В среду, 3 июля, в Ленинском суде Екатеринбурга началось рассмотрение дела бывшего редактора уральского информагентства URA.RU Аксаны Пановой.
Аксану обвиняют по четырем статьям, по которым заведены уголовные дела: два дела по статье вымогательство, одно - мошенничество, еще одно – злоупотребление служебными полномочиями в коммерческой организации.
Напомним, по версии обвинения, Панова требовала деньги с бизнесменов: 1 000 000 рублей с генерального директора ЗАО "Бона" Константина Кремко, участвовавшего в 2000-х годах в земельных скандалах; 100 000 рублей с владельца фирмы "Остров" Евгения Белоносова, бывшего помощника замглавы администрации области и члена одной из партий, про руководство которой агентство писало нелицеприятные вещи; также гособвинение инкриминирует Пановой вымогательство в виде ежемесячных переводов в размере 100 000 рублей на счет информагентства от гендиректора "ОблТВ" Антона Стуликова. За все финансовые поступления Аксана, по версии следствия, согласилась не писать на сайте URA.RU компромат в отношении бизнесменов и лично Антона Стуликова. Также Панову обвиняют в том, что она с помощью финансовых махинаций обналичила почти 13 000 000 рублей, похитив их со счета информагентства, директором которого являлась.
Отметим, что ни один из потерпевших, написавших заявления на Панову, на процесс не пришел: кто-то находился в отпуске, кто-то уехал, кто-то же просто не явился. Правда, в зале суда был представитель австрийской компании BF TEN, которая является совладельцем URA.RU, юрист Лебедев.
Судья спросил сторону защиты и обвиняемую, надо ли продолжить судебные следствия без потерпевших. Аксана была против: "Они писали на меня доносы, превратили мою жизнь в ад, из-за них я потеряла ребенка, теперь они хотят посадить меня на 15 лет и не нашли время явиться в суд? Это неуважение к суду!"
Адвокаты Тимофей Гриднев и Анастасия Удеревская высказались не столь эмоционально. Как отметил Гриднев, оглашение обвинительного заключения и предъявление обвинения можно провести и без потерпевших. "Мы не хотим затягивать процесс, и в дальнейшем их присутствие обязательно", - добавил адвокат.
Государственный обвинитель прокурор Георгий Паникаров зачитывал обвинительное заключение в течение часа. Перечисление всех деяний Пановой с оглашением свидетелей, статей информагентства, дат передачи денег и прочих подробностей вымотало всех присутствующих в зале заседания, и судья объявил перерыв.
После перерыва судья спросил Панову, понятна ли ей суть предъявленных обвинений. Аксана ответила отрицательно: "Статьи обвинения мне понятны, а суть их - нет".
После чего обвиняемая сказала, что вину свою отрицает и виновной себя не признает. Далее она прокомментировала основные моменты, с которыми не согласна: "По заявлению Кремко. Он утверждает, что я ему угрожала и передал мне 100 000 рублей. Причем момент преступления не указан. Не установлено точное место, где это происходило. В начале следствия он указал, что зимой 2006 года у меня в квартире была с ним встреча. Позже, когда выяснили, что в это время мой дом еще не был построен, он изменил показания. Это ложный донос".
Аксана рассказала, что она, кроме Антона Стуликова, вообще никого не знает из потерпевших, и видела их в глаза только на очной ставке во время доследственной проверки.
"С Белоносовым у меня тоже не было никаких встреч, я его не знаю и договоры не подписывала. Если они есть, почему они не приобщены к делу?" Как позже прокомментирует адвокат Пановой, Евгений Белоносов якобы заплатил 100 000 рублей, чтобы агентство не писало компромат. "Действительно, такие деньги приходили на счет информагентства, но тут же были переведены обратно. URA.RU писало до этого и писало после - про деятельность Белоносова и "его" партии. Обвинение это определило как хищение. Деньги не взяла, а писать не перестала. Точно, мошенница".
Аксана прокомментировала и заявление гендиректора "ОблТВ" Антона Стуликова: "Почему обычные рабочие отношения, оформленные договором, между двумя СМИ обвинение представило как вымогательство? Антон сам дал показания, что он переводил ежемесячно деньги со счета телеканала на счет информагентства, чтобы я не писала лично о нем плохо, что грозит его репутации. Меня обвиняет в угрозах в его адрес. А чем именно я угрожала, обвинение не говорит, и Стуликова нет на процессе, чтобы спросить. Изначально по этому делу меня обвиняли в угрозе нематериального характера, потом переквалифицировали в вымогательство. Чем дальше, тем бредовей!"
По поводу хищения 13 миллионов рублей у URA.RU Аксана сказала, что все деньги она выплатила зарплатой сотрудникам информагентства. "Действительно, я сняла со счета эти деньги, и они все ушли на зарплату коллегам, - призналась Аксана. - Это называется минимизацией налогов. 90% российских предпринимателей так делает. Каюсь, я готова выплатить штраф и пени. Но это налоговое нарушение, почему его квалифицируют как хищение?"
Адвокат Пановой Тимофей Гриднев добавил, что дело по хищению 13 000 000 рублей заведено незаконно: "Для этого необходимо заявление потерпевших. А от URA.RU никаких заявлений нет! Аксана являлась совладельцем компании, как она может сама у себя воровать свои деньги?!"
В ходе процесса также допросили сторону потерпевших. Единственным присутствовавшим с этой стороны был юрист австрийской компании BF TEN, которая является совладельцем URA.RU. Лебедев сразу сказал, что в компании о том, что они – потерпевшие, узнали только от компетентных органов, и о финансовых преступлениях они никуда не заявляли. Вообще, австрийская компания в деятельность URA.RU не вмешивалась. Но, тем не менее, BF TEN настаивает на том, что им причинен ущерб в 5 256 000 рублей и пострадала деловая репутация.
На вопрос адвоката Анастасии Удеревской, есть ли аудиторские проверки, подтверждающие сумму ущерба, Лебедев не дал точного ответа. Также у него нет информации, существуют ли подтверждения того, что компании нанесен репутационный вред.
Дальнейшие заседания продолжатся, когда на судебный процесс для дачи показаний придут все пострадавшие. По словам гособвинителя, необходимо будет проанализировать все данные, допросить пострадавших, свидетелей и обвиняемых в ходе судебного следствия. "До объявления окончательного обвинения и определения срока наказания еще очень-очень долго", - добавил прокурор.
Фото: Артем Устюжанин, E1.RU