Начиная с апреля все российские производители одежды должны будут маркировать свою продукцию QR-кодами. Участники рынка считают, что это не просто осложнит им работу, но и приведет к повышению цен, а некоторые мелкие бренды вынуждены будут закрыться. О том, как нововведения повлияют на бизнес, мы поговорили с основательницей екатеринбургского бренда одежды (она предпочла высказаться анонимно).
С 1 апреля 2024 года расширяется список товаров, которые нужно обязательно маркировать. К ним добавились свитеры, рубашки, блузки, костюмы, пиджаки — всего больше 100 видов одежды. Смысл нововведения в том, чтобы избавить потребителя от контрафакта. Наносить коды, по которым покупатели смогут получить информацию о товаре, придется не только на новую продукцию, но и на остатки старой. Изменения не касаются секонд-хендов и комиссионных магазинов. Маркировка будет вводиться поэтапно: до 30 сентября нужно заказать коды на всю продукцию, а до 1 ноября ввести ее в оборот. За нарушения предусмотрены штрафы.
Авторы инициативы уверяют, что система маркировки «Честный знак» работает без сбоев и что ее применение никак не повлияет на цены. Но у владельцев бизнеса иная позиция.
— Да, сама маркировка не такая дорогая — по 50 копеек [за код для каждой единицы], но нужны ресурсы на ее внедрение. Нам предстоит большой объем работы, для этого нужна отдельная штатная единица. Это дополнительная нагрузка на стоимость, — отметила предпринимательница.
Немало денег уходит и на закупку оборудования.
— Созванивалась с другими предпринимателями, у них свои магазины одежды. Автоматизированы 1С и «Честный знак» — 1,5 года ушло на внедрение, очень много [денег] отдали программистам. Надо купить ЭЦП (электронную цифровую подпись. — Прим. ред.) — это пять тысяч рублей, программу «КриптоПро» — еще пять, сервер — 70 тысяч, — рассказала владелица бренда. — Когда предприниматель начинает складывать все эти расходы, становится понятно, что это не 50 копеек. Чтобы отбить эти деньги, придется поднять стоимость продукта.
Как сильно подорожает одежда и когда именно это произойдет, пока сказать сложно. Еще одно возможное последствие — закрытие мелких фирм-производителей, владельцы которых не захотят осложнять себе жизнь.
— Сертифицировать продукт стоит немалых денег. Немногие захотят этим заниматься, это большая сложность. У людей она вызывает страх. Вместо того чтобы думать о продажах и развитии своего бренда, бизнес вынужден будет разбираться с маркировкой. Мне писали некоторые девочки, что они не выдержат этого и им придется закрываться.
«Всё это направлено не на поддержание, а на разрушение малого бизнеса»
У предпринимателей есть мнение, что это направлено на зачистку бизнеса, потому что рабочих рук не хватает: все пошли в инфобизнес или в предприниматели, на маркетплейсах продавать одежду. Мы в любом случае подстроимся под ситуацию, но выживет только сильнейший, — сказала наша собеседница.
В отличие от малого бизнеса, крупным производителям встроиться в систему будет проще: для них расходы на внедрение маркировки не столь существенны.
Ранее мы рассказывали, что в Екатеринбурге взлетели цены на парфюмерию и косметику — быть красивыми становится всё сложнее. Почитайте также наш обзор о том, как поменялся ассортимент бытовой техники и что стало с ее стоимостью.
Все новости о ситуации с ценами мы собираем в специальном разделе.