Точка в процессе года: в пятницу, 14 ноября, в Октябрьском районном суде Екатеринбурга объявят решение по делу Дмитрия Лошагина — самого знаменитого фотографа города, которого обвиняют в убийстве жены. Источник в суде сообщил, что для Лошагина готовится приговор, прокурор, напомним, попросил ему 13 лет тюрьмы.
Фотомодель Юлия Прокопьева-Лошагина пропала в ночь с 22 на 23 августа 2013 года. Тело девушки нашли 24 августа. 3 сентября того же года Дмитрия взяли под стражу.
Следствие полагает, что девушка погибла от рук мужа. Выдержка из уголовного дела:
«Около 22 часов 00 минут 22.08.2013 Лошагин Д. А., Прокопьева Ю. А., а также несколько гостей через техническое помещение 17 этажа поднялись на крышу для обзора панорамы ночного города, где находились непродолжительное время. Спускаясь с крыши, проходя через техническое помещение в фотостудию, между Лошагиным и Прокопьевой, оставшимися наедине, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных взаимоотношений произошла ссора, в ходе которой Лошагин с целью убийства Прокопьевой, действуя умышленно, напал на потерпевшую, нанёс ей множественные удары обутыми ногами по ногам, после чего схватил Прокопьеву руками за голову и с силой, повернув голову, наклонил её в направлении назад и вправо, причинив потерпевшей телесные повреждения в виде: перелома зубовидного отростка второго шейного позвонка. <> Смерть Прокопьевой наступила на месте происшествия в результате механической травмы шеи».
По мнению защиты Лошагина, у следствия нет ни одного «железного», стопроцентного доказательства вины подзащитного. Накануне объявления решения суда мы встретились с адвокатом Дмитрия Сергеем Лашиным, который назвал нам как минимум 10 спорных тезисов в доказательствах, представленных следствием.
1. Задержание Лошагина
В уголовно-процессуальном кодексе предусмотрены три причины для задержания: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление, когда на этом лице или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Формулировки УПК расширительному толкованию не подлежат.
— В протоколе от 3 сентября 2013 года в качестве основания написано: «свидетели прямо указывают как на лицо, совершившее особо тяжкое преступление, которое может скрыться от органов следствия и суда, помешать установлению истины по делу, скрыть следы преступления», — комментирует E1.RU Сергей Лашин. — Из всей записи имеет значение исключительно «свидетели прямо указывают как на лицо, совершившее особо тяжкое преступление», всё, что идёт дальше, УПК не предусматривает как основание для задержания. При этом нужны очевидцы, а не свидетели. Свидетели — это люди, которым известно что-либо об обстоятельствах дела, а очевидцы — это те, кто видел, что произошло преступление. Очевидцев как не было, так и нет.
2. Мотив убийства
В ходе следствия мотив должен быть установлен. В прениях прокурор его не озвучил.
— Дмитрию не было смысла убивать жену, которую он любил. У них были совместные дальнейшие планы: переезд на постоянное место жительство в Прагу, рождение детей, — говорит Сергей Лашин. — В прениях прокурор намекал, что убийство произошло на почве ревности. При этом никаких конкретных доказательств для обоснования такого мотива приведено не было, это лишь не подтверждённый ничем домысел стороны обвинения.
3. Время убийства
Следствие обозначило время убийства — «22:00 22 августа 2013 года».
— Исходя из материалов уголовного дела, гости — 7 — 8 человек — вместе с Лошагиным и Прокопьевой поднялись на крышу примерно в 22:15, были там минут 15 — 20, фотографировались, любовались вечерним городом и небом — до 22:35. Часть из гостей, находившихся на крыше, к этому времени уже вернулась обратно в лофт. Около 22:45 находящиеся на крыше обнаружили, что оказались закрыты там, начали звонить тем, кто был в лофте. Ключ нашли у администратора. То есть промежуток, в который Юля и Дмитрий могли остаться наедине, около 10 минут. Известно, что около полуночи телефон Юли ещё подавал «признаки жизни» — была GPRS-сессия (возможно, какие-то обновления через интернет где-то в центре города). Станция находится возле Театра драмы, но понять, где конкретно находился телефон Юлии, невозможно, так как направление сигнала нельзя отследить: он очень «изломан» из-за зданий в городе.
Потом телефон был выключен, его, кстати, так и не нашли.
4. Место убийства
По версии следствия, место убийства фотомодели — это техническое помещение лофта, из которого Дмитрий Лошагин вынес труп Юли в контейнере из полимерного материала. Затем на своей машине Audi TT вывез в лес на 13-й километр Старомосковского тракта. По мнению же адвоката, Дмитрий не мог бесшумно убить жену в техническом помещении и затем вывезти её.
— Зачем Дмитрию убивать жену, когда у него в лофте гости? И как это сделать бесшумно (следствие полагает, что между Дмитрием и Юлией была драка), если гости даже слышали, как в соседнем помещении разбился бокал? — рассуждает Сергей Лашин. — На записи камеры видеонаблюдения видно, что Лошагин заносит контейнер в квартиру, а вынос коробки зафиксирован не был. При этом из показаний эксперта следует, что труп свернуть можно, совершив большие усилия, однако развернуть его обратно уже не удастся (но в лесу тело было обнаружено не в позе эмбриона, в которой его могли перевезти в коробке). То есть эта версия следствия критики не выдерживает.
Также адвокат говорит, что кроме Лошагина тело могли вынести из лофта ещё несколько человек:
— В тот вечер было вынесено шесть больших коробок. Одна — такая же пластиковая икеевская, один большой ящик выкачен на колёсиках. Кроме того, организатор кейтеринговой службы пояснила, что после того, как все гости ушли, приехали грузчики — их личности никто не устанавливал. Из показаний следует, что официантов, которые выносили коробки, было четыре человека, а на видео зафиксировано шесть разных молодых людей, которые выносили коробки. То есть два человека не установлено.
5. Записи с камер видеонаблюдения
Отметим, что видеодоказательств вины Лошагина у следствия нет — нет съёмок, как он убивал либо выносил тело жены. Хотя камер видеонаблюдения в лофте установлено было восемь, в техническом помещении их не было. Неизвестно, в каком режиме они работали в тот день — в режиме постоянной записи или режиме «тревоги» (запись ведётся только при движении). Некоторые записи, возможно, были стёрты.
— Это связано с особенностями перезаписи. То есть камера была включена 30 августа и начала записывать беспорядочно. Объясню. К примеру, на диске 10 файлов, которые занимают какое-то место. Если пять из них удалить мышкой, то место, которое они занимали, не очищается до тех пор, пока новая информация не будет записана на это место, поверх них. Если запись ведётся на пустое место, то данные можно восстановить, если что-то поверх было записано, то что-то было затёрто, чего уже не восстановить. И данные утеряны безвозвратно. На это в судебном заседании указал эксперт, пояснив, что часть записей могла быть безвозвратно утрачена, — поясняет Сергей Лашин.
6. Местоположение мобильника подозреваемого
По версии следствия, дважды — 23 и 24 августа — Дмитрий Лошагин ездил за город избавляться от тела. По версии адвоката, фотограф ездил в кемпинг на Новомосковском тракте искать затерявшуюся жену.
— Поясню на примере. Два тракта: Новомосковский и его дублёр — Старомосковский. В их районе — кемпинг и место обнаружения тела, — рисует Сергей Лашин. — На востоке и на западе находятся две базовые станции, длина сигнала которых 12 километров. Сотовый оператор предоставил азимут (угол между направлением на север и направлением на удалённый предмет, отсчитывается по часовой стрелке. — прим. ред.) — примерно 270 градусов, на основании которого эксперт указал те направления, по которым мог находиться телефон. Первое направление указывает с востока на запад и ближе к кемпингу, чем к месту обнаружения тела. Погрешность сигнала определить нельзя, так как она зависит от многих факторов: ландшафта, погоды. Второе направление — ближе к версии следствия.
7. Улики — бокал и кусок ткани
Первый обыск во всём помещении лофта, в том числе и в техническом помещении, и в гараже, следователи проводили 3 сентября 2013 года. Тогда улики — разбитый бокал и кусок ткани — следователи не нашли. Эти улики найдены при повторном осмотре 27 сентября.
— На фотографиях, сделанных в тот вечер, видно, что Дмитрий и Юля пьют из бокалов отличной формы — узкой, а найден широкий, на котором обнаружены отпечатки пальцев, не принадлежащие Лошагину, — объясняет Сергей Лашин.
Следователи предполагали, что найденный кусок ткани — это фрагмент чёрной рубашки, в которой в тот вечер на вечеринке был Дмитрий Лошагин. На ткани следователи нашли потожировые выделения. После исследования выявили ДНК женщины (не принадлежит Юлии). Саму рубашку, от которой оторван этот кусок, не нашли. Фотографию с вечеринки показывали уральскому дизайнеру Наталье Соломеиной, которая узнала: Дмитрий был в тот вечер в рубашке её работы. Однако кусок ткани, представленный следователями, Соломеина не признала своей работой: найденный кусок — льняной, а она шьёт из хлопковой ткани. Она пояснила, что этот фрагмент может быть от платья, наволочки, от любого изделия.
8. Битум на подошве
На месте, где нашли тело Юлии, обнаружили нефтепродукт с листов рубероида (кровельный материал; картон, пропитанный битумом — прим. ред.). Во время обыска следствие нашло в лофте правый кроссовок, на подошве которого впоследствии экспертиза обнаружила небольшие следы битума. Однако установить давность и состав вещества не удалось.
— Кроссовки направляли на экспертизу. Вывод был такой: возможно, на кроссовке действительно битум. Однако сопоставить, является ли он тем битумом с места нахождения тела, невозможно. Давность вещества и структуру битума на подошве кроссовок установить невозможно из-за его объёмов. И ещё — битум в 90% случаях используется при укладке асфальта и в промышленности в целом.
9. Синяки на теле Юлии
По версии следствия, синяки на ногах Юли от побоев нанесены обутыми ногами — предположительно, после ссоры с Дмитрием. Причину появления синяков адвокат Лошагина не поясняет. Но примечателен тот факт, что на внутренней поверхности правого бедра пять кровоподтёков похожи на отпечатки пальцев: расположены рядом друг с другом и размером примерно по два сантиметра. Про изнасилование (по заключению судмедэксперта, у Юлии обнаружены повреждения половых органов) сторона обвинения ничего в своих прениях не сказала.
10. Приятель Юлии
Вячеслав Колыпин — приятель Юлии, бизнесмен. По делу убийства Лошагиной он проходил как свидетель. И не случайно. Некоторые друзья фотомодели намекали на крайне близкие отношения Колыпина и Лошагиной, которые сложно было скрывать в течение полутора месяцев перед исчезновением фотомодели. Юлия и Вячеслав называли частые встречи пробежками.
— В показаниях Колыпин говорил, что они часто бегали вдвоём с Юлией, которая жаловалась на «неспортивного мужа», — комментирует Сергей Лашин. — При этом управляющий лофта Никита Полосов сказал, что это неправда: Полосов, Лошагин и Прокопьева регулярно занимались пробежками втроём.
В суде Колыпин заявлял, что секса с Юлией у него не было: якобы он не хотел с ней интимных отношений из-за того, что она замужем.
Следите за объявлением решения суда по громкому делу 14 ноября в новостях E1.RU.