним, больше года назад в него выстрелили на остановке из травматического пистолета. Спустя несколько дней учёный скончался в больнице.
Стрелявшим оказался бизнесмен Ришад Гаджиев. По версии следствия, конфликт произошёл из-за места на парковке: вечером 30 октября 2014 года Гаджиев припарковал свой Toyota Land Cruiser 200 с красивым госномером А 001 ХА на остановке на улице Малышева, перегородив доступ пешеходов к транспорту. Олег Шепатковский, который вместе с коллегой возвращался с работы, сделал ему замечание – и Гаджиев выстрелил в него из травматического пистолета, прострелив затылок.
Однако по версии самого Гаджиева, всё выглядело совсем иначе. В интервью E1.RU он рассказывал, что ему якобы регулярно поступали угрозы, что если он не "перепишет" бизнес на недоброжелателей, то дело может закончиться тюрьмой или даже физическим устранением. Поэтому случай на остановке он изначально рассматривал как покушение на убийство, а стрельбу – как самооборону.
Приговор 35-летнему бизнесмену Гаджиеву должны огласить сегодня. Прокурор требует посадить его в колонию строгого режима на 13 лет.
Мы вели онлайн-трансляцию с последнего судебного заседания по этому громкому делу.
Адвокат Гаджиева с вынесенным приговором не согласен и считает, что тот защищался.
– Два пьяных гражданина, здоровее и выше Гаджиева, напали на него в полдевятого, в октябре это темное время суток, и еще третий стоит у машины - что ему оставалось? Что от них ожидать, он не знал, и поэтому защищал себя, – объяснил адвокат.
Адвокаты заявили, что считают приговор заказным, потому что еще в августе дяде Гаджиева в арбитражном суде сообщили, что прокурор попросит 13 лет, а дадут 10.
- Дяде сказали прямо: "Ваш племянник будет сидеть". Вы, наверное, по мимике Гаджиева сегодня видели, что для него приговор не был неожиданным, – напомнил журналистам адвокат.
– 90 процентов жертв самообороны оказываются за решёткой, – заявил после вынесения приговора адвокат Ришада Гаджиева. – Если на вас напали – лучше бегите. Экспертиза показала, что Гаджиев мог бежать, но не стал этого делать.
Помощник прокурора Кировского района Калмыков заявил, что гособвинение не вполне довольно приговором.
– Сторона гособвинения в моём лице довольна только одним – мерой и видом наказания, но не квалификацией, которая была дана судом. Я полагаю, что в действиях Гаджиева всё же имеется состав преступления, предусмотренный той статьёй, по которой он обвинялся органами предварительного следствия. Сколько существует юристов, столько существует и мнений, но я всё-таки думаю, что позиция гособвинения верна. Пока приговор не вступит в законную силу, я комментировать его не имею права, – сказал помощник прокурора.
Отметим, Гаджиев признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека).
– В ходе расследования следователем Следственного комитета проделан значительный объем работы по сбору доказательственной базы, – напомнили в пресс-службе СУ СКР по Свердловской области. – В частности, по уголовному делу проведен ряд судебных экспертиз: судебно-медицинская, баллистическая, психолого-психиатрическая. Также проведены многочисленные допросы и ряд очных ставок между свидетелями, а также между обвиняемым и свидетелями. Собранные следствием доказательства, несмотря на отрицание обвиняемым своей вины, позволили объективно воссоздать все обстоятельства данного инцидента.
Суд определил Гаджиева в колонию строгого режима на 10 лет. Кроме того, ему предъявлен иск на 3 миллиона рублей морального вреда от родственников убитого – суд постановил его удовлетворить.
Доводы, что нападавших было трое, не нашли подтверждения. Как и не нашли никаких бутылок, которые якобы были в руках у учёных.
Самообороной суд эту ситуацию не считает, так как имел место лишь словесный конфликт, и оружия учёные не имели и угрозы не несли. Но Гаджиев осознавал тяжкие последствия своих действий.
При этом суд не нашёл, что Гаджиев имел умысел на убийство учёного, поэтому по статье "Убийство" его судить не будут.
Никто из свидетелей не смог утверждать, что Гаджиев намеренно убил учёного. Более того, имея умысел убийства и обладая оружием, он мог довести его до конца, но не стал.
Суд зачитывает результаты экспертизы самого Гаджиева: он здоров и в лечении не нуждается. Таким образом, он может отвечать за свои действия.
Судмедэкспертиза тела учёного показала, что все повреждения у него прижизненные: и травмы головы, включая открытую черепно-мозговую травму, и конечностей. Он скончался от травмы головы, которая переросла в отёк мозга.
Таким образом, это опровергает версию Гаджиева, который хотел доказать, что учёного погубили врачи, считает суд.
Суд перешёл к обсуждению видеозаписи, на которой виден конфликт. Напомним, адвокаты просили исключить видеодоказательства из дела.
При этом соседи по посёлку и представители мусульманской общины рассказали, что Гаджиев был дружелюбный человек и помогал в строительстве мечети в Екатеринбурге.
Компаньоны Гаджиева рассказали, что он нервный и неуравновешенный человек, кроме того, назвали его недобросовестным и рассказали, что даже подавали на него заявления в полицию за мошенничество. Но угроз они в его адрес не высказывали и не слышали, чтобы это делал кто-то другой.