В Екатеринбурге сразу несколько торговых центров переживают кризис, и их владельцы затеяли смену концепции. 1 апреля под новой вывеской и в другом формате заработал ТЦ Sila Voli, в Limerance решили закрыть элитные бутики и перепрофилировать освободившиеся площадки, а «КомсоМОЛЛ» на ЖБИ вообще решили превратить в термальный курорт. Корреспонденты E1.RU заглянули в пустующие моллы, чтобы посмотреть, что там творится.
«Уют-холл»
Торговый центр между улицами Толмачева и Карла Либкнехта построили в 2008 году. Тогда его развитием занимались владельцы «Гринвича» Игорь Заводовский и Константин Погребинский, они запустили ТЦ «Гринго», который позиционировал себя как girls-маркет. В 2011 году он сменил собственника. Тогда же торговый центр впервые сменил название и стал MODA, но в этом качестве долго не просуществовал. Через несколько лет появилось название Sila Voli и концепция центра для людей, ведущих активный образ жизни.
В конце 2023 года руководство объекта снова заявило о намерении сменить концепцию, поняв, что бизнес на спорттоварах не взлетел.
— Экономические события последних лет — пандемия и спецоперация — привели к тому, что ряд спортивных брендов ушел из России. Поэтому спортивная концепция Sila Voli перестала работать в том формате, в котором мы ее задумывали, и мы приняли решение сделать реконцепцию центра, — говорила ранее управляющая ТЦ Дарина Дорогова.
На месте спортивных магазинов решили продавать мебель, бытовую технику и товары для дома. Мы попросили члена совета Гильдии маркетологов, директора медийного агентства AMG Сергея Балакирева оценить перспективность новой концепции. Он ответил, что с узкой специализацией на интерьерных товарах торговому центру будет проще выжить: не придется конкурировать с крупными и имеющими более выгодное положение ТЦ с широким ассортиментом.
Идея создать интерьер-маркет эксперту показалась логичной, потому что в Екатеринбурге высок спрос на новое жилье, а значит, и на его обустройство.
— Если в Екатеринбурге прижился интерьерный центр Architector, то почему бы ему не расширить географию, ведь заниматься проектом будут те же люди, — отметил Сергей Балакирев.
В новом формате молл заработал 1 апреля. Правда, пока в «Уют-холле» открылись только кофейня Duo, скалодром, который сохранился здесь от Sila Voli, и галерея мебели Teak House. Остальные арендаторы должны начать работу в апреле-мае — договоры подписаны уже со всеми.
«КомсоМОЛЛ»
Этот торговый центр построили в 2009 году на выезде из города — на дублере Сибирского тракта. Положение и так не самое выгодное, а в 2014–2015 годах еще и ГИБДД нашла нарушения в организации въезда на территорию и закрыла его. После скандала посещаемость ТЦ резко упала.
Неудивительно — ведь из-за проблем с въездом оттуда сбежали многие арендаторы. Сначала закрылись не очень известные мелкие магазинчики, а потом очередь дошла до Zarina, H&M и Centro (хотя следы существования некоторых до сих пор сохраняются в элементах навигации по ТЦ).
Одному из крупнейших арендаторов — гипермаркету «Карусель» — удалось продержаться там аж до 2019 года (площадь, на которой он работал, была у него в собственности). Правда, в 2015-м его законсервировали на какое-то время из-за проблем с подъездом. Причиной окончательного закрытия точки стала ее нерентабельность.
На месте «Карусели» открылся «нищемаркет» «Доброцен». Но вскоре и ему пришлось свернуть бизнес в умирающем торговом центре и переехать в помещение на Керамике. Теперь за продуктами жильцы соседних домов на Синих Камнях и ЖБИ ходят в «Чижик» — он открылся в «КомсоМОЛЛе» в 2022-м, но не на том месте, которое занимали «Карусель» и «Доброцен», а в помещении поменьше. Широкую площадку с высокими потолками отдали под волейбольный клуб Honey Volley.
В 2018 году обанкротившаяся компания «Уралинвест», которой принадлежал «КомсоМОЛЛ», продала его Альфа-Банку за 1,1 миллиарда рублей. Поначалу новый владелец пытался вдохнуть жизнь в торговый центр. После нескольких лет упадка там решили открыть кинотеатр, также у владельцев были планы организовать хостел для спортсменов.
Однако попытки оживить ТЦ не принесли успеха и Альфа-Банк решил всё-таки избавиться от объекта. Его несколько раз выставляли на продажу: в 2021 году за него просили 1,4 миллиарда рублей, а к сентябрю прошлого года цена рухнула до 850 миллионов.
Сейчас торговый центр оказался максимально близок к смене собственника. На молл положила глаз компания Baden Family, которая известна своими термальными курортами. В марте она заявила о планах выкупить «КомсоМОЛЛ». ТЦ понадобился владельцу курортов Евгению Кононову для того, чтобы к 2026 году создать там гигантский «Баденленд» с бассейнами, банями и пивными термами. Компания презентовала проект еще до момента заключения сделки.
Сами арендаторы получают крупицы информации и толком не знают, что их ждет. В июне должны завершиться переговоры по сделке, и, если она состоится, скоро всем магазинам придется закрыться и съехать. При этом, по данным источника E1.RU, администрация ТЦ недавно продлила некоторые договоры аренды на год.
Мы показывали, что сейчас там творится.
Limerance
Торговый центр Limerance на улице Воеводина, который принадлежит застройщику TEN, тоже ждет смена концепции. 31 мая там закроются бутики элитных брендов, в том числе Karl Lagerfeld, Valentino и Emporio Armani, развитием которых занималась управляющая компания ТЦ (магазины арендаторов останутся).
Освободившиеся места перепрофилируют. Всё это из-за ухода международных брендов с российского рынка.
— Более 80 международных фешен-брендов решили приостановить поставки товара и закрыть бизнес-проекты в России и Белоруссии. Логистические трудности нарушили многолетние транспортные связи, что напрямую сказалось на ценах и сроках доставки товара, — рассказали в пресс-службе торгового центра.
Наряду с магазинами в торговом центре работают офисы и студия Четвертого канала. Корреспондент E1.RU, который прогулялся по Limerance, отмечает, что там сейчас практически нет покупателей, проходимость очень низкая.
«Гермес»
Похожая ситуация наблюдается в торговом центре «Гермес» (ранее — «Гермес Плаза»), который изначально позиционировал себя как премиальный торговый центр, а сейчас активно перестраивается в офисник. Из-за этого там уже давно тянутся споры между собственниками небольших бутиков и руководством ТЦ, который связан с сетью парфюмерных магазинов «Золотое яблоко».
Мы подробно рассказывали о конфликте в декабре 2022 года. Одной из причин судебных разбирательств стало то, что в здании, которое изначально было четырехэтажным, без разрешения части собственников начали надстраивать пятый и шестой этажи. Бизнесмены заявили, что реконструкция проводилась незаконно, но руководство молла это отрицало. В Госжилстройнадзоре заявили, что реконструкцию вели на основании разрешений, выданных администрацией города.
В 2021 году сеть «Золотое яблоко» окончательно закрыла свой филиал в «Гермесе», который был там якорным магазином, но прекратил работу еще во время пандемии. В 2023 году из ТЦ со скандалом ушел фитнес-клуб «Молот». В комплексе началась реконструкция четвертого этажа.
Многие предприниматели не согласились на перепланировку, но управляющую компанию это не остановило. Вместо магазинов там решили открыть офисы «Золотого яблока», а собственников этих помещений вынудили либо сдать их в аренду, либо продать. Причем деньги за помещения предлагали совсем не те, на которые рассчитывали собственники. Кто-то плюнул, сдался и ушел, но самые упертые бизнесмены остались. Они до сих пор продолжают отстаивать свою позицию в суде.
«Золотое яблоко», связанное с руководством ТЦ «Гермес», обвиняют в захвате площадей, которые считаются общими. Летом 2023 года компания перегородила проходы к верхним этажам, где строятся ее офисы. Верхние этажи стали практически недоступны бизнесменам и посетителям ТЦ.
Сейчас по зданию ходят всего человек десять, в основном это сотрудники офиса «Золотого яблока». Много помещений сдается в аренду, и почти на каждом магазине написано, что у них проходят акции и скидки (видимо, чтобы хотя бы так привлечь покупателей).
Мнение эксперта
О том, что сейчас происходит с торговыми центрами Екатеринбурга и почему многие из них пришли в упадок, мы спросили у риелтора, специалиста по коммерческой недвижимости компании «Ориентир.Недвижимость» Ильи Зайцева. Эксперт считает, что у трудностей каждого проблемного объекта есть своя причина: так, в случае с «КомсоМОЛЛом» это плохо организованный подъезд.
— В отличие от «КомсоМОЛЛа» «Мега», которая тоже находится на выезде из города, на трассе, процветает, у нее всё хорошо в плане наполняемости арендаторами, потому что рядом организована нормальная транспортная развязка, — отмечает Илья Зайцев.
У Limerance другая ситуация.
— Он же больше ориентирован на премиальный сегмент, но, как сообщали сами представители этого торгового центра, в связи с импортозамещением они теперь не вытягивают этот формат, поэтому меняют концепцию. То есть тут есть четкое понимание, что не так, — говорит эксперт.
Что касается «Гермеса», то его уход в сторону офисных помещений специалисту по недвижимости вполне понятен.
Офисы, конечно, более востребованы: у торговых площадей доходность меньше, на офисах можно зарабатывать больше.
— «Уют-холл» взял хороший старт, выбрал удачный формат кафе с легкими блюдами, что отлично подходит для студентов, которых много в этом месте. В первые же дни туда стало заходить много молодежи, — заметил Илья Зайцев.
На вопрос, каким сейчас должен быть успешный торговый центр, эксперт в качестве примера называет VEER Mall и «Мегу».
— В VEER Mall пока по наполняемости, как я понимаю, довольно сложно, но его еще раскачают. У него современный архитектурный стиль. Стабильно и хорошо развивается «Мега». Это пример того, как можно не просто получать деньги с арендаторов, но и привлекать их к благоустройству территории. А если мы берем тот же «Гринвич», да, он находится в центре и качает по наполняемости, но по логистике внутри есть большие вопросы: если ты там постоянно ходишь и знаешь, где что располагается, то окей, но люди, которые туда приезжают, зачастую теряются, и потенциальный арендатор может просто не встретить своих клиентов, — заключил Илья Зайцев.
Ранее мы также рассказывали про проблемные места для бизнеса, где постоянно закрываются магазины и кафе.