Уральские бизнесмены создали много классных брендов, которые прогремели на всю страну и стали известны даже за рубежом. E1.RU продолжает рассказывать о компаниях, прославляющих Екатеринбург и Свердловскую область. Первую публикацию мы посвятили продуктовым сетям и лидерам пищепрома, а сегодня на очереди — бренды, которые делают нас красивыми: шьют одежду, создают украшения и косметику.
«Золотое яблоко»
«Золотое яблоко» — это сеть магазинов косметики и парфюмерии. История компании началась в 1996 году в Екатеринбурге. Первый магазин сети бизнесмены Иван Кузовлев и Максим Паняк открыли на улице Малышева. Тогда это был небольшой павильон с косметикой. Сейчас в городе работают два огромных парфюмерных супермаркета — в универмаге Bolshoy и в «Пассаже». До 2021 года еще один магазин находился в ТЦ «Гермес Плаза», который закрыли после начала пандемии.
В 2007 году бренд вышел на федеральный уровень: первый за пределами Екатеринбурга магазин открылся в Челябинске. К 2018 году сеть насчитывала 10 магазинов по всей России, а в 2021 году она начала расширение за рубеж: открылся первый филиал в Белоруссии. Позже компания зашла на рынок Казахстана и Катара, еще в планах ОАЭ. В России открыто 35 магазинов, 12 из них в Москве.
Сейчас «Золотое яблоко», которое начинало как локальный бренд, стало одной из самых крупных парфюмерных компаний в России. В 2023 году выручка сети выросла на 52% и достигла 93,5 миллиарда рублей. Для сравнения: у одного из главных конкурентов, сети «Л`Этуаль», выручка составила 84,8 миллиарда (+5% к прошлому году). Продукцию «Золотого яблока» рекламируют звёзды и известные блогеры.
12 STOREEZ
Этот бренд появился в Екатеринбурге в 2014 году. Его основали сёстры-близнецы Ирина и Марина Голомаздины и Иван Хохлов.
Изначально компания специализировалась на базовой женской одежде, выпуская ежегодно 12 капсул (наборов вещей в одном стиле, которые можно комбинировать между собой, и при этом все элементы будут хорошо сочетаться). К 2022 году 12 STOREEZ отказались от создания коллекций-историй каждый месяц, в ассортименте появились обувь и мужская одежда.
За десять лет компания открыла 44 магазина в России, а также филиалы в ОАЭ, Казахстане и Узбекистане. Владельцы бренда — одни из самых успешных бизнесменов. В сентябре 2023 года Иван Хохлов продал свою профессиональную консультацию за миллион рублей.
Иногда моделями для бренда становятся известные люди. В прошлом году в одежде от 12 STOREEZ снимался журналист Владимир Познер.
Ushatava
Ushatava — еще один известный бренд повседневной одежды родом с Урала. Эта марка появилась в 2015 году в Екатеринбурге.
Необычное название составлено из фамилий основательниц — Алисы Ушаковой и Нино Шаматавы. Обе они с детства увлекались модой и стремились выражать свою индивидуальность с помощью одежды.
«Делать это было непросто. Люксовые вещи девушки позволить себе не могли, а массмаркет не удовлетворял их потребности. Алиса и Нино шили наряды для себя, и вскоре их модели стали популярны среди друзей и знакомых», — отмечается на сайте компании.
Бренд мог бы и не появиться, если бы не спор Нино с другом. По условиям девушка должна была отдать ему свой телефон, если бы не раскрутила собственное дело. В договор приятели заложили целый бизнес-план. Подробнее об истории компании мы рассказывали в этом материале.
Основательницы Ushatava считают, что одежда должна создаваться без урона окружающей среде, поэтому они используют только экокожу, экозамшу и экомех. В коллекциях много моделей унисекс.
Первый шоурум бренда, который открылся в Екатеринбурге, находился в одном помещении с бьюти-студией. Со временем магазину там стало тесно, и летом 2016 года он переехал на новое место. В том же году открылись бутики в Москве, а еще через год Ushatava запустила магазин в Санкт-Петербурге. Сейчас кроме четырех бутиков в России бренд имеет один шоурум в Казахстане (в Алма-Ате).
В 2023 году на YouTube-канале Александра Рогова ROGOV LIVE было опубликовано видео в формате шопинг-влога, где бренд Ushatava получил оценку 5 от известного стилиста.
MOISEIKIN
Ювелирный дом MOISEIKIN существует уже больше 30 лет. Свое название компания получила по фамилии основателя и главного дизайнера Виктора Моисейкина. Он создал бренд в Екатеринбурге в 1993 году, будучи 19-летним студентом инженерно-физического факультета.
Виктор Моисейкин начал создавать уникальные украшения, скульптуры и живописные панно из драгоценных камней. В его изделиях прослеживаются традиции русской ювелирной школы.
Свой первый международный офис MOISEIKIN открыл в 2013 году. Сейчас его называют ювелирным лицом России за рубежом. Кроме нескольких магазинов в нашей стране у компании есть филиалы в Японии, ОАЭ, Китае и Гонконге.
Уральские самоцветы этого бренда попали в коллекции экс-канцлера Германии Ангелы Меркель, королевы Елизаветы II, дизайнера Пако Рабана, председателя КНР Си Цзиньпина. В 2014 году сотрудники компании участвовали в разработке и изготовлении медалей для зимних Олимпийских игр в Сочи.
В 2015 году уральские ювелиры создали эксклюзивную серебряную розу специально для актрисы Катрин Денёв. Подарок ей вручили на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. В 2019 году такой же подарок получила актриса Настасья Кински.
Кроме того, несколько лет назад мастера компании изготовили часы стоимостью несколько миллионов долларов, которые иностранные журналисты назвали самыми дорогими в мире. Для создания изделия потребовалось больше килограмма золота, 2 тысячи бриллиантов и 500 сапфиров.
Всё это делается на производственной площадке на Вторчермете. Почитайте репортаж E1.RU оттуда.
Palmetta
А вы знали, что производитель женского нижнего белья Palmetta тоже родом с Урала? История компании началась в 1990 году в Екатеринбурге.
Идея строить бизнес на нижнем белье пришла в голову Юрию Завьялову. На фабрике на улице Щорса стали производить привлекательные комплекты для прекрасных дам. Всё начиналось с производства самых простых предметов белья, но постепенно компания стала расширять ассортимент продукции — выпускались бюстгальтеры пуш-ап, комбинации и подвязки для чулок.
Palmetta производит в Екатеринбурге и Первоуральске белье торговых марок Palmetta, Millena, Grandissima, Courage, а также линию купальников. Ежегодно фирма выпускает около 50 коллекций.
Сейчас работают больше 100 фирменных магазинов по всей России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске.
В 2014 году Palmetta попала в новостную повестку после того, как жительница Нижнего Новгорода пожаловалась на компанию Евгению Ройзману (признан в РФ иноагентом), который был тогда мэром Екатеринбурга. Женщина отметила, что белье от этой фирмы «красивое и комфортное», но цены на него слишком высокие. Она просила градоначальника повлиять на стоимость продукции. Тот никак не отреагировал на обращение женщины, а в компании ей ответили, что снижать цены не станут, так как используют импортное сырье.
Putin Team
Putin Team — пожалуй, самый патриотичный бренд в России. Коллекции повседневной, классической и спортивной одежды шьют на швейной фабрике SHISHKIN uniform atelier в Екатеринбурге из отечественных материалов.
Бренд, названный в честь президента, основал екатеринбургский дизайнер Дмитрий Шишкин, который на тот момент уже был известен как создатель одежды для богачей. В годы пандемии он перевел свое производство на выпуск масок и халатов для врачей, а после начала мобилизации стал шить военную форму.
Свой проект Putin Team предприниматель презентовал на выставке «Иннопром» в 2019 году, после чего запустил производство.
Как рассказывал сам Дмитрий в интервью корреспонденту E1.RU, чтобы использовать имя президента в названии марки одежды, ему пришлось пройти несколько этапов согласования.
В 2020 году модельер предложил Владимиру Путину сшить для него индивидуальный комплект из коллекции Putin Team. Глава государства поблагодарил Дмитрия Шишкина за предложение и добавил: «О цене договоримся». Посылку в Кремль отправили из Екатеринбурга в сентябре 2020 года.
Сеть офлайн-магазинов костюмов для «команды Путина» модельер запустил в 2021 году. Всё началось с аэропортов — первый бутик открылся в московском Шереметьеве. Сеть стала расширяться, сейчас она насчитывает три десятка магазинов в разных городах страны — от Владивостока до Калининграда. В прошлом году Дмитрий Шишкин заявил о намерении выйти на международный рынок и к концу 2024-го - началу 2025 года открыть магазины в Китае, Индии и ОАЭ.
Avgvst
Avgvst — это компания, создающая минималистичные ювелирные украшения. Бренд основала уральский дизайнер Наталья Брянцева. Свое название фирма получила по стихотворению Бориса Пастернака «Август».
Первый магазин открылся в 2016 году в Екатеринбурге, в том же году украшения от Avgvst начали продавать в московском ЦУМе, а в 2017-м бутик открылся в Санкт-Петербурге. Недавно компания пришла в Казахстан — в Алма-Ату, а в конце этой зимы бутик уральского бренда появился в Париже.
Сейчас некоторые магазины Avgvst — это не просто места, где можно купить ювелирные изделия, но и кофейни, студии тату и пирсинга. Кроме того, компания сотрудничает с издательством «МИФ», выпускает совместно с ним ежедневники-планеры с авторским дизайном и работает над обложками новых книг.
В 2021 году Avgvst прогремел на всю страну: бренд выпустил смелые подвески с надписью «Иноагент» в поддержку СМИ, которым присвоили такой статус.
Компания любит работать в коллаборациях с другими брендами и известными людьми. В ее портфолио есть, например, коллекции со старейшим часовым заводом «Ракета» и рэп-исполнителем Дельфином.
Продукцией каких из этих брендов вы пользуетесь? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
Почитайте также о компаниях, которые создают вкус Екатеринбурга, и о продуктах, по которым скучают уральцы, уехавшие в другие города.