В Екатеринбурге исчезнут ларьки с шаурмой из протухших продуктов. В мэрии приняли новые правила работы киосков. На заседании профильной комиссии на прошлой неделе документ обсуждали в обстановке особой секретности — за закрытыми дверями. А 21 мая прошло заседание Гордумы, во время которого эти правила утвердили с важными изменениями. Рассказываем, как теперь городские власти будут работать с ларечниками.
Член Общественной палаты Екатеринбурга Дмитрий Чукреев объяснил, почему так часто громил киоски с тухлой курятиной в Екатеринбурге. Общественник, который прославился борьбой с «проститутошными» и с продавцами шаурмы, на заседании гордумы заявил, что точки фастфуда, в которых готовили из просроченных продуктов в антисанитарных условиях, находились в субаренде и поэтому работали бесконтрольно.
— Екатеринбуржцы требуют навести порядок в пунктах нестационарной торговли. Сегодня там работают люди без санитарных книжек или с поддельными санитарными книжками. Были замечены нелегальные мигранты, дети мигрантов, были случаи торговли паленым алкоголем, — доложил Дмитрий Чукреев.
Поправки в правила, которые разработала администрация, прямо на заседании предложил принять Михаил Вечкензин. Кстати, по совпадению член его семьи занимается бизнесом в сфере нестационарных торговых объектов: брат Михаила задешево купил рынок на ВИЗе. Депутат выдвинул четыре поправки, в том числе — о запрете на пересдачу ларьков в аренду.
Те, кто арендует киоски у мэрии, должны сами их использовать как торговые точки. Предполагается, что так их будет проще контролировать и ларьки с антисанитарией уйдут в прошлое.
По данным E1.RU, рынок нестационарной торговли в Екатеринбурге находится в зонах влияния так называемой группировки «четырехсотых» и «уралмашевских». Именно «четырехсотые» занимались вывозом незаконных киосков, их компания «Горизонт-Е» получила подряд на эвакуацию таких объектов. Во время транспортировки происходили конфликты с группировками, которые крышевали ларьки. Самый громкий из них случился в декабре 2022 года во время попытки вывезти ларек с фейерверками с улицы Татищева. Отдельную нишу составляют крупные пищевые и агропредприятия, которые продают в ларьках собственную продукцию.
Кроме того, плата за аренду выросла и теперь зависит от района и близости остановок общественного транспорта и от вида продуктов и услуг, которые можно приобрести в нестационарном торговом объекте.
— Предлагается увеличить плату в два-три раза, цена будет соответствовать рыночной, а в некоторых случаях будет ниже, — заявил директор департамента потребрынка Максим Чаплыгин.
Участники же ларечного бизнеса утверждают, что стоимость поднимется в 3,5–5 раз.
Чаплыгин привел расчет, по которому за ларек с мороженым площадью 2 квадратных метра арендатор заплатит городу 2549 рублей в месяц. Он отметил, что по прежним правилам за сдачу в аренду ларька мэрия получала намного меньше, а плата за субаренду, которую назначали арендаторы торговцам, была на порядок выше. И с этих денег бюджет города не получал отчислений.
Против поправки о субаренде выступила уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области Елена Артюх. Она заявила, что такой запрет нарушает право предпринимателей распоряжаться своим имуществом.
— Предприниматель, который мобилизован или ушел добровольцем на СВО, что ему мешает сдать свой нестационарный торговый объект в аренду? — сказала Артюх.
Однако депутаты проголосовали за все поправки, в том числе — за запрет субаренды и утвердили новые правила.
Представитель киосочного бизнеса полагает что теперь с рынка уйдут мелкие коммерсанты, которые содержат по несколько киосков.
— Такие бизнесмены не в состоянии переложить рост стоимости [аренды] на конечных потребителей и не могут уменьшить свою часть дохода, поэтому будут вынуждены уходить с рынка. Дело в том, что, подняв цены, они потеряют покупателей. Значит, придется сокращать собственную долю доходов. Но когда у предпринимателя всего 3–4 объекта (а таких сейчас более половины на рынке города), он просто не может сэкономить на своих доходах. По сути, с новыми коэффициентами он будет работать в ноль или в минус, — считает киоскер.
Вы покупаете в уличных ларьках?
Договоры по новому регламенту коммерсанты будут заключать с 2025 года. Отметим, что правила нестационарной торговли распространяются не только на ларьки, но и на другие НТО, например автомойки. Среди прочего они будут обязаны использовать новые киоски стандартного вида. Разваливающиеся ларьки должны отправиться на кладбище. Глава полиции Свердловской области Александр Мешков в 2023 году пообещал, что возьмет под контроль деятельность «четырехсотых».