Сегодня в Свердловском областном суде начался громкий процесс по делу экс-прокурора, заместителя директора юридической компании "Защита права" Алексея Карпова. По версии следствия, он нанял чемпиона России по пауэрлифтингу Алексея Савосина, который согласился стать киллером. Первой жертвой наёмника стала бухгалтер Анастасия Чечелева, которую расстреляли 24 февраля 2010 года. А потом, 23 февраля 2012 года, пулю в голову получил бизнесмен Евгений Коновалов.
В обоих преступлениях посредником между заказчиком и киллером выступал знакомый юриста Алексея Карпова бизнесмен Дмитрий Бушмакин. Он написал явку с повинной и заключил сделку со следствием, раскрыв все подробности.
Мотивы убийств – деньги и спор за недвижимость
По версии гособвинителя, юрист Алексей Карпов был должен бухгалтеру Анастасии Чечелевой три миллиона двести тысяч рублей, но отдавать не хотел. И поэтому решил ее устранить. Он встретился с Дмитрием Бушмакиным в кафе и сказал, что хочет убить Чечелеву. Бушмакин вышел на исполнителей – Алексея Савосина, который на тот момент работал тренером в спортклубе "Олимп", и его знакомого Александра Бабусенкова. Савосин согласился устранить Чечелеву за 200 тысяч рублей, взяв Бабусенкова в напарники, чтобы тот в момент убийства следил, нет ли поблизости свидетелей.
24 февраля 2010 года в 10 часов утра Анастасия Чечелева вышла из своего дома по улице Московской и пошла к гаражному комплексу за машиной. Бабусенков увидел её и позвонил Савосину, сообщив, что жертва приближается, а случайных людей рядом с ней он не наблюдает. Когда Чечелева шла мимо боксов, Савосин нагнал её и расстрелял, целясь в голову и тело. Три девятимиллиметровые пули прошли на вылет. После этого киллер угнал Toyota RAV4, который принадлежал Чечелевой, и позже бросил иномарку на улице Волгоградской. Из салона машины убийца забрал сумочку своей жертвы, в которой оказались водительские права. Этот документ наёмник и передал заказчику в качестве доказательства, получив свой гонорар.
Второе убийство, как утверждают следователи, Савосин совершил при участии Дмитрия Бушмакина, который выманил бизнесмена Евгения Коновалова на встречу. Он представился адвокатом и заявил, что хочет встретиться с коммерсантом и обсудить помощь его друзьям, которые тогда сидели в тюрьме. Коновалов поверил в эту ложь и 23 февраля 2012 года приехал к назначенному месту возле кафе "Русская охота" по улице Крауля. После этого в дело вступил Савосин. Он сел на заднее правое сиденье Toyota Land Cruiser, на котором приехал Коновалов, и попросил отъехать к троллейбусному кольцу. А там достал ТТ и выстрелил бизнесмену в висок. За это Карпов заплатил ему полмиллиона рублей.
Следователи полагают, что у Алексея Карпова был серьёзный мотив устранить бизнесмена. В уголовном деле говорится, что в 2009 году он продал Евгению Коновалову свою фирму "Мобикон", которой принадлежали производственные помещения по адресу Армавирская, 20. По бумагам за эту покупку Коновалов заплатил 10 тысяч рублей. А в реальности - 38 миллионов. Десять из них наличными он отдал почти сразу, а потом перевёл на банковский счет и оставшуюся, большую часть. Карпов же, по версии обвинения, задумал вернуть здание на Армавирской себе. Расторгнуть по суду договор купли-продажи как незаконный, но вырученные за это деньги оставить себе. А чтобы вся тяжба прошла гладко и быстро, Карпов и задумал убить оппонента.
Вины никто не признаёт
Никто из трёх подсудимых так и не признался в двух убийствах. Алексей Савосин через своего адвоката передал, что категорически отказывается признавать вину, потому что у следователей из доказательств по делу есть только показания Дмитрия Бушмакина.
Александр Бабусенков оказался совсем немногословным, зато юрист Алексей Карпов, который, по версии следователей, являлся заказчиком двух убийств, разразился эмоциональной речью.
- Обвинения полностью надуманны, а дело сфабриковано, - заявил Карпов. – Следователи утверждают, что я приказал убить Чечелеву, чтобы не отдавать ей долг в три миллиона двести тысяч рублей. Но это же бред! Я состоятельный человек. И если был бы должен, то отдал бы. А у обвинения нет никаких доказательств того, что мы с Чечелевой конфликтовали. Может, потому, что у нас были нормальные, рабочие отношения? Что до Коновалова, то я совершил с ним совершенно легальную сделку по продаже "Мобикона". Больше двух лет, до того, как его убили, мы с ним прекрасно сотрудничали. Следователи утверждают, что я хотел завладеть его имуществом и расторгнуть договор купли-продажи "Мобикона". Но это абсурд! За несколько лет после сделки я в отношении Коновалова не высказал ни одной претензии. Ни письменной, ни устной. Разве это не странно для того, кто хочет отнять бизнес? Более того, меня обвиняют в том, что, убив Коновалова, я мог бы легко выиграть судебный спор за здание на улице Армавирской, которое принадлежит "Мобикону". Но это тоже не так. После убийства Коновалова в суд я не подавал. Да и не мог, потому что к тому моменту истек срок, в течение которого можно было оспорить сделку. Так что никакого мотива у меня не было. И все версии обвинения абсурдны, а из доказательств у них только показания Бушмакина, алкоголика и наркомана. А он, и мне это известно, написал заявление, что из него выбивали эти показания, что он их дал под давлением. Я уверен, что уголовное дело сфабриковали, чтобы по-рейдерски захватить мой бизнес. Не случайно, первое, что сделал следователь, это наложил арест на моё имущество стоимостью 150 миллионов рублей. И как эта мера относится к сути обвинений, которые мне предъявили? Как юрист, я участвовал в корпоративных спорах бизнес-организаций. Уверен, что кому-то не понравилась моя деятельность, и меня решили убрать с дороги именно таким способом.
Жена убедила удариться в бега
По словам адвокатов обвиняемых, все аргументы прокурора, который потребовал продлить арест их клиентам ещё на полгода, основаны на домыслах. Все трое подсудимых, по словам защитников, примерные семьянины, привязанные к своим детям. И давить на возможных свидетелей по уголовному делу они не собираются, хотя бы потому, что у них и раньше, до ареста, была такая возможность, но они ею не воспользовались.
- Я нахожусь под стражей один год и один месяц. И даже не надеюсь, что меня сегодня выпустят на свободу, – заявил Алексей Карпов. - Хотя аргументация гособвинителя не выдерживает никакой критики. Девять месяцев после задержания следователи никак не могли конкретизировать обвинение. Их и сейчас нет. Когда я был в изоляторе, ко мне приходили полицейские Сафонов и Жернаков. Они открыто и цинично заявляли, что если бы я попался им в руки раньше, то из меня бы выбили все нужные им показания. А моему старшему сыну подбросили бы наркотики.
По словам Алексея Карпова, он подался в бега, потому что реально испугался за свою жизнь. И всё время, пока скрывался от полиции, писал жалобы на полицейских в прокуратуру и ФСБ. Но это не помогло. 18 февраля прошлого года экс-прокурора задержали в Тюмени.
На сегодняшний суд пришла бывшая жена Карпова Анна Филатова, которая пояснила, что это именно она настояла на том, чтобы ее экс-супруг скрылся, "пока в деле не разберутся".
- Карпов – мой бывший муж, но неприязни к нему не испытываю. И, как единственный его близкий знакомый, финансирую его адвоката и посылаю ему передачи, - рассказала свидетельница по делу Анна Филатова. – Я могу пояснить, почему мой муж покинул Екатеринбург. 2 сентября 2012 года, это было воскресенье, я проводила благотворительную встречу, он позвонил мне встревоженный и сказал, что нужно срочно встретиться. Когда мы увиделись, он рассказал, что его знакомого Бушмакина арестовали и тот заявил полицейским, что мой муж замешан в каких-то заказных убийствах. Я испугалась. Подумала, что мой муж по какому-то ложному обвинению скоро окажется в изоляторе и там его запытают, убьют. Мне вспомнились разговоры с тех времен, когда я работала в правоохранительных органах, что Александр Хабаров в СИЗО не покончил с собой, а ему помогли. Я не хотела для мужа такой судьбы, хотела как-то защитить, поэтому убедила его уехать на время. Куда он уехал, я не знаю. Через несколько недель после этого на меня вышел незнакомый человек, который передал мне номер мобильного телефона супруга и адрес электронной почты для связи. И тогда я начала своё расследования и выяснила, что у моего мужа был конфликт с полицейскими Екатеринбурга. И они собирали на него компромат для своих заказчиков.
- Кто собирал? Можете назвать фамилии? – уточнил судья Вячеслав Малашковец.
- Конечно. Это бывший полицейский Анатолий Смирнов. И два действующих – Валерий Жернаков и Олег Сафонов.
- Они были включены в группу, которая занималась расследованием уголовного дела, по которому Карпов проходит обвиняемым?
- Насколько известно, да. И когда мой муж был в розыске, они пытались давить на детей. Приезжали в школу к 11-летнему сыну и хотели с ним о чём-то поговорить, пока меня нет рядом. Хорошо, что учителя это не позволили.
В три часа дня судья принял решение оставить обвиняемых под стражей ещё на шесть месяцев. Следующее заседание состоится 25 марта. Как рассказал старший помощник руководителя СУ СКР по Свердловской области Александр Шульга, в случае, если заказчика убийств признают виновным, ему грозит пожизненное заключение.