У созданной в Екатеринбурге сети салонов ткани «АтлантТекс» стремительно сокращается количество магазинов. Сначала у компании закрылось несколько точек в родном городе, а недавно стало известно, что скоро перестанут работать ее филиалы в Нижнем Тагиле, Челябинске, Тюмени и Санкт-Петербурге. E1.RU поговорил с владельцем сети Павлом Аляничем о причинах происходящего и будущем торговой сети.
— Почему «АтлантТекс» терпит массовые закрытия? С чем вы это связываете?
— Это происходит в связи с тем, что выручка падает: видимо, у населения нет денег. Магазины, которые работают в убыток, должны закрыться. Кроме того, сейчас нет рабочей силы — я не могу найти ни одного хорошего продавца. Допустим, 15 лет назад всё было по-другому, ко мне на работу выстраивались очереди.
— Как давно начала падать выручка?
— Примерно с 2014 года.
«АтлантТекс» — сеть магазинов по продаже тканей и швейной фурнитуры. Большинство филиалов работают в Екатеринбурге. Также торговые точки есть в Санкт-Петербурге, Тюмени, Челябинске, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском.
Компания принадлежит бизнесмену Павлу Аляничу. Ранее он владел сетью продуктовых магазинов «А-продукт», которую начал распродавать в 2015 году. «А-Продукт» входил в сеть «Атлант» вместе с «Атлант Косметик» и «АтлантТексом». Сейчас в Екатеринбурге остался только последний из перечисленных брендов.
— После пандемии активно начали развиваться маркетплейсы. Это как-то повлияло на ваш бизнес и вообще на рынок?
— Да, естественно. Люди берут там, где дешевле. Хотя там, где дешевле, качество, конечно [хромает]. Мы же всегда работали, покупая ткани только от производителя, у нас было запрещено покупать у посредников с их наценками, но сейчас перевести деньги за границу — это большая проблема, и рынок стал очень ограниченным.
Богатых людей не так много, и, конечно, люди берут товары не важно, какого качества. Нитки и плотность тканей очень влияют на цену, но люди не имеют денег для того, чтобы купить что-то хорошее и надолго.
— Судя по сообщениям от наших читателей, они грустят о закрытии магазинов, видят ваше преимущество в соотношении цены и качества. Тогда почему вообще сложилась такая ситуация?
— Вот они пишут: хорошие цена и качество. А понимаете: когда выручка 20 миллионов, расходов на 30 миллионов, а за прошлый год 24 миллиона убытков, я должен цены поднимать, но тогда покупатели перестанут брать. Что мне делать? Разоряться вообще? Либо можно поступить правильно, то есть закрыть магазины, которые работают хуже.
Когда у меня был «А-Продукт», мне покупатели тоже каждый день писали благодарности, но пришлось его закрыть — ситуация такая.
На сервисе по проверке контрагентов «Контур.Фокус» последние данные о финансовых показателях торговой сети «Атлант» приведены за 2023 год. Тогда выручка компании снизилась на 10%, до 675,4 миллиона, а чистая прибыль сократилась с 22,7 до 2,4 миллиона рублей.
— Сейчас, кажется, всё идет к тому, что рано или поздно закроются все магазины сети «АтлантТекс». Так ли это или вы хотите сохранять сеть как можно дольше?
— Я не знаю, будет зависеть от ситуации. Я не могу вам ответить на такой вопрос. Еще три года назад у нас было 40 магазинов, а 1 февраля осталось ровно 20. Думаю, что останется где-то 15, а дальше я буду наблюдать за ситуацией на рынке. Все эти магазины могут вновь заработать и хорошо развиваться дальше, если ситуация на рынке это позволит. Пока она этого не позволяет.
— Вы говорите: трудно найти продавцов. С такой проблемой сейчас сталкиваются владельцы многих магазинов. Сколько зарабатывают ваши сотрудники?
— Когда наступил кризис в 2014 году, продавец у меня зарабатывал 22 тысячи, сейчас — минимально 45 тысяч или выше 50 тысяч на руки, хотя выручка только падает, а прибыль вообще прекращает свое существование. Поэтому, естественно, в этой ситуации нужно сокращать расходы, и мы начинаем закрытие с более убыточных магазинов. Сколько эта тенденция продлится, я понятия не имею.
Закрывая первые четыре магазина, я думал: может, всё-таки наберу людей более работящих, профессиональных, но нет таких. Мало ведь одного продавца взять на работу, нужно создать коллектив.
Когда я начинал бизнес в 1991 году, у меня 40 человек на одно место стояли в очереди, чтобы стать продавцом в моем магазине. Мы их отбирали и к нам попадали самые лучшие. А сейчас, если я даю объявление, то в месяц один человек приходит — и тот не хочет работать.
Ребята не хотят работать и провалили всё полностью. Мне негде взять кадры, чтобы заменить их, вообще негде.
— Что происходит с сотрудниками закрывшихся магазинов? На каких условиях вы с ними расстаетесь? Переводите их в другие точки, увольняете или сокращаете?
— Мы используем все эти три способа, о которых вы сказали. Кого-то переводим, кого-то увольняем, кого-то сокращаем. Мы действуем так, как это принято по закону, иначе себе же дороже.
Магазины сети «АтлантТекс» начали закрываться осенью 2023 года. Тогда стало известно о прекращении работы двух филиалов на проспекте Ленина и одного на улице Машиностроителей. Через год Павел Алянич закрыл еще четыре магазина в Екатеринбурге.
Скоро не станет еще одного филиала, который работает в доме № 30 на Заводской. Его решили снести ради расширения улицы Татищева. Бизнесмену изначально предложили низкую цену за выкуп помещения, но он сумел через суд добиться повышения суммы выплаты. Кроме того, волна массовых закрытий докатилась и до точек в других городах.
О том, что вообще сейчас творится в сфере торговли в Екатеринбурге, мы разговаривали с владельцем торговых центров Владимиром Смирновым.