
Регулярно проверяйте СМС, даже если боитесь спама и мошенников
Жительница Екатеринбурга осталась без привычного номера телефона, которым пользовалась пять лет. При этом никаких долгов у Валентины не было. О ситуации E1.RU рассказала Светлана, ее дочь.
«Маме пришло сообщение от „Мотива“ о том, что нужно обновить паспортные данные, перейдя по ссылке. Мама СМС в принципе не открывает, ей 74 года. Она лишний раз ни с кем не общается, так как много мошенников, в том числе действующих от имени операторов связи. Утром мы с ней нормально созвонились, а вечером номер был уже заблокирован», — рассказала Светлана.
Сначала дочь решила, что номер мамы недоступен из-за нехватки средств, и пополнила баланс на 1000 рублей, но ситуацию это не изменило. Разобралась во всем Светлана только тогда, когда приехала к маме домой.
«Оплата ушла и мне не вернулась. В „Мотив“ дозванивалась со своего номера минут 40, так как номер мамы полностью заблокирован. Как так можно и почему информируют в такой короткий срок? Как пожилой или еще по каким-то причинам занятой человек должен среагировать? Где письменное уведомление? Да и какие паспортные данные меняют в 74 года», — спрашивает екатеринбурженка.

На балансе лежат деньги, но сам номер теперь заблокирован
В «Мотиве» прояснили ситуацию. Там подтвердили, что номер заблокировали из-за того, что абонент не обновил информацию о паспортных данных.
«Согласно правилам оказания услуг связи, абоненты обязаны своевременно уведомлять оператора о любых изменениях в паспортных данных. Если информация в базах МВД и оператора связи не совпадает, оператор получает требование о сверке данных и информирует об этом абонента через СМС. Если владелец сим-карты не предоставляет актуальные данные, оператор обязан приостановить обслуживание, то есть блокировать номер», — ответили в пресс-службе оператора.
Там подчеркнули, что паспортные данные Валентины сочли недействительными, так как информация из договора не совпадала с данными в базе МВД.
«Валентина была уведомлена посредством СМС от оператора о необходимости обновления данных дважды: 26 февраля и 7 марта 2025 года. Поскольку данные не были актуализированы, номер был заблокирован 11 марта в 13:00. Все денежные средства, поступившие на лицевой счет абонента, числятся на балансе, но услуги связи не доступны по причине блокировки», — добавили в «Мотиве».

Проверьте, не получали ли вы такое сообщение
Разблокировать номер пообещали после актуализации данных на «Гослуслугах», аккаунта на которых у 74-летней екатеринбурженки просто нет. Сейчас дочь уже оформила маме новую сим-карту.
Светлана показала, как легко в череде СМС потерять два важных сообщения. Если их проигнорировать, номер просто заблокируют
«Ну как среди всех этих сообщений отследишь важные СМС? Два раза — этого достаточно для глобальной блокировки. В то время мама еще и из больницы только вернулась, вообще не до СМС было. Может, молодой человек еще успеет отследить, а возрастной, как мы убедились, нет. С учетом того, что все пенсионеры запуганы мошенниками», — объясняет Светлана.
Задуматься о том, как обеспечить адекватное информирование — это задача оператора, не наша. Мы свои данные даем и несколько лет прекрасно пользуемся услугами.
Систему со сверкой данных, а также то, как реагировать на подобные СМС в век процветания мошенников, мы попросили прокомментировать Дмитрия Дудкова, специалиста по противодействию финансовому мошенничеству компании F6.
Ниже публикуем его ответ.
— В последнее время наблюдается тенденция к усилению проверок достоверности данных абонентов, на которых оформлены сим-карты, со стороны мобильных операторов. Это связано с ужесточением требований законодательства по идентификации абонентов, в первую очередь для иностранцев.
Таким пользователям сим-карт необходимо до 1 июля 2025 года подтвердить личность в салоне связи, предоставив СНИЛС, уникальный номер устройства (IMEI), подтвержденную учетную запись «Госуслуг» и биометрические данные. Эти действия направлены в первую очередь на выявление неправомерного использования абонентских номеров и верификацию легитимности их использования.
На фоне постоянного напоминания в СМИ различных профилактических рекомендаций, связанных с защитой от мошенничества, некоторые пользователи могут критично воспринимать рассылки и уведомления, поступающие от мобильного оператора. Многие действительно опасаются переходить по ссылкам из-за риска фишинга, СМС от оператора могут попасть в спам, а формат таких уведомлений может быть слишком коротким и непонятным.
Для защиты свои данных рекомендуем:
Включать и всегда использовать двухфакторную аутентификацию;
Не передавать посторонним конфиденциальную информацию, в первую очередь это касается кодов из СМС;
Использовать сложные и уникальные пароли.
А вам приходили СМС от оператора о подтверждении данных?
Тому, как мошенники со своими схемами закошмарили екатеринбуржцев, мы посвятили специальный раздел на E1.RU. Под ударом даже дети, мы писали о новой схеме. Еще один свежий способ обмана касается банковских карт.