Бизнес Бизнес и команда «Приходят даже в выходные»: в какие кофейни выстраиваются очереди из сотрудников

«Приходят даже в выходные»: в какие кофейни выстраиваются очереди из сотрудников

Руководители популярной сети рассказали, что самое важное в подборе

Франчайзи пользуются лайфхаками сети не только по бизнес-процессам, но и в поиске сотрудников

Многие считают, что выходить на рынок кофеен нет смысла, ведь завоевать любовь и доверие клиентов будет не легче, чем подняться на Эверест. И все-таки некоторым удается запустить бизнес за считаные месяцы, да так, что в кофейню выстраивается очередь из сотрудников, а клиенты остаются надолго. Как масштабировать бизнес без потери ценностей и какие инструменты помогают находить ценные кадры? Опытом поделились франчайзи и генеральный директор одной из самых крупных сетей кофеен Baggins Coffee, которая насчитывает 170 партнерских точек в Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени, Пензе, Воронеже, Кингисеппе и с недавних пор в Краснодаре.

Новый руководитель — новые порядки?

Должность генерального директора в Baggins Coffee — головной компании в Санкт-Петербурге — с 2022 года занимает Марина Яковлева. Адаптация в должности совпала с непростым периодом: курсовые качели, уезжающие из страны сотрудники и партнеры-франчайзи. Это сеяло непонимание, как дальше жить и строить планы по развитию. Сегодня ситуация нормализовалась, но появились новые вызовы. Например, кадровый голод. При этом, по словам Марины, в регионах он пока не сильно ощущается, а в крупных городах поиск нужного специалиста может занимать месяц и больше. Особенно на руководящие позиции.

— Я не сторонник старинной русской поговорки «новая метла по-новому метет». Приходя в новое место, ты должен сначала познакомиться с имеющейся командой, чем я и занималась. На сегодня часть изначальной команды успешно сохранена, потому что люди находятся на своем месте. При этом, конечно, приходилось нанимать новых сотрудников, — объясняет Марина.

Генеральный директор Baggins Coffee Марина Яковлева

Секреты поиска

Основная площадка для поиска сотрудников сети в разных городах — hh.ru. Вакансии размещают по тарифу «Стандарт-плюс». Помимо этого, компания ищет нужных кандидатов по базе резюме. Там есть удобные фильтры, которые позволяют найти людей, например, по временным рамкам, в которые бариста могут выходить на работу в кофейню.

— Помимо этого, мы часто пользуемся советами от hh.ru по вакансиям в нашем архиве. Они помогают обратить внимание на мелочи и сделать поиск более эффективным. Я также пользуюсь аналитическими статьями в телеграм-каналах hh.ru. Смотрю, какая динамика формируется на рынке по ставкам и ожиданиям кандидатов от заработной платы, анализирую количество резюме на определенные вакансии. Это позволяет держать руку на пульсе, — считает Марина.

Сошлись в ценностях и удержали руководителя

За кандидатов, которые цепляют с первого собеседования, в Baggins Coffee могут даже побороться. Так произошло с сотрудником на позицию финансового директора. Соискатель очень понравился Марине по всем параметрам, но, к сожалению, после первичного собеседования хотел выбрать другую компанию. Чтобы удержать ценный кадр, генеральный директор попросила эйчара организовать личную встречу, которая в итоге завершилась офером.

— Первичный отбор делает HR-директор. Затем я даю соискателю от себя маленькую анкетку. После этого остается буквально считаное количество кандидатов, с которыми я лично встречаюсь. Затем мы выводим человека на пробный день, чтобы он сам мог понять, подходит ли ему команда и компания. Далее запускается процесс обучения и адаптации. Я тоже проходила все этапы обучения, в том числе на баре, в тренинг-центре на бариста, и собственный менеджерский курс компании, — вспоминает Марина.

В Baggins Coffee важнее всего ценности человека, а уже потом профессиональные качества

На собеседованиях Baggins Coffee смотрит прежде всего на человеческие качества. По словам Марины, профессиональные компетенции «всегда можно наверстать».

— Я никогда не возьму в команду профессионала, каким бы крутым он ни был, если он не совпадает со мной и командой по ценностям, — добавляет генеральный директор.

Отбор кандидатов в два этапа

Кофейню в столице Кубани по франшизе открыла Светлана Копецкая. О Baggins Coffee ей рассказала крестная сестра, которая работала в одной из кофеен сети в Санкт-Петербурге.

— По образованию я управленец, работала в нефтяной сфере: прошла путь от обычного специалиста до замначальника отдела развития тендерных процедур. Я всегда понимала, что у меня очень большая отдача и хорошо бы эту энергию и ответственность направить в свое дело. Мне хотелось производить качественный конечный продукт, но осознавала, что компетенций не хватает, поэтому и задумалась о франшизе. С момента покупки до открытия кофейни прошло всего четыре месяца. Меня поддерживали на каждом этапе, всё было настолько легко и понятно, и это реально упростило запуск бизнеса, — вспоминает Светлана.

Руководитель Baggins Coffee в Краснодаре Светлана Копецкая

Первых двух бариста в кофейню Краснодара нашла управляющая компания на hh.ru. Головной офис сам размещал вакансии в нужном регионе, но при этом не снимал всю ответственность с франчайзи.

— В регионах очень важно, каким руководителем ты являешься. Если выполняешь свои обещания, заботишься о комфорте сотрудников, даешь всё, что на старте было прописано, не обманываешь, это хороший знак, — говорит генеральный директор Baggins Coffee Марина.

За первые два-три дня размещения вакансий в Краснодаре откликнулось очень много людей. Помог 4-звездочный рейтинг Baggins Coffee на hh.ru и положительные отзывы текущих и бывших сотрудников — знак того, что нашей сети кофеен можно доверять.

Сила в бренде и мощном комьюнити

После успешного старта в регионе хорошо сработало сарафанное радио. Ребята заходят и спрашивают, нужны ли кофейне новые бариста, потому что им нравится внутренняя обстановка в Baggins Coffee. Кстати, первые сотрудники, которых нашли для Светланы, работают с ней до сих пор и с удовольствием рекомендуют компанию своим друзьям и знакомым. Это добавляет уверенности в работе.

Управляющая компания по-разному поддерживает своих франчайзи с точки зрения подбора — помогает с поиском по конкретным вакансиям на старте, дает ценные советы и рекомендации, обучает персонал. Тут играет на руку и сильный личный бренд компании. Франчайзи разделяют его ценности и транслируют их сотрудникам и клиентам. Партнеры компании берут лучшие практики у наставников и успешно реализовывают их на местах.

За первые два-три дня размещения вакансий в Краснодаре откликнулось очень много людей

— Нам удалось сформировать хорошую команду. Я тщательно подхожу к подбору персонала и стараюсь создавать все условия, чтобы бариста было приятно и комфортно находиться на работе. Сейчас мои ребята даже в свои выходные сами приходят в кафе, могут полдня просидеть, общаться, заниматься своими делами. Они знают, что здесь их всегда рады видеть, по ним скучают и ждут. И я рада, что мне удалось создать в кафе именно такую дружескую атмосферу, — объясняет Светлана.

Светлана ценит в людях самостоятельность и умение быстро принимать решения. Руководитель старается сразу подбирать людей, которые хотят развиваться. Она считает, это отличный задел на будущее. Когда кофейная подрастет и в ней появятся руководящие позиции, например тренер бариста или помощник управляющего, ребята с запросом на рост смогут реализовать себя. А их места займут вновь приходящие сотрудники.

Поиск с опытом

Сейчас Светлана работает над запуском второй точки. В новую кофейню еще с мая набран минимальный штат, однако онлайн-платформы по поиску сотрудников играют большую роль в бизнесе Светланы.

По условиям франшизы составление вакансии регламентируется головной компанией Baggins Coffee. У них есть определенная структура вакансии, а франчайзи могут сами прописать обязанности, требования и условия. Одним из важных пунктов — не завышать материальное вознаграждение, а указывать реальное.

— Скрининг резюме начинается с сопроводительного письма и анализа кандидата по следующим критериям: желаемая зарплата, заполненность раздела «О себе», название должности в резюме и занятость на учебе, — отмечает руководитель кофейни.

Сотрудники и гости ценят кофейню за атмосферу

Отбор откликов после скрининга делится на два этапа — телефонное интервью и личная беседа.

— Сначала моя задача — понять, правильно ли будущий сотрудник понял свои обязанности, какие у него планы на эту профессию — временная или постоянная, задать уточняющие вопросы, которые, к примеру не указаны в анкете, и, возможно, дать какой-нибудь кейс. На втором этапе я более подробно рассказываю о нашей компании, ее историю и миссию, чем мы живем и за что мы боремся. Иногда показываю дизайн-проект будущей кофейни, это тоже удерживает внимание кандидатов. Мы должны «зажигать» своих сотрудников, и это несложно сделать, когда у самой глаза горят, — считает управляющая Baggins Coffee.

ООО «Хэдхантер», hh.ru.

Реклама. Erid: 2SDnjcrPSPc,

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления