По всей стране начали закрываться магазины сети «Светофор». Эта волна докатилась и до Екатеринбурга, где за последние пару месяцев перестали работать сразу несколько филиалов. Чтобы разобраться, что происходит с известными дискаунтерами и что ждет их дальше, корреспонденты E1.RU объехали четыре магазина и поговорили с их работниками и покупателями. Подробности читайте в нашем репортаже.
Разговоры о закрытии сети начались после появления в СМИ информации о серьезных нарушениях, которые выявили в московских «Светофорах». Утверждалось, что там нашли просроченные продукты и насекомых в торговых залах. После этого проверки санитарных норм прошли и в екатеринбургских магазинах. Чем они закончились, в Роспотребнадзоре не раскрывают.
Впрочем, покупатели «Светофора» будто и не слышали про описываемые в прессе ужасы. В разгар рабочего дня в магазине на Блюхера много людей. Многие из них — это пенсионеры. Кто-то едет сюда специально из других районов.
Так сделала, например, Римма Васильевна из Втузгородка. Она приехала сюда за покупками на трамвае вместе с подругой, обе живут в районе УПИ. Раньше они преподавали в университете, но теперь уже давно на пенсии.
Женщины рассказывают, что закупаться в «Светофор» ездят примерно раз в месяц. Хотя «закупаться» — это громко сказано. В тележке у Риммы Васильевны сыр, икра минтая и пачка вафель. Ее спутница кладет рядом пакет с заморозкой из холодильника.
— У меня сейчас мало денег, так я вот только это взяла — пакет индюшатины, — показывает пенсионерка.
Подруги признаются, что любят «Светофор» за дешевые продукты и что будут грустить, если он закроется. Новостей про неприятности сети они не слышали, а риск найти просрочку их и вовсе не пугает.
— Да тут всё, наверное, просроченное! — машет рукой Римма Васильевна.
— Не знаю, я тут уже несколько лет закупаюсь, и никто не отравился, всё нормально! — вторит ей подруга.
В зале с холодильниками встречаем молодую семью с ребенком. Пара рассказывает, что живет рядом с магазином, поэтому иногда заглядывает сюда за покупками.
— В основном приходим за вот такими штучками, — говорит женщина, показывая на коврик для прихожей.
— А продукты… Допустим, вот нормальный продукт и фирма вроде ничего, а остальное… В общем, берем выборочно, — добавляет ее супруг.
На первый взгляд, торговый зал выглядит нормально. Ни тараканы, ни какие другие насекомые нам на глаза тут не попадаются. Смотрим на сроки годности колбасы и мяса — если верить информации с этикеток, с этим всё в порядке.
А вот дату производства яиц (их здесь продают поштучно, они выложены на больших лотках) не находим. Обращаемся к сотруднице магазина:
— А как у вас срок годности яиц посмотреть?
— Фасовщик, кажется, уже срезал дату с коробки. Но я точно знаю, что они от 28 января.
Просим работницу рассказать, что вообще сейчас происходит с сетью. Она соглашается общаться с журналистами только анонимно.
— В конце января у нас были проверки от Роспотребнадзора, мы прошли их успешно, никаких нарушений не выявили. Магазины закрылись же не по этой причине. В Базовом, например, будут новостройки строить, на Вилонова, по-моему, так же. Про магазин на Новгородцевой не знаю. Так что мы продолжаем работать, как раньше, всё нормально, — уверяет работница.
Дальше мы отправляемся как раз к одному из закрытых магазинов — на Вилонова. Он находится глубоко в промзоне. Раньше покупателей встречала большая вывеска со схемой проезда, но теперь ее сняли. Не с первого раза, но всё же находим крыльцо бывшей торговой точки. Из следов, которые от нее остались, — только объявление о закрытии. Оказывается, магазин не работает с 16 декабря.
О причинах закрытия в объявлении, естественно, ничего не сказано. Сотрудница точки на Блюхера упомянула планы по застройке этой территории.
И действительно, у властей такие планы были. Правда, в 2016–2017 годах — тогда областное Министерство строительства утвердило проект межевания территории в границах улиц Вилонова, Учителей, Волховской и Данилы Зверева, где как раз и был «Светофор». Обычно такие проекты утверждают как раз перед застройкой, но на этом процесс остановился.
Следующая ближайшая точка — на улице Омской. «Нищемаркет» находится в отеле «Цезарь». У входа нас встречают помпезные атланты и табличка с информации о запрете фотосъемки (и это в общественном месте).
Внутри встречаем Елену. Она бывает в «Светофоре», только если ей по пути. Здесь покупательницу, как и многих, привлекают низкие цены.
— Честно сказать, продукты здесь не часто покупаю — в основном бытовую химию или что-то для сада: контейнеры для рассады или грунт, — рассказывает Елена.
— А почему продукты не берете?
— Качество не очень хорошее. Консервы только редко покупаем. Я всегда смотрю сроки годности, так что просрочка мне никогда не попадалась. Жалко будет, если закроют магазин, не хотелось бы, — говорит женщина.
Продолжаем изучать торговый зал. Цены здесь действительно удивляют: 1,5 килограмма гречки можно купить всего за 79 рублей (в большинстве магазинов выходит дороже), кило лука стоит чуть больше 28 рублей, а с бутылкой вина и вовсе можно уложиться в 200 рублей.
Набор товаров тоже поражает: кроме продуктов и бытовой химии тут можно найти мебель, посуду, ковры и одежду. К примеру, комплект из теплого камуфлированного комбинезона с курткой стоит 3,5 тысячи. Есть даже джинсы и модные лонгсливы.
Среди палет с коробками, выставленных рядами, замечаем посетительницу в шубе. В отличие от других покупателей, она не везет перед собой тележку. Подходим пообщаться. Женщину зовут Жанна, и она одна из частых покупательниц «Светофора».
— Мне хотелось бы, чтобы они не закрывались, потому что мы здесь многое покупаем. Например, я икру брала, курицу, каши, минеральную воду, мороженое, иногда мясо или сосиски, — делится Жанна.
— Качество продуктов вас устраивает?
— Не всегда. Надо пробовать. Иногда печенье даже не устраивает, на вкус как из бумаги. Но зато компоты здесь как советские, я их беру. Мясо боюсь покупать: попробовала индейку, не понравилось катастрофически, как будто гелевый кусок.
— Сколько денег можно сэкономить, если закупаться здесь, а не в «Пятерочке» или «Монетке», например?
— Примерно 500 рублей. Обычно чек здесь выходит 1,5–2 тысячи, на праздники — по 3–5 тысяч.
Еще одна покупательница тоже избирательна в покупках: в ее тележке только пакет сухофруктов. Мясо и молочку пенсионерка тут не покупает: говорит, что не доверяет. «Дешево — не всегда хорошо».
Женщина утверждает, что никогда не видела тут никаких вопиющих нарушений санитарных норм.
— Я думаю, это всё конкуренты! Возможно, идет борьба за место.
Таким же мнением поделилась с нами кассир в магазине на Артинской. В справочнике 2GIS отмечено, что этот магазин закрылся, но он не только продолжает работать, но и ищет новых сотрудников.
— У нас прошли проверки — и всё нормально. Это всё происки конкурентов, — говорит продавец.
Если верить сотрудникам, массовые закрытия сети в Екатеринбурге не грозят. Сами представители компании происходящее никак не комментируют.
Ранее налоговая решила ликвидировать холдинг «Инвест стандарт», которому принадлежат торговые точки в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. При этом юрлицо, под которым работают филиалы в Свердловской области, всё еще действует.
Мы рассказывали, что сеть принадлежит семье долларовых миллиардеров Шнайдеров. Подробнее об их бизнесе читайте в этом материале.
Недавно наши коллеги из NGS24.RU выяснили, что у основателя «Светофора» нашли карибский паспорт. Сергей Шнайдер решил не упоминать связи с Россией, чтобы открыть магазины в Польше.
Все материалы по теме мы собираем в специальном разделе.