Бизнес Кризис-2025 подробности «Лента» задумалась о покупке магазинов европейской продуктовой сети. Они есть в Челябинской и Свердловской областях

«Лента» задумалась о покупке магазинов европейской продуктовой сети. Они есть в Челябинской и Свердловской областях

Совладелец прокомментировал слухи о продаже бизнеса

На рынке заговорили о новой сделке  | Источник: Илья Бархатов, Наталья Лапцевич, Семен Казьмин (коллаж)На рынке заговорили о новой сделке  | Источник: Илья Бархатов, Наталья Лапцевич, Семен Казьмин (коллаж)

На рынке заговорили о новой сделке

Источник:

Сообщения о том, что ретейлер из тройки крупнейших — «Лента» — ведет переговоры о покупке торговой сети «Молния — Spar», просочились на рынок в конце февраля. Обе стороны ожидаемо не подтвердили сделку (как правило, об этом объявляют в день подписания договора, а то и позже). Наши коллеги 74.ru поговорили с экспертами о том, почему федералы вытесняют местные продуктовые сети, ждать ли в этом году слияний и поглощений в ретейле и кого съедят купят в первую очередь.

«Каждый год получаем запросы от лидеров рынка»

На рынке ретейла заговорили о пристальном интересе компании «Лента» (входит в тройку крупнейших ретейлеров России) к сети «Молния — Spar» (магазины в Челябинской и Свердловской областях).

— Сразу несколько источников подтвердили факт таких переговоров: в отделе закупок самой сети, один из дистрибьюторов и один из поставщиков, работающие с данной сетью, — сообщили в телеграм-канале «Продукт Медиа».

Федералы заинтересовались челябинской сетью Spar | Источник: Наталя Лапцевич Федералы заинтересовались челябинской сетью Spar | Источник: Наталя Лапцевич

Федералы заинтересовались челябинской сетью Spar

Источник:

Мы спросили представителей компании «Лента», действительно ли крупный российский ретейлер решил приобрести региональную сеть «Молния — Spar»? Правда ли, что идут переговоры, или, может быть, уже принято решение о покупке?

— Мы не комментируем рыночные слухи, — кратко ответили на запрос 74.RU в пресс-службе компании «Лента».

Компания «Лента» основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. Учредители — международное ПАО «Лента» и кипрская «Лента Глобал Лимитед» (ей принадлежит 0,1% капитала). С 17 февраля 2021 года МКПАО «Лента» считается юрлицом, зарегистрированным в России (Калининград). Основной бенефициар — бизнесмен Алексей Мордашов. По итогам 2022 года «Лента» была четвертой торговой сетью продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) по версии Infoline, ее выручку оценивали в 537 миллиардов рублей. Под управлением «Ленты» — 2819 магазинов разных форматов и 14 распределительных центров. Общая торговая площадь — 2,3 миллиона кв. м. За 2023 год компания отчиталась о росте выручки на 14,5% — до 615,5 миллиарда рублей, чистая прибыль не указана.

Совладелец торговой сети «Молния — SPAR» Дмитрий Бухарин не подтвердил факт переговоров и грядущей сделки.

— Каждый год мы получаем запросы от лидеров рынка — X5, «Магнит» и «Лента» — на предоставление информации о финансовых показателях компании для ее оценки. Происходит это регулярно, на протяжении не менее 10 лет. Последний запрос от «Ленты» был в октябре 2024 года, предложения [о покупке] от них пока не поступало, — рассказал 74.RU Дмитрий Бухарин.

Владельцы сети говорят, что не получали предложений о покупке  | Источник: Наталя Лапцевич Владельцы сети говорят, что не получали предложений о покупке  | Источник: Наталя Лапцевич

Владельцы сети говорят, что не получали предложений о покупке

Источник:

По мнению совладельца торговой сети «Молния — SPAR», первая тройка [ретейлеров] делает это (запросы и оценку местных сетей. — Прим. ред.) регулярно.

— Недавно читал, что «Лента» рассматривает покупку «Азбуки Вкуса». Возможно, и наша очередь придет когда-нибудь, — философски заметил Дмитрий Бухарин.

Торговая сеть «Молния — SPAR» («Spar Урал») объединяет 75 магазинов разных форматов: гипермаркеты, супермаркеты и магазины «у дома». Сетью управляет ООО «Молл», созданное в 2005 году в Челябинске. Учредителем, по данным «Контур. Фокуса», является компания «Молния Финанс». Ее владельцы — челябинские предприниматели Игорь Бобин и Дмитрий Бухарин (по 50%). За 2023 год выручка ООО «Молл» составила 19 миллиардов рублей, чистая прибыль — 244 миллиона рублей.

Сеть «Молния» стояла у истоков продуктового ретейла в Челябинске. Всё начиналось с магазина оптовой торговли, теперь это крупная региональная розничная сеть. В 2011 году «Молния» подписала договор франшизы с крупным международным ретейлером и начала развивать магазины, работающие по европейским стандартам.

Spar — крупная сеть супермаркетов, основанная в 1932 году в Амстердаме (Голландия). Она создана независимыми оптовыми компаниями и ретейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европе. Название сети представляет собой аббревиатуру девиза Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig, что в переводе означает «Все мы выигрываем от сотрудничества».

Какое-то время торговые точки челябинской сети действовали под двумя брендами — «Молния» и Spar. В итоге остался последний, а сеть превратилась в «Spar Урал».

В Челябинске Spar пользуется спросом, а в Екатеринбурге сеть не прижилась | Источник: Наталя Лапцевич В Челябинске Spar пользуется спросом, а в Екатеринбурге сеть не прижилась | Источник: Наталя Лапцевич

В Челябинске Spar пользуется спросом, а в Екатеринбурге сеть не прижилась

Источник:

Сейчас в нее входит 75 магазинов. Основная часть — 50 — расположена в Челябинске, 24 торговые точки находятся в Челябинской области, один магазин — в Свердловской области.

«Регионалы проигрывают всухую»

Тема слияний и поглощений в ретейле остается актуальной, отметили эксперты.

— Объем сделок M&A (слияний и поглощений) в прошлом году достиг рекордных 5,11 триллиона рублей. Это на 18,1% больше по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами, способствующими этому росту, стали санкционное давление, повышение ключевой ставки и национализация некоторых стратегических предприятий, — указал директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. — Крупные федеральные сети продолжают активно расширяться за счет поглощения региональных игроков. Например, X5 Group приобрела компанию «Тамерлан», управляющую 295 магазинами на юге России, а также 116 магазинов сети «Виктория» в столичном регионе и Калининградской области. «Лента» отметилась покупкой сети «Монетка», включающей 2120 магазинов в Поволжье, Сибири и на Урале.

В последние годы «Лента» активно скупала другие сети | Источник: Илья БархатовВ последние годы «Лента» активно скупала другие сети | Источник: Илья Бархатов

В последние годы «Лента» активно скупала другие сети

Источник:

Сообщения о потенциальных сделках ретейлеров поступают постоянно, и чаще всего в качестве покупателя в них фигурирует компания «Лента».

— Здесь есть две ключевые причины. Первая: акционер «Ленты» — господин Алексей Мордашов (миллиардер, владелец холдинга «Севергрупп». — Прим. ред.) и его финансовая группа обладают избыточными ресурсами, которые по большому счету некуда девать, так как они заперты в России. Соответственно, почему бы и нет. Предыдущий опыт по покупке сетей показывает, что Мордашов готов на них тратить существенную часть своих возможностей. С другой стороны, у региональных сетей ситуация сейчас настолько плохая, что многие акционеры, конечно же, готовы давно были бы выйти из этого бизнеса, но крайне мало покупателей на рынке, — объяснил гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. — Поэтому периодически возникают такие предположения.

В принципе, подобные сделки могут свершаться и сейчас, и в будущем, так как баланс сил сейчас во многом сосредоточен в руках крупных федеральных сетей, добавил эксперт.

— Региональные сети находятся между давлением со стороны поставщиков, которые повышают цены, низкой покупательской способностью и жесткой конкуренцией со стороны крупных федеральных игроков, — указал Иван Федяков. — Выдерживать ценовые условия, которые могут выбить для себя федералы, регионалы не в состоянии. Они проигрывают всухую, так как ничего особо специфического и интересного для потребителей предложить не могут. Сервисы сейчас не сильно востребованы, а локальный продукт можно найти и в крупных федеральных сетях.

Основная стратегия крупных ретейлеров заключается в поглощении региональных сетей, подчеркнули эксперты.

— Это позволяет быстро расширять присутствие в новых регионах, оптимизировать логистику и укреплять позиции на рынке. По прогнозам, в 2025 году доля 10 крупнейших ретейлеров в общем обороте розничной торговли может достичь 50%. Однако такая консолидация вызывает опасения относительно снижения конкуренции и возможного вытеснения местных производителей и продавцов, — акцентировал Ярослав Кабаков. — В некоторых регионах местные власти думают над тем, как ограничить поглощение региональных сетей федеральными игроками — для поддержки локального бизнеса.

Сети оказались между молотом и наковальней — ростом цен со стороны поставщиков и снижением покупательской способности | Источник: Наталя Лапцевич Сети оказались между молотом и наковальней — ростом цен со стороны поставщиков и снижением покупательской способности | Источник: Наталя Лапцевич

Сети оказались между молотом и наковальней — ростом цен со стороны поставщиков и снижением покупательской способности

Источник:

В ближайшие годы продолжатся слияния и поглощения в ретейле, единодушны эксперты.

— Правда, сокращается количество игроков, которых можно поглотить. Тем не менее «Лента» за последние годы купила несколько крупных сетей — это и пермская «Семья», и Billa, и «Монетка», и «Улыбка Радуги», — перечислил независимый консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин. — То есть ресурсы есть, соответственно, «Лента» и дальше нацелена на приобретение каких-либо региональных игроков. Я не исключаю такого сценария. Это нужно, чтобы увеличивать показатели в отчетности и, соответственно, демонстрировать успешное развитие.

При этом крупные сети вряд ли начнут приобретать друг друга, уверен эксперт.

— Прежде всего, они смотрят на региональных и межрегиональных игроков. Таких в стране еще немного осталось, но они есть, в том числе и в уральском регионе. Поэтому именно на приобретение таких сетей будет акцентировано внимание крупных игроков, — резюмировал Михаил Лачугин.

В целом тенденция слияний и поглощений в российском ретейле направлена на укрупнение крупных сетей за счет интеграции региональных игроков, резюмировали эксперты.

Напоминаем, что Spar проработал на Радищева всего полтора года. Он открылся летом 2020 года и делал акцент на собственное производство: там был кондитерский цех, пекарня, продавали собственные салаты и горячие блюда. В январе 2022-го магазин закрылся, а через пару месяцев нидерландская сеть и вовсе решила уйти из Екатеринбурга и свернула свой гипермаркет в торговом центре Veer Mall.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY7
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления