
Использование Data Matrix дает инструмент для проверки легальности товара самому потребителю
С этого года упаковка табачной продукции изменится навсегда: вместо бумажных акцизов появится куар-код. Покупатели, замечая непривычный вид упаковок, паникуют и сомневаются в легальности товара. Стоит успокоиться и разобраться, как на самом деле цифровая маркировка скажется на качестве и кто теперь будет заниматься проверкой.
Что за куар-коды и откуда они взялись
Система цифровой маркировки заработала по решению Правительства РФ еще в 2017 году, когда код «Честный знак» на многие категории товаров стало невозможно получить, не подгрузив в специальную базу «Цифровой акциз» данные от налоговой или таможни.
Сейчас за цифровую маркировку в России отвечает Центр развития перспективных технологий, процесс контролируется государством. Цифровая система обеспечивает более глубокий и эффективный контроль за оборотом табачной продукции и открывает перспективы для упрощения администрирования акцизов.
Уже маркируется 24 группы товаров, среди которых молочная продукция, бутилированная вода, безалкогольные напитки, табак, пиво, икра, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи, фотоаппараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации и кресла-коляски, антисептики, БАДы, ветеринарные препараты, растительные масла, корма для животных, консервы и велосипеды. В идеале перейти на «цифру» должен будет весь рынок.
Как скоро это случится? Конечно, не за один день, неделю и даже месяц. Процесс внедрения цифровых кодов для удобства производителей растянули на годы, постепенно охватывая разные категории товаров и давая им время адаптироваться к новым требованиям и использовать запасы упаковочных материалов.
Так, для табачного рынка отмена бумажной марки наступила 1 июля 2024 года с переходным периодом до 1 мая 2025 года. Это означает, что пока табачную продукцию выпускают в двух дизайнах, как с акцизными марками, так и без них, но и там, и там присутствует цифровой код. А вот с 1 мая поставлять в розницу можно будет только продукцию с куар-кодом без всяких марок. При этом закон и тут идет навстречу производителям, уточняя, что товар с бумажными марками, введенный в оборот до этой даты, сможет находиться в продаже до полной реализации.
Борьба с фальсификатами усилится
Всех, кто привык считать бумажную маркировку маркером качества и без нее теряется при покупке, можно успокоить. куар-код Data Matrix имеет ту же силу. Это тоже знак качества, его сканируют на складах и в магазинах. И его невозможно подделать, в отличие от бумажного акциза.
Так что цифровой код, может, и смущает покупателя, еще незнакомого с новым правилом, но на деле он гораздо лучше помогает бороться с нелегальным производством. С его помощью легко проверить происхождение товара. Можно отследить путь каждой пачки. Причем на всех этапах: от места производства до продажи, — то есть поставка полностью прозрачна, а вероятность продажи подделки исключена.
В России система цифровой маркировки уже работает для лекарств, обуви, одежды, парфюмерии, молочной продукции и других товаров. Есть официальная статистика, которая подтверждает эффективность мер по контролю за рынком и борьбе с теневыми схемами. Так, по данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, с момента введения цифровой маркировки в 2019 году объем нелегальной торговли табачной продукцией в России сократился до 11,4%.
Доверяй, но проверяй
Использование Data Matrix дает инструмент для проверки легальности товара самому потребителю. В случае сомнений можно отсканировать код с помощью смартфона через мобильное приложение «Честный знак». И получить полную информацию о продукции либо сигнал, что что-то не так. То есть обычные покупатели становятся полноправными участниками борьбы с нелегальным рынком и получают доказательство, что они защищены от контрафакта.
Data Matrix на пачке — это показатель соответствия новым требованиям законодательства. Переход на цифровую маркировку поможет табачному рынку стать более контролируемым. Технологичный контроль будет осуществляться вполне в духе времени, когда в «цифру» переходят, кажется, все реалии мира, а обычный человек — потребитель — может за считаные секунды получить информацию обо всём, чем пользуется.